Мечети г.Казань

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:15, доклад

Краткое описание

В г.Казани много разнообразных мечетей, это неразрывно связано с историей, бытом и культурой народа, который жил и развивался на месте г.Казани. Рассмотрим некоторые из них.
Мечеть аль-Марджани́ — мечеть в Старо-Татарской слободе города Казани. Расположена между улицей Каюма Насыри и берегом озера Нижний (Ближний) Кабан.

Файлы: 1 файл

мечети.docx

— 219.09 Кб (Скачать)

 

                                           Мечети г.Казань

 

В г.Казани много разнообразных мечетей, это неразрывно связано с историей, бытом и культурой народа, который жил и развивался на месте г.Казани. Рассмотрим некоторые из них.

 

Мечеть аль-Марджани́  — мечеть в Старо-Татарской слободе 

города Казани. Расположена между улицей Каюма Насыри и берегом озера 

Нижний (Ближний) Кабан.

Мечеть явилась историческим знаковым воплощением начала общества многоконфессиональной веротерпимости в России, провозглашённой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, более чем два века была самой крупной и главной в Казани соборной мечетью и остаётся историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане.

Мечеть построена в 1766—1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II, полученному во время её приезда в Казань. На строительство мечети 62 человека собрали 5000 рублей[1]. Эта была первая каменная мечеть, построенная в Казани после её взятия Иваном Грозным в1552 году

 
Апанаевская мечеть  — мечеть в Казани, памятник татарской 

культовой архитектуры. Расположена в Старо-Татарской слободе.

 

 




Построена на средства татарского купца  Якуба Султангалеева в 1768—1771 гг. после того, как лидеры мусульманской общины Казани добились разрешения императрицы Екатерины II на постройку двух каменных мечетей взамен разрушенных по указу императрицы Анны Иоанновны и сгоревших.

Своё название получила по имени  купцов Апанаевых, проживавших в махалле и содержавших её. С этим связано и другое название мечети — «Байская» (тат. Байлар).

 

Мечеть Кул Шариф  — главная джума мечеть  республики  Татарстан  и Казани (с 2005); расположена на территории Казанского кремля. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани  войсками  Ивана Грозного.

Названа в честь её последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.

 

Кул Шариф расположена в западной части Казанского кремля и представляет собой симметричную композицию с размещением в центре двора здания мечети, а по бокам двух павильонов для пространственной увязки здания бывшего юнкерского училища и комплекса мечети с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы Кремля.

Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек, на площади  перед ней могут разместиться ещё десять тысяч

Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров.

Купол декорирован  формами, ассоциирующимися с образом  и декоративными деталями «Казанской шапки» — по одной из версий — короны Казанских ханов, увезённой в Москву после падения Казани, и экспонирующейся ныне в Оружейной палате (по другой версии, она изготовлена восточных дел мастерами (возможно, казанцами в их традиционном стиле) по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя).

 

Ази́мовская мече́ть  — мечеть в Казани, памятник татарской 

культовой архитектуры.

Построена в формах эклектики национально-романтического направления в 1887—1890 годах на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804. Строительство осуществленно на средства купца  М. М. Азимова.

Азимовская мечеть — одноэтажная двухзальная мечеть джами с 

минаретом высотой 51 м над входом. В декоративном убранстве использованы мотивы архитектуры мусульманского  востока. В 1930—1992, в связи с антирелигиозной политикой советской власти, не использовалась по назначению. В результате строительства оказалась в центре промышленной зоны. В 1990—1992 годах реконструирована и реставрирована по проекту архитектора Р. В. Билялова. На территории мечети находится 2-этажное здание медресе и деревянный дом муллы. В настоящее время используется  мусульманской общиной

 

Голубая мечеть  — мечеть в Казани, в Старо-Татарской слободе, памятник татарской храмовой архитектуры. Название получила по цвету стен. Построена в 1815—1819 гг. в стиле классицизма на средства казанского купца Ахмета Аитова-Заманова. Архитектор неизвестен. Двухэтажная двухзальная мечеть с трёхъярусным минаретом на крыше.

В 1864 г. купец Г. Б. Мустакимов пожертвовав собственный земельный участок, расширил мечеть на три окна по фасаду и соорудил вокруг неё ограду по проекту архитектора П. И. Романова. В 1907 г. купец Г. А. Ишмуратов увеличил михрабную часть здания перейстройкойа также расширил кладовую мечети.


 

Вид с улицы С. Садыковой (бывш. Нариманова)

Возникновение прихода относится к 1778 г., когда на участке, где раньше находилось гумно, была построена деревянная мечеть, четвёртая на тот момент в городе. Община была известна как «махалля рабов», наверно потому, что в этой части Старо-Татарской слободы жило самое бедное и бесправное мусульманское население. В 1815 г. старую деревянную мечеть перевезли в деревню Суыксу и начали строительство кирпичной на средства купца Ахмета Исхаковича Аитова-Заманова, который не жалел средств, несмотря на то, что сам проживал в махалле Первой соборной мечети.

Мече́ть Нурулла́ («Сенная») — культовое сооружение, построенное в центре исторического Сенного базара в Старо-Татарской слободе в 1845—1849 архитектором А. И. Песке при поддержке советников коммерции братьев Ибрагима (1806—1886) и Исхака (1810—1884) Юнусовыми на средства, завещанные их отцом — купцом первой гильдии Губайдуллой Юнусовым (1776—1849).

Мечеть является двухэтажной, имеет зал с куполом и трехэтажным цилиндрическим минаретом по южному входу. Украшение мечети подобно таковым из средневековой Волжской Булгарии и Ближнего Востока.

В 1890—1908 годах обязанности имам-хатиба исполнял видный общественный и политический деятель, издатель газеты «Азат» Габдулла Абдулкаримович Апанаев.

Мечеть была закрыта  16 ноября 1929 года, а минарет разобран. До 1992 года мечеть использовалась для жилья и офисов.

В 1992 году мечеть была переименована в «Нурулла» и была возвращена верующим. В 1990—1995 восстановлена Р. В. Билаловым, тогда же был восстановлен минарет.

Минарет и купола мечети «Нурулла»

Вид на мечеть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                             

 

                                                         


Информация о работе Мечети г.Казань