Древня Месопотамия. Архитектура

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 07:53, реферат

Краткое описание

Образно выражаясь, европейская культура поднялась из волн Средиземного моря; то же можно сказать об архитектуре как неотъемлемой составной части культуры. Культура, зародившаяся в странах средиземноморского бассейна, была дальней предшественницей современной европейской культуры. Именно здесь несколько тысяч лет назад человечество начало своё историческое существование, и это произошло вне Европы, в расположенной на земле нынешнего Ирака древней Месопотамии.

Файлы: 1 файл

архитектура.docx

— 51.53 Кб (Скачать)

Реферат по МХК

На тему: Древня Месопотамия. Архитектура.

 

8а класса

 

 

 

Образно выражаясь, европейская  культура поднялась из волн Средиземного моря; то же можно сказать об архитектуре  как неотъемлемой составной части  культуры. Культура, зародившаяся в  странах средиземноморского бассейна, была дальней предшественницей современной  европейской культуры. Именно здесь несколько тысяч лет назад человечество начало своё историческое существование, и это произошло вне Европы, в расположенной на земле нынешнего Ирака древней Месопотамии.

Удивительны достижения обитателей Месопотамии в строительном деле. Сооружённые ими большие города имели часто регулярную сеть улиц и даже канализацию. Городские укрепления поражали своим размахом, например, двойные стены города Урука имели ширину 5 метров и общую длину 9 километров, 800 башен усиливали их оборонительную мощь. Крепости напоминали месопотамские святилища — храмы. Для защиты от наводнений их возводили на высоких основаниях. Составной частью храма был зиккурат— четырёхугольная в плане, кверху суживающаяся ступенчатая башня. В самом большом городе Месопотамии Вавилоне башня храма бога Мар Дука производила на современников неизгладимое впечатление своими гигантскими размерами. Память об этой башне сохранилась на века в библейской легенде о вавилонском столпотворении. Этот зиккурат в древности считали одним из семи чудес света.

В Месопотамии сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Такой дворец мог  иметь около двухсот комнат, окружавших внутренние дворы. Снаружи дворец выглядел сложенным из кирпича массивным колоссом без окон, обнесённым зигзагообразными оборонительными стенами.

Стены дворцов украшали плиты  с выпуклыми изображениями людей, животных, растений и др. В некоторых  дворцах этих рельефов было столько, что если их расположить в один ряд, он вытянулся бы на сотни метров. На рельефах изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Правитель, которого считали  равным богам, изображался гораздо большим и более сильным, нежели его подчинённые.

Умело переданы многие детали, хотя фигуры людей немного скованны и неуклюжи. Совсем иначе — естественными и стремительными — представлены животные в сценах охоты. Совершенство этих образов не удалось превзойти в позднейших рельефах.

Из ярких глазурованных  кирпичей составлялись узоры и фигуры на стенах. Тут можно было найти  цветки, напоминающие ромашку, а также  быков, львов и фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Подобные изображения украшали, например, городские  ворота, посвящённые богине Иштар, в Вавилоне. Пристрастие к изображению всякого рода фантастических животных пришло позднее из восточных стран в Европу и сохранилось до начала нашего столетия.В круглой пластике выполнены также грозные изваяния фантастических зверей, охранявших ворота, и находившиеся в храмах т.н. «молящиеся».

Огромное значение придавалось постройке  дворца. Самой важной частью дворца был тронный зал, где царь с  подобающими церемониями принимал послов и приносящих дары подданных. Он соответствовал целле, святилищу храма, где восседало божество. Трон даже ставили на то место, где находилось возвышение в целле. Во дворце Навуходоносора в Вавилоне трон был обращен ко входу. В ассирийских дворцах входящие посетители должны были сделать поворот на 90 градусов, чтобы увидеть царя, восседающего на троне в конце длинной комнаты.

Почти такое же значение, как тронный зал, имел двор перед  ним, связанный с залом монументальными  воротами, подобными тем, что вели к святилищу храма. Значительную часть дворца занимали жилые помещения, существовал также просторный зал, используемый для роскошных пиров. Возле  возвышения, на котором сидел ассирийский царь, располагался ряд небольших комнат, одна из которых была предназначена для ритуальных омовений и очищений царя.

Еще одна характерная черта  ассирийского дворца — настенные; украшения, представляющие царя любимцем богов, побеждающим  воином и удачливым охотником.Часто встречаются сцены битв, подношения даров и дани, избиения побежденных. Цель подобных изображений — произвести впечатление на тех, кто приходил поклониться царю.

Святилище от дворца отличала храмовая башня — зиккурат. С III династии Ура башня стала существенной частью месопотамского храма. Зиккурат опоясывали выступающие террасы, поэтому создавалось впечатление, что это несколько башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом.. Такой «лестницей» остались навсегда зиккураты: постепенное, мерное восхождение, а не порыв в небесную высь, как у пирамид Гизы. И это чередование часто подчеркивалось раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним — побеленный.

Зиккураты строили  в 3—4 уступа, а то и больше, до семи. Вместе с раскраской озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сложной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Как небожителю по самой своей природе, божеству полагалось проживать на большей высоте, чем смертному. В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда народ не допускался, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было «жилищем бога», который почивал там по ночам, обслуживаемый целомудренной женщиной.

Но это  же святилище использовалось жрецами  для более конкретных нужд: они  поднимались туда каждую ночь для  астрономических наблюдений, часто  связанных с определением календарных  сроков сельскохозяйственных работ.

Огромным достижением месопотамских  архитекторов было изобретение арки и сводов, положенных впоследствии в основу всего строительного  искусства Древнего Рима и средневековой  Европы. Покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким  образом в равновесии, широко применялось  в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии. Жители Месопотамии в некоторых отношениях опередили строителей других стран. Они научились выводить арки, а также своды — сложенные из кирпичей полукруглые потолки, которые не нуждались ни в потолочных балках, ни в подпирающих снизу столбах. Месопотамцы были просто вынуждены изобрести свод, так как в их стране не было ни деревьев для изготовления длинных балок, ни камня для опорных столбов. Была только глина, из которой делали кирпичи. Так как глину по большей части не обжигали на огне, а только сушили на Солнце, строения постепенно разрушались — и сегодня от прежних дворцов и храмов остались лишь огромные кучи глины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Древня Месопотамия. Архитектура