Дом архитектора Германа Людвига Мюфке глазами Марка Витрувия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 20:12, реферат

Краткое описание

Карл Герман Людвиг Мюфке родился в Воронеже 30 января 1868 года. Окончив Воронежскую гимназию, в 1886 году Мюфке поступил в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение. В 1896 году, выполнив итоговую работу – проект военно-исторического музея, с отличием окончил училище со званием архитектора-художника.
Архитектор Мюфке Карл Людвигович (1868-1933 гг.) известен в Казани по таким ярким памятникам архитектуры, как, например, Дом Ушковой (Национальная библиотека РТ) и Художественная школа на улице Карла Маркса.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………….4
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы ………………

Файлы: 1 файл

Мюфке.doc

— 2.88 Мб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский архитектурно - строительный университет

Кафедра реконструкции и реставрации

архитектурного наследия и основ архитектуры

 

 

 

 

 

«Дом архитектора Германа Людвига Мюфке глазами Марка Витрувия»

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань - 2015

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………………….4

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы …………………………………………..12

Исторические справки…………………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Карл Герман Людвиг Мюфке родился в Воронеже 30 января 1868 года. Окончив Воронежскую гимназию, в 1886 году Мюфке поступил в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение. В 1896 году, выполнив итоговую работу – проект военно-исторического музея, с отличием окончил училище со званием архитектора-художника.

Архитектор Мюфке Карл Людвигович (1868-1933 гг.) известен в Казани по таким ярким памятникам архитектуры, как, например, Дом Ушковой (Национальная библиотека РТ) и Художественная школа на улице Карла Маркса.

Далее рассмотрим архитектурные особенности семейного дома Мюфке в Казани с точки зрения Триады Марка Витрувия.

Труд римского военного инженера Марка Витрувия «Об    архитектуре,    в    десяти    книгах»   принято считать древнейшим европейским архитектурным трактатом, заложившим основание всей архитектуры.

В частности, Витрувий описал шесть основополагающих принципов архитектуры:

  1. Ordinatio (систематичность, порядок, ордер) — описаны общие принципы архитектуры, основы формирования объёма (quantitas), основы пропорций, основы соотношений размеров (modulus). Здесь приведена знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота).
  2. Dispositio (расположение, основа) — описаны основы организации пространства, основы проекта и отображение их в трёх основных чертежах: ichnografia (план этажа), ortografia (чертёж) и skenografia (перспективный вид).
  3. Eurythmia — определяет красивые пропорции, изучается композиция.
  4. Symmetria — под этой категорией скрывается сильный антропоморфизм. Акцентируется модуль, основанный на частях человеческого тела (нос, голова).
  5. Decor — эта категория не ограничивается только декорацией и описывает ордерную систематичность.
  6. Distributio — категория описывает способ экономического использования объекта.

В данном реферате мы рассмотрим соответствие семейного особняка Карла Мюфке триаде Витрувия и его историю.

Основная часть

Знаменитая триада Витрувия представляет собой основу категориального подхода к искусству архитектуры. Как уже говорилось, триада включает в себя такие понятия как: прочность конструкции, польза и красота.

В развитие этой формулы в современном мире к зданиям предъявляется следующие основные требования:

а) требование функционального соответствия (функциональной целесообразности), т. е. здание должно соответствовать своему функциональному назначению;

б) требование технического соответствия (технической целесообразности), т. е. здание должно быть прочным, устойчивым и долговечным;

в) требование архитектурно-художественной выразительности, т. е. здание должно быть красивым по внешнему виду и внутреннему оформлению и положительно воздействовать на человека;

г) требование экономической целесообразности, т. е. получение в результате строительства максимума полезной площади или объёма здания при минимальных затратах средств, труда и времени на строительство и эксплуатацию здания, но при обязательном выполнении первых трёх требований.

Для начала рассмотрим историю дома.

В конце улицы Хади Атласи, в начале 19 века называвшейся Кирпично – Заводская, располагается интересное каменное здание. Это и есть дом Карла Людвиговича Мюфке.

 

Особняк является одним из первых примеров модерна в Казани. Это ассиметричный дом в два этажа с мезонином и подвалом. Композицию составляют крупные массы выступающих объемов, продиктованных внутренней организацией. В особняке сочетаются готические, китайские и классические «модерновые» мотивы. В экстерьере можно проследить богатую пластику окон, балконов.

В доме, кроме семьи Мюфке (жена Наталия Арбузов-Мюфке, сестра известного казанского ученого-химика Александра Ерминингельдовича Арбузова и двое сыновей Александр и Константин), жили родители Наталии Мюфке, а после возвращения в Казань в 1911 г. и ее брат – впоследствии известнейший ученый Александр Арбузов с семьей. В этом доме на Кирпично-Заводской Мюфке вместе со своей семьей и семьей жены жил периодически вплоть до отъезда в Саратов 1909 году.

Дом состоящий из двух этажей включал в себя столовую, библиотеку, покои хозяев и их детей, балкон на втором этаже, рабочий кабинет и гостевые комнаты, столовую на первом этаже. Рядом с домом была построена небольшая баня.

Особняк представляет собой ассиметричный дом в два этажа с мезонином и подвалом, где сочетаются готические, китайские и классические «модерновые» мотивы. В экстерьере можно проследить богатую пластику окон, балконов. Дом имел достаточно богатые интерьеры, разноуровневые полы, разнообразные кессонные деревянные потолки, множество декоративных деревянных элементов в убранстве. Особняк на протяжении всей истории своего существования, меняя хозяев и функциональное использование, перестраивался и видоизменялся достаточно сильно. Важно то, что практически все переделки велись в стиле первоначальной постройки, об облике и внутреннем устройстве которой можно судить лишь по старым фотографиям и воспоминаниям жильцов. Например, изначально парадный вход в особняк был с восточного фасада, сейчас он заменен на окно; бокового пристроя с лестницей не существовало до 1960-х годов – лестница находилась в центре дома. Интерьеры особняка пострадали в большей степени, утеряны почти все декоративные потолки, оригинальная отделка помещений, подлинные лестницы и некоторые двери, окна, перила. Сейчас в особняке находится детский сад №179 под названием «Теремок».

Интересна и история появления данного детского сада в начале 1960-х гг. В конце 50-х годов дом известного казанского архитектора К.Л.Мюфке проживал 1-й секретарь Татарского обкома КПСС С.Д.Игнатьев. Он жил в этом доме в 1957-60 гг, но в те времена высшей советской власти не рекомендовалось выставлять своё благополучие на всеобщее обозрение. На Кирпично-Заводской улице дом Мюфке находился в окружение простых деревянных домишек, которые населяли простые советские люди. Потому к началу 1960-х гг., в свете хрущевской «оттепели», чиновник сменил место жительства. Позже красивый и необычный особняк заработал в качестве детского сада.

Семейный особняк стал первым шагом на пути к познанию новых веяний в архитектуре (шагом к модерну) и последней работой зодчего в Казани.

Разберем подробнее по триаде и установим, соответствует ли здание концепции Витрувия.

Итак, firmitas (прочность конструкции).

Особняк на протяжении всей истории своего существования, меняя хозяев и функциональное использование, перестраивался и видоизменялся достаточно сильно. Важно то, что практически все переделки велись в стиле первоначальной постройки, об облике и внутреннем устройстве которой можно судить лишь по старым фотографиям и воспоминаниям жильцов. Например, изначально парадный вход в особняк был с восточного фасада, сейчас он заменен на окно; бокового пристроя с лестницей не существовало до 1960-х годов – лестница находилась в центре дома. Интерьеры особняка пострадали в большей степени, утеряны почти все декоративные потолки, оригинальная отделка помещений, подлинные лестницы и некоторые двери, окна, перила.

Как мы видим, несмотря на то, что здание было сооружено в начале 20 века, перетерпев небольшие изменения, оно прочно держится на фундаменте. Прочность — это свойство материала сопротивляться разрушению под действием внутренних напряжений, возникающих под воздействием внешних сил. Или, проще говоря, свойство конструкции выполнять назначение, не разрушаясь в течение заданного времени. Любой материи со временем, под влиянием природных и климатических факторов свойственно изменяться и частично разрушаться. В 2003 году в здании был сделан ремонт, заменена кровля, устранены небольшие трещины на стенах, а также была произведена проверка целостности фундамента, затем он был укреплен путем подливки бетона с использованием армирования. Однако, с тех пор прошло уже много времени и на сегодняшний день требуется укрепление или замена напольного покрытия внутри здания, так как при ходьбе слышен треск полов. Парадный балкон от обрушения удерживает несколько стальных упоров. Но рамы под этим балконом сохранились ещё со старорежимных времён, сейчас таких уж не делают. Дверной козырёк сверху держится на средневековый манер двумя цепями, снизу его держат упоры, выполненные методом ажурной модерновой узорной ковки. Общая прочность здания достаточна велика и допускает возможность эксплуатации здания в настоящее время. 

Utilitas (польза). Прослужив в качестве семейной обители Мюфке и советских работников РТ, данный особняк сейчас находится под государственной охраной объектов культурного наследия. В здании располагается МБДОУ «Детский сад № 179» Вахитовского района г. Казани. В советское время дом также принадлежал Казанскому институту коммунального строительства (до 1950 гг.).

Venustas (красота). В понятие красота означает, что здание должно  быть привлекательным по своему экстерьеру и интерьеру, благоприятно воздействовать на психологическое состояние и сознание людей.

Если в свои лучшие времена дом имел достаточно богатые интерьеры, разноуровневые полы, разнообразные кессонные деревянные потолки, множество декоративных деревянных элементов в убранстве и необычную фасадную часть, то современный вид веет стариной и общий вид нуждается в реставрации, а интерьер в ремонте. Также необходимо облагородить сад около здания, поменять окна и двери. С точки зрения красоты, здание триаде Витрувия не соответсвует, и является устаревшим.

Заключение

На протяжении творческого пути Карл Людвигович формировал свой собственный стиль, почерк, совершенствуя его и развиваясь как архитектор-строитель. Мюфке большое внимание уделял совершенству всех деталей, продуманному конструктивному решению, он старался проектировать свои здания в комплексе, сочетая элементы и интерьера, и экстерьера. Все его постройки индивидуальны, но видны и характерные черты его творчества. Например, преувеличенные выносы карнизов, зрительное горизонтальное деление фасада, сложный конструктив крыш, а в интерьерах – обилие деревянных декоративных элементов, интересные лестницы, богатая пластика потолков и прочие особенности.

Для Казани     приезд  на   постоянное   местожительство   Мюфке, дипломированного архитектора-художника,  окончившего  высшее  художественное училище  при  Петербургской  академии  художеств,  имел   особое   значение. Столичные архитекторы приезжали в город в связи со строительством  отдельных зданий, большей частью  особняков. Карл Мюфке  в течение всей жизни создавал цельные ансамбли, отличающиеся единством замысла и высоким  качеством исполнения.

Архитектора воспитывают в архитектурной школе как художника. Красота создаваемой среды ее необходимое свойство.  В отличие от "пользы" и "прочности" в триаде Витрувия "красота" создается не с помощью объективных, поддающихся четкому описанию критериев оценки, а интуитивно. Поскольку художественное решение требует затрат, то становится ясно: доказать необходимость "красоты" в архитектуре в современной ситуации с помощью объективных критериев не удастся.

Основные средства создания художественного образа в архитектуре – формирование пространства. При создании объемно-пространственной композиции дома Мюфке, используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в доме отводятся соразмерности частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерности сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств фасада и оформления дома входят также фигура и цвет, разнообразие которых достигаются различными приемами обработки поверхности здания. Можно сказать, что дом Мюфке в Казани сочетает в себе все свойства триады Витрувия, однако соответствие его этим канонам спорно, в связи с тем, что здание требует финансирования для ремонта и реставрации.

 

Список использованной литературы

1. Осятинский А.П. Архитектурный ансамбль К.Л. Мюфке в Саратове. Изд-во Саратов. Ун-та, 1984.

2. Ключевская Е.П. Казанская Художественная школа 1895-1917.– СПб.: изд.»Славия», 2009.

3. Бичанина. З.И. Созидатель: очерк жизни и творчества К.Л. Мюфке. М.:АОО «Международный союз немецкой культуры», 2008.

4. Саначин. С.П. Статья журнала « Казань», № 9-2/1996.

5. Автобиография К.Л. Мюфке (СОМК. 21780/3)

6. Материалы фонда Дома – музея Арбузовых

7. http://www.sgu.ru/

8. Материалы журнала «Казанские  истории».

 

Историческая справка

Витрувий - архитектор прочности, пользы и красоты

Древнеримскому архитектору Витрувию принадлежит всемирно известный афоризм: "Архитектура - это прочность, польза и красота". Его трактат "Десять книг по архитектуре" является единственной сохранившейся работой по античной архитектуре.

Латинское architectura произошло от греческого architecton, что означает строитель. Архитекторы в древнем Риме действительно воспринимались как самые главные строители. Наверное именно поэтому главный труд Витрувия "Десять книг по архитектуре" во многом затрагивает проблемы и методы строительства. По мнению Витрувия, архитектор должен был опираться не только технические науки, но и на философию и искусство. Это может показаться странным, но многие успешные современные архитекторы также прибегают к философскому обоснованию своих идей.

Марк Витрувий Поллион - римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры. Он жил и работал во второй половине I века до нашей эры. Точные годы жизни Витрувия неизвестны. При Юлии Цезаре, во время гражданской войны, принимал участие в постройке военных машин. Позднее, будучи военным инженером, самостоятельно занимался разработкой и созданием баллист и других осадных орудий.

Информация о работе Дом архитектора Германа Людвига Мюфке глазами Марка Витрувия