Исаакиевский собор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:32, доклад

Краткое описание

Исаакиевский собор является неотъемлемой частью Санкт-Петербурга в такоой же мере, как собор св. Петра является частью Рима, собор св.Павла частью Лондона, а Нотр-Дам - Парижа. Его величественное здание возле набережной Невы придает выразительный акцент силуэту города.

Файлы: 1 файл

иссакиевский сабор.docx

— 15.54 Кб (Скачать)

Исаакиевский  собор

      Исаакиевский собор является неотъемлемой частью Санкт-Петербурга в такоой же мере, как собор св. Петра является частью Рима, собор св.Павла частью Лондона, а Нотр-Дам - Парижа. Его величественное здание возле набережной Невы придает выразительный акцент силуэту города.

Исаакиевский собор - одно из крупнейших купольных сооружений в мире

Его высота - 101,5 м, а площадь - более одного гектара (2,5 акра). Собор  представляет собой уникальное явление  в русской архитектуре. Построенный  в первой половине XIX века, он выделяется замечательной гармоничностью здания и его монументальной живописи, скульптуры и мозаики. Исаакиевский собор особенно замечателен своим великолепием и разнообразием использованных материалов. Во время Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. зданию (в особенности  его декоративным элементам) был  нанесен серьезный ущерб. Реставрация  потребовала многолетних настойчивых  усилий большой группы ленинградских  архитекторов, художников, скульпторов  и специалистов по реставрации. Сегодня  Исаакиевский собор - один из крупнейших музеев Европы.

Свою историю величественный Исаакиевский собор ведет от небольшой деревянной церкви, заложенной по указу Петра  Великого в 1710 году. Церковь была построена  рядом с Адмиралтейством, примерно на том месте, где сегодня стоит  Медный всадник. Храм освятили в честь  Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого. Император любил этот храм. Именно в Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I. А в 1723 году царь Петр подписал специальный указ, по которому моряки Балтийского флота должны были принимать присягу только в этой церкви.

После смерти Петра Великого не раз  предпринимались попытки перестроить  церковь, все менее и менее  гармонировавшую с парадным обликом  центра Петербурга. Но все эти попытки  не увенчались успехом. Так, например, Исаакиевский храм, заложенный в 1768 году архитектором Ринальди, прослужил недолго: на одной из служб с потолка посыпалась отсыревшая штукатурка, а при более детальном обследовании храма выяснилось, что оно находится в плачевном состоянии и подлежит капитальной переделке.

В 1809 году Александр I объявил конкурс  на лучший проект Исаакиевского собора. В нем победил молодой французский  архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию. Он представил сразу двадцать четыре варианта проекта собора в различных стилях: в византийском, романском, готическом стилях и даже в духе китайской и индийской архитектуры. Императору Александру I понравился проект пятиглавого собора в классическом стиле.

 

Работы по возведению собора начались в 1818 году и затянулись на сорок лет. В столице даже шутили, что, дескать, Монферрану предсказали, что он умрет сразу же, как закончит строительство, и потому архитектор не торопится. На самом же деле, вскоре после начала работ было обнаружены несколько серьезных ошибок в чертежах Монферрана, который был талантливым архитектором-рисовальщиком, но совершенно не имел опыта как архитектор-строитель. Работы пришлось прервать и создать специальную комиссию, которая внесла бы необходимые исправления в проект.

Торжественное открытие и освящение  Исаакиевского собора, который был  провозглашен кафедральным собором  Русской Православной церкви, состоялись 30 мая 1858 года. Храм стал центром общегородских  празднеств, в нем проходили все  главные церковные службы и крестины членов царской семьи.

Исаакиевский собор занимает четвертое  место в мире по величине, уступая  лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне  и собору Святой Марии во Флоренции. Собор достигает 101.52 метра в высоту при площади 4000 квадратных метра  и может вместить до 12000 человек. В оформлении интерьера были использованы многочисленные произведения живописи, мозаики, скульптуры, различные виды драгоценных камней и позолота. Особый интерес представляет один из крупнейших в России витражей, площадь которого составляет 28.5 квадратных метра. В работах  по отделке собора приняли участие  выдающиеся мастера, среди которых - Брюллов, Клодт, Пименов и другие.

Интересно, что шутка о зловещем предсказании оказалась пророческой. Через месяц после окончания  строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран скончался.

В советское время в Исаакиевском соборе был открыт антирелигиозный  музей, а само здание получило статус памятника. Храм чудесным образом не пострадал во время Второй мировой войны: за годы блокады в собор не было ни одного прямого попадания, хотя на колоннах Исаакиевского собора по сей день можно видеть следы от осколков разорвавшихся снарядов.

Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор является одним из лучших кафедральных соборов Европы и одним из самых  посещаемых музеев Санкт-Петербурга. Посетители имеют возможность подняться  на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города. В 1988 году, впервые после  долгого перерыва, в соборе была проведена служба, приуроченная к  празднованию в России тысячелетия  принятия христианства.

 

      История  Исаакиевского собора неразрывно  связана с историей Санкт-Петербурга - города, в котором за сравнительно  небольшой срок со дня его  основания сооружено то, что в  других городах воздвигалось  веками. Стремление России встать "твердой ногой" у балтики возникло задолго до Петра. Следствием этого была вековая борьба русских с Ливонией и Швецией, закончившаяся победой в Северной войне. Эта победа позволила Петру I обрести твердую гавань для торговли и культурных связей с европейскими государствами. Нева на всем ее протяжении перешла во владение России. Строительство исаакиевского собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого характерны монументальность и величие, гармония и строгость пропорций, органичная связь с пейзажем, а также повышенная идейно-патриотическая насыщенность образов. Архитекторы обращались к наследиюантичности, используя мотивы Древней Греции и Рима, а также итальянского Ренессанса. Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок классицизма, выразившийся в нарушении чистоты стиля, отходе от принципов сохранения единства и целостности архитектурно-художественного образа, а также излишней декорировке зданий, не связанной с их конструкцией. Эти черты ознаменовали начало эклектического направления в архитектуре.

 


Информация о работе Исаакиевский собор