Архитектура украинского барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:56, реферат

Краткое описание

В Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины, воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.

Файлы: 1 файл

Архитектура украинского барокко.docx

— 17.17 Кб (Скачать)

Архитектура украинского  барокко 

Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в  результате кризиса гуманистической  ренессансной культуры. В XVII в. барокко  распространился в большинстве  европейских стран.  

Причём в одних  подражали итальянским первоисточникам, в других – восприняли лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности стиля. 

В Украине барокко  характеризуется своеобразными  особенностями, в частности использованием традиций народного искусства. Его  самобытный стиль наиболее ярко проявился  в архитектуре Левобережья и  Слобожанщины, воссоединённых с Россией  в результате освободительной войны  украинского народа 1648-1654 гг. 

На западных землях Украины, оставшихся под властью  польских магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и  требования, иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные приёмы строительства  и строительные материалы, усиливалась  политика католической экспансии. 

Именно этой политикой  объясняется строительство большого количества католических монастырей в  Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье. Одним из первых зданий, полностью  соответствовавших архитектурному стилю барокко, был иезуитский костёл Петра и Павла во Львове, построенный  в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо  Бриано. В плане – это базилика с типичным для средневековой  архитектуры высоко поднятым центральным  нефом и аркбутанами над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими к  готической архитектуре. 

Здание костёла  почти полностью копирует римскую  церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из основателей  стиля барокко Джакомо делла  Порта. Иль Джезу стано-вится примером для многочисленных католических церквей  во многих странах. Во Львове по его  образцу с теми или иными отличиями  строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костёл в  Рудках (1728 г.). характерными для стиля  барокко были также многочисленные небольшие однонефные костёлы. 

Черты барокко стали  присущи и другим типам зданий – дворцовым, замковым и прочим. (здание королевского арсенала во Львове, 1635 г.) После завершения освободительной  войны и воссоединения Украины  с Россией, начался новый этап в истории украинской архитектуры. Западные центры украинской культуры – Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам. 

Несмотря на то, что  приезжие мастера принесли в архитектуру  создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине  во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание назвать его  украинским барокко. 

Существенным обстоятельством  было то, что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью  иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что  многие дворцы польских магнатов, а  также католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что  новостроящиеся здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко  быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской  архитектуры, выразившиеся в характере  декора. 

Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова Лизогуба в Чернигове – большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной  крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены пилястрами, ограждающими структуру  плана.  

Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки  и треугольные сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов  близка по характеру к формам русской  архитектуры XVII в., но значительно крупнее  и сочнее её, что создаёт живописную игру светотени. 

Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами  на Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и  композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской архитектуры сказались  и на русской архитектуре. Примером этому может служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря  в Москве. 

В монументальном зодчестве  Киева, Левобережья Украины в  условиях подъёма национального  самосознания украинского народа ярко проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля  – это новаторские и вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего  пространства, органически сочетаемого  с внешними формами 

В 1847 г. начинается строительство  в Киеве Андреевской церкви –  архитектурного шедевра мирового значения. Выбор места для строительства  не случаен. На холме, доминирующем над  Подолом, ещё в начале XIII в. была построена  церковь, завершавшая перспективу  главной улицы Киева. Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект церкви выполнен великим Растрелли. 

Андреевская церковь  – одно из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился  к национальным композиционным особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким  куполом, завершающемся барочной главкой  и четырьмя тонкими башенками, поставленными  по диаго-нали подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех сторон читается на фоне неба. 

Церковь сказочно красива  в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов. Нарядность её подчёркнута  обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн и  золотых капителей и деталей  декора. 

Одновременно с  Андреевской церковью в Киеве  строится здание Императорского (Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли, вернее по образу построенного Растрелли  дворца Разумовского под Москвой. Киевский дворец в первоначальном виде до наших  дней не сохранился (сгорел в 1819 г. и  наново построен архитектором К.Я.Маевским в 1870 г. в стиле растреллиевской  архитектуры). 

Также как и Андреевская  церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь  и дворец строил архитектор И.Ф.Мичурин, работавший главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со своей  «командой» – группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в строительстве  и самостоятельно строивших некоторые  объекты в Киеве. Так, его ученики  Ф.Панов и М.Юрасов строят большое  здание Софийской бурсы, в архитектурной  пластике и высокой с заломом  крышей видны черты украинского  барокко. 

Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является ко-локольня Дальних пещер Киево-Печёрской  лавры, построенная С.Д.Ковниром в 1754-1761 гг. Композиционный эффект двухъярусной коло-кольни построен на контрасте  горизонтальных и вертикальных элементов. 

Фасады нижнего  яруса подчёркивают сплошным рустом его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена лишь плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными колонками с коринфскими  капителями на угловых выступах, орнаментной  лепкой, покрывающей все плоскости  фасадов. 

Колокольня завершается  высокой барочной многоярусной «баней»  и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир выполнял вместе с лаврскими  мастерами – И.Горохом, И.Шароваром  и другими. Вся архитектура колокольни отличается высоким профессионализмом. В 1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних  пещер, близкую по характеру архитектуры  к ко-локольне Дальних пещер, но без  боковых башенок на углах. 

Следует особо сказать  о пространственной организации  барочных ансамблей, ярче всего проявившейся в монастырских комплексах. Такие  ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в Чернигове, Вы-дубецкий монастырь в Киеве  поражают своей необыкновенной стилевой целостностью и органическим единством  с окружающей природой.  

В основе художественной выразительность ансамбля лежит  живописный принцип композиции, характерный  ещё для градостроительства древней  Руси. Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной лепкой фасадного  декора, нарядным силуэтом верхов и  асимметричной постановкой зданий 

Барокко – это  стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто – ещё в древнерусский  период.  

Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда  создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри  окружаются стенами и башнями, которые  уже не имеют военно-оборонительного  значения, но являются органическими  компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся  единое стилевое лицо – постройки  штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные  в своём художественном выражении  ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри  Приднепровья и Левобережья. 

Широко используя  достижения западной и русской архитектуры, украинская архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При  рассмотрении архитектуры Украины  периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что  многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными  приёмами и приёмы характерные для  национального украинского зодчества. В тесной связи и при содействии русских и западных мастеров, на Украине появился новый стиль  – украинское барокко, как и петровское барокко отличное от западного, и  имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный колорит и непревзойдённейшую красоту.

 

Информация о работе Архитектура украинского барокко