Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:28, реферат

Краткое описание

Древняя история Египта является одной из первых глав истории всего человеческого общества. Отдельные культурные достижения, созданные древними египтянами на протяжении нескольких тысячелетий своей истории, были преемственно восприняты более поздними по времени народами - греками и римлянами -- и вместе со всем культурным наследством античности сделались достоянием европейских народов

Оглавление

Введение
I Глава. Художественная культура Древнего Египта. Архитектура как феномен древнеегипетской культуры
1.1 Анализ литературы по теме исследования
1.2 Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта
II Глава. Изобразительное искусство египетской цивилизации
2.1 Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни
Заключение
Список литературы
Введение
Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировой господство.
Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего художественного значения тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первым в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла.
Актуальность исследования.
Культура Древнего Египта важна для современности, так как человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация погибла, но, как и хотели древние египтяне, стала бессмертной. Египет наравне с Шумером (Междуречье) - древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этим двум странам. Именно в этом в основном заключается всемирно-историческое значение многовековой творческой деятельности трудолюбивого и талантливого народа, населявшего долину Нила к северу от первого нильского порога.
Степень разработанности проблемы.
В основу данной работы вошли исследования художественной культуры Древнего Египта в работах египтологов: Матье М.Э., Тураева Б.А., Струве В.В., Снегирева И.Л., Францова Ю.П. и других исследователей по данной теме. Так же были использованы энциклопедии, учебные пособия для студентов высших учебных заведений: Воскресенской Н.О; Емохоновой Л.Г.; Марковой А.Н. и другие источники.
Объект исследования - цивилизация Древнего Египта.
Предмет исследования - культура Древнего Египта.
Цель исследования - изучение культуры Древнего Египта.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику художественной культуре Древнего Египта.
2. Проанализировав труды отечественных и зарубежных исследователей.
3. Охарактеризовать основные исторические этапы развития древнеегипетской художественной культуры.
4. Рассмотреть архитектуру как отражение духовной жизни Древнего Египта.
В данной работе нами были использованы следующие методы научно-педагогического исследования как изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
Структура данной работы состоит из введения, 2х глав, заключения, списка литературы (26 источников).
I Глава. Художественная культура Древнего Египта. Архитектура как феномен древнеегипетской культуры

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Египта.docx

— 55.93 Кб (Скачать)

Террасы соединялись между  собой пандусами, а святилище было вырублено в скале. Торжественный, размеренный  ритм движения, строгая  планировка, чередования  горизонтальных и  наклонных плоскостей -- все продуманно, на всем лежит печать мысли гениального зодчего Сенмута.

Храм  Хатшепсут был богато и разнообразно украшен рельефами и скульптурами (свыше 250 статуй), обширные дворы-террасы оживлялись деревьями и искусственными прудами. Но самое главное новшество -- захоронение фараона отдельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах (и так теперь будут поступать со всеми фараонами).

Идея  пространственно  развитого храмового  комплекса, подчиненного принципу центральной  оси, наиболее полное и совершенное  выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора в Фивах, посвященных богу Амону - Ра (XVI - XV вв. до н.э.). От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль -- аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски -- иглы фараона (один из обелисков Луксора стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы.

Из  открытого солнцу двора, обнесенного  колоннадой, путь вел  в сумрачный гипостильный зал, а затем в  полутемное святилище. Здесь-то и был  настоящий лес: чаща колонн (в одном  только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусо-образных, лотосовидных, пальмовидных, иные из них таковы, что их не смогли бы обхватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне, видимо храм, символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй: стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами.

Колонны первого открытого  двора имели капители в виде бутона, в  центральном гипостильном зале -- в виде раскрытых цветов папируса, что соответствовало представлению о смене дня и ночи.

Все эти архитектурные  формы в отдельности, в том числе  колонны, изображающие нильские растения и  деревья, имеют свои прототипы и в  Среднем и в  Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись  в таком внушительном, пространственно-сложном  ансамбле.

Постепенное движение к молельням  через величественно-гигантские заросли каменного  папируса имело и  световую драматургию: от ярко освещенного  солнцем двора, через  сумрак колонного  зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному  полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые  ученые считали, что  египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для  процессий, нежели пространством  для пребывания Дмитриева, Н.А. Искусство Древнего мира./ Н.А. Дмитриева. - М.: Искусство, 1989. - С. 258..

И завершает основную линию архитектуры  культовых памятников Древнего Египта так  называемый Рамессеум: комплекс, состоящий из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 м в высоту и весившая более 110 тонн. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него.

Особым  типом храмового  зодчества в эпоху  Нового царства стали  храмы, вырубленные  в толще скалы. Их называют скальными, или пещерными, храмами. Одним из самых  известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу - Симбеле. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20-метровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип египетского храма (открытый двор, колонный зал, святилище).

Фараоны Нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные  гробницы знаменитой Долины царей в  западной части Фив. Ныне известно около 66 таких гробниц. Гробницам  полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Чтобы уберечь  посмертные жилища владык, архитекторы прибегали  к хитростям: строили  ложные гробницы -- кенотафы, в которых не было ничего, кроме пустых саркофагов, а мумия и сокровища сберегались в тайниках, часто жрецы тайно переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространялись легенды о проклятии фараонов, будто бы обрекавшего на смерть каждого, нарушившего их загробный покой. Но ничто не могло удержать похитителей кладов. Археологи находили гробницы взломанными, частично или полностью опустошенными.

Необыкновенно повезло только гробнице фараона Тутанхамона (ХV в. до н.э.). Ее открытие в 1922 г. английским археологом Говардом Картером стало большим событием в египтологии. Раскопки производились в Долине Царей, где давно уже работали археологические экспедиции, которые как будто раскопали все, что возможно. Однако Картер был уверен, что усыпальница Тутанхамона должна быть где-то здесь. И действительно, после долгих терпеливых поисков, разгребая груды щебня у подножия открытой ранее гробницы Рамсеса V I, обнаружили каменные ступени, ведущие к замурованной двери в скале. За дверью оказалось помещение из нескольких камер, наполненное таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки и исследования понадобилось пять лет. Тут были большие статуи и малые статуэтки, золотые ларцы, ложа и кресла из черного дерева, инкрустированные золотом, слоновой костью и цветным фаянсом, золотые модели колесниц, фигурные алебастровые сосуды и бесчисленные ювелирные украшения.

В последней погребальной камере стоял огромный ящик, обитый листовым золотом, внутри него -- еще три таких ящика, а в последнем ящике находился каменный саркофаг, заключавший в себе три золоченых гроба, один в другом, имеющие форму человеческого тела. В последнем гробу, сделанном из чистого золота, лежала запеленатая мумия Тутанхамона с артистически исполненной портретной золотой маской на лице. Судя по ней, а также по скульптурному портрету из белого алебастра на крышке канопы (сосуда, в котором хранились внутренности погребенного), лицо фараона, нежно-округлое, с пухлым ртом и большими, широко расставленными глазами, было совсем юным.

Сама  мумия была осыпана  драгоценными изделиями: амулеты, ожерелья, подвески, браслеты и кольца, золотые наконечники  на пальцах, кинжалы  у пояса. Еще никогда  захоронения фараонов не представали перед  глазами исследователей в такой полноте  и пышности. Дело в том, что гробница Тутанхамона практически  не была разграблена. Грабители побывали и в ней, видимо, вскоре после погребения, поскольку в первой камере вещи были разбросаны и свалены в  беспорядке. Однако воры успели унести лишь немногое и по какой-то причине  больше не возвращались. А впоследствии на этом месте построили  лачуги рабов, которые  сооружали гробницу Рамсеса VI, и вход в усыпальницу  Тутанхамона был  засыпан и забыт. Именно это и сохранило  ее для будущего Азимов, А. Египтяне. От древней  цивилизации до наших  дней./ Пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - С. 177. .

Египетской  архитектуре была свойственна простота форм -- поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали лишь настенные росписи и барельефы. Архитектору подчинялись беспрекословно, и это было необходимым залогом успеха -- на стройках были заняты тысячи людей.

Заключение

При изучении данной темы нами была рассмотрена  культура Древнего Египта, проанализированы труды  отечественных и  зарубежных трудов, охарактеризованы основные исторические этапы  развития древнеегипетской художественной культуры, а также рассмотрена  архитектура как  духовной жизни Древнего Египта.

Говоря  о особенностях культуры Древнего Египта можно сделать следующие выводы:

1. . В ходе изучения, анализа и обобщения  материала литературных  источников по  данной теме мы  пришли к выводу, что, к сожалению  еще очень много  не изучено в  истории данной  цивилизации. В  отличие от греческой,  особой популярности  египетская культура  не приобрела и  сделалась достоянием  лишь узкого круга  специалистов - востоковедов  и филологов. Так  произошло, потому  что к началу  нашей эры египетская культура пришла уже в совершенный упадок, традиции ее стали забываться, их не наследовал никакой другой народ.

2. Особенность древнеегипетской  культуры заключается  в тесном переплетении  духовных и материальных  ценностей древнеегипетского  народа. Так, к  примеру, вера  египтян в заупокойный  культ и божественную  силу фараонов  нашла свое отражение  в материальном  мире, а именно  сформировала предпосылки  для возникновения  одной из первых  в мире монументальной  каменной архитектуры,  скульптурного портрета  и изделий художественного  ремесла.

3. Памятники архитектуры  Древнего Египта  воплотили в себе  дух египетской  культуры, явились  ее своеобразным  символом, средоточием  достижений древних  египтян в области  строительной техники  и архитектуры,  математики и астрономии, мифологии и религии.

Информация о работе Культура Древнего Египта