Маньеризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:55, доклад

Краткое описание

Маньеризм (итал. Manierismo – вычурность, манерничанье от maniera – прием, способ) – название, условно обозначающее стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца 16 века. Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство Маньеризма в целом характеризуется главенством формы над содержанием.

Файлы: 1 файл

Маньеризм.doc

— 1.68 Мб (Скачать)

Маньеризм (итал. Manierismo – вычурность, манерничанье от maniera – прием, способ) – название, условно обозначающее стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца 16 века. Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство Маньеризма в целом характеризуется главенством формы над содержанием.

Маньеризм стал популярным благодаря  художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство второй половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг.).

 

                

Якопо Понтормо. Снятие с креста.                              Дж. Арчимбольдо. «Фантастическая                            1526—1528. Флоренция, Санта Феличита         голова». 2-я пол. 16 в. Музей «Ала  

                                                                                Понцоне». Кремона.

 

О Маньеризме принято говорить начиная  с Рафаэля, когда он отказался  от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в  более изощрённой манере. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета.

 

Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах 16 века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение.

 

 

 

        Джулио Романо. Роспись «Зала гигантов» в  Палаццо дель Те в Мантуе. 1532—1535. Фрагмент.

 

В маньеристическом портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию маньеризма внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и др.), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х годов маньеризм превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо).

В декоре интерьера преобладают  орнаменты, насыщенные гротеском, причудливые, фантастические образы. Впервые, после Ренессанса, с таким трудом достигнутая гармония содержания и формы, изображения и выражения стала распадаться из-за чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов, изобразительных средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка. Повсеместно используя изобразительное искусство в оформительстве, художники этого периода постоянно обращаются к аллегорическим образам, символике и эмблематике, с целью создания образов близких духу светского общества. Маньеризм позиционируется как переходный стиль от классических массивных, монументальных форм в декоре интерьеров эпохи Возрождения (Ренессанс) к стилю новому, пропагандирующему пышность и величие, роскошь и пафос – стилю Барокко.

 

Ф. Приматиччо. Декоративное убранство  комнаты герцогини д’Этан во дворце в Фонтенбло. Стукковая лепнина, живопись маслом на холсте. 1540-е гг. Фрагмент.

Интерьеры в стиле маньеризма характерны отсутствием определенных принципов организации формы. В отделке вовсю играют перспективой, выдуманными источниками света и неожиданными, не всегда настоящими плоскостями и объемами. Красота и выразительность деталей становится куда важнее, чем единство целого. Помещения вовсю заполняют орнаменты – и откровенно нарисованные, и имитирующие резьбу и лепные украшения. Часто используются иллюзорные образы, такие как ложные двери, несуществующие окна и арки. Орнаменты просто царят потому, что выразительность линий становится почти самоцелью. Интерьер распадается на цветовые пятна, складывающиеся в новые формы и композиции. В маньеризме красота отдельной детали становилась важнее целого. Возможно, поэтому, интерьер в стиле маньеризм воспринимается как некое искусственно созданное пространство.

В архитектуре нетрадиционно применяются  классические элементы, иллюзорные трюки (ложные двери, слепые окна и арки). Фасады декоративны, с множеством архитектурных, скульптурных, орнаментальных деталей, использовние богатых, золотых и  серебряннх инкрустаций, искажение пропорций, смешение стилей, преувеличение акцентов, яркие цвета, В живописных и скульптурных композициях, необычных, фрагментных и световых эффектов, используется перспектива, изображение людей с удлиненными пропорциями.

 

             

Ф. Цуккари. Палаццетто Цуккари         П. Лигорио. Фонтан «Орган» на вилле д'Эсте в                   в Риме. 1593. Портал.                                      Тиволи (между 1550 и 1572).

В архитектуре маньеризма (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Джулио Романо) гуманистичная ясность образа вытесняется стремлением к сценическим эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали. Деятельность итальянских мастеров за пределами своей страны (Россо Фьорентино, Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо в Чехии), а также широкое распространение маньеристической (в том числе архитектурно-орнаментальной) графики способствовали превращению маньеризма в общеевропейское явление. Принципы маньеризма определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров А. Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф. Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо ознаменовало конец маньеризма и утверждение Барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «маньеризм», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).

Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья, Б. Бандршелли) характерны стилизация человеческой фигуры, измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой статуи.

 В ваянии провозвестником  Маньеризма был Джамболонья, в  искусстве которого, оказавшем огромное  влияние на его современников,  сочетаются причудливость поз  с изысканной плавностью и  элегантностью форм. К ведущим скульптурам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям.

 

Сады Боболи. Грот Буонталенти. Флоренция, XVI век.

               

 

Джамболонья. Похищение сабинянок.                    Адриан де Врис. «Психея». Бронза. 1593.

1574—1582. Флоренция, Лоджия деи Ланци          Национальный музей. Стокгольм


Информация о работе Маньеризм