Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:56, реферат
В Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины, воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.
Архитектура украинского
барокко
Стиль барокко возник
в Италии в конце XVI в. и пришёл
на смену стилю Возрождения в
результате кризиса гуманистической
ренессансной культуры. В XVII в. барокко
распространился в большинстве
европейских стран.
Причём в одних
подражали итальянским
В Украине барокко
характеризуется своеобразными
особенностями, в частности использованием
традиций народного искусства. Его
самобытный стиль наиболее ярко проявился
в архитектуре Левобережья и
Слобожанщины, воссоединённых с Россией
в результате освободительной войны
украинского народа 1648-1654 гг.
На западных землях
Украины, оставшихся под властью
польских магнатов, дело обстояло иначе.
Иными были заказчики, их вкусы и
требования, иными были и архитекторы,
в основном иностранцы, иными были
традиционные приёмы строительства
и строительные материалы, усиливалась
политика католической экспансии.
Именно этой политикой
объясняется строительство
Здание костёла
почти полностью копирует римскую
церковь капитула иезуитов Иль Джезу,
построенную в 1575 г. одним из основателей
стиля барокко Джакомо делла
Порта. Иль Джезу стано-вится примером
для многочисленных католических церквей
во многих странах. Во Львове по его
образцу с теми или иными отличиями
строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит.
Дж. Б. Джизлени), Вознесенский костёл в
Рудках (1728 г.). характерными для стиля
барокко были также многочисленные
небольшие однонефные костёлы.
Черты барокко стали
присущи и другим типам зданий
– дворцовым, замковым и прочим.
(здание королевского арсенала во Львове,
1635 г.) После завершения освободительной
войны и воссоединения Украины
с Россией, начался новый этап
в истории украинской архитектуры.
Западные центры украинской культуры
– Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают
своё значение, уступая место Киеву, Чернигову,
Перяславу, Полтаве, и новопостроенным
Харькову, Сумам.
Несмотря на то, что
приезжие мастера принесли в архитектуру
создаваемых ими зданий определённые
черты, свойственные их творческой индивидуальности,
стиль, сформировавшийся на Украине
во второй половине XVII в., имел свои особенности,
обладал устойчивой общностью конструктивных
и художественных черт, что даёт
полное основание назвать его
украинским барокко.
Существенным обстоятельством
было то, что католическое барокко,
ассоциировавшееся с
Замечательным памятником
жилой украинской архитектуры конца
XVII в., отлично сохранившим свои первоначальные
формы, является дом Якова Лизогуба
в Чернигове – большой, одноэтажный,
перекрытый высокой двухскатной
крышей и треугольными фронтонами на
торцевых фасадах, которые расчленены
пилястрами, ограждающими структуру
плана.
Фронтоны украшают
плоские фигурные ниши, полуколонки
и треугольные сандрики над окнами.
Пластика фасадов и фронтонов
близка по характеру к формам русской
архитектуры XVII в., но значительно крупнее
и сочнее её, что создаёт живописную
игру светотени.
Русские зодчие, работающие
вместе с украинскими мастерами
на Украине, не переносили на украинские
церковные здания типологические и
композиционные черты русской архитектуры,
но повсеместно применяли
В монументальном зодчестве
Киева, Левобережья Украины в
условиях подъёма национального
самосознания украинского народа ярко
проявились черты украинского барокко.
Это нашло выражение в типах,
конструктивных особенностях, декоре.
Но главная особенность стиля
– это новаторские и вместе
с тем традиционные композиционные
приёмы с гармонией и чувством
пропорций, раскрытием внутреннего
пространства, органически сочетаемого
с внешними формами
В 1847 г. начинается строительство
в Киеве Андреевской церкви –
архитектурного шедевра мирового значения.
Выбор места для строительства
не случаен. На холме, доминирующем над
Подолом, ещё в начале XIII в. была построена
церковь, завершавшая перспективу
главной улицы Киева. Центрическая,
объёмная композиция нового здания предопределена
с самого начала. Проект церкви выполнен
великим Растрелли.
Андреевская церковь
– одно из ранних произведений архитектора,
в котором он впервые обратился
к национальным композиционным особенностям
русского зодчества. Стройный силуэт со
стремительно взлетающим вверх высоким
куполом, завершающемся барочной главкой
и четырьмя тонкими башенками, поставленными
по диаго-нали подкупольного квадрата
и создающими традиционное пятиглавие,
со всех сторон читается на фоне неба.
Церковь сказочно красива
в панораме прекрасных киевских приднепровских
холмов. Нарядность её подчёркнута
обилием пластики, светлой гаммой
бирюзовых стен, белых колонн и
золотых капителей и деталей
декора.
Одновременно с
Андреевской церковью в Киеве
строится здание Императорского (Мариинского)
дворца, также по проекту Растрелли,
вернее по образу построенного Растрелли
дворца Разумовского под Москвой. Киевский
дворец в первоначальном виде до наших
дней не сохранился (сгорел в 1819 г. и
наново построен архитектором К.Я.Маевским
в 1870 г. в стиле растреллиевской
архитектуры).
Также как и Андреевская
церковь он был украшен барочной
пластикой. Андреевскую церковь
и дворец строил архитектор И.Ф.Мичурин,
работавший главным архитектором Москвы.
Мичурин приезжает в Киев со своей
«командой» – группой архитекторов
и учеников, помогавшим ему в строительстве
и самостоятельно строивших некоторые
объекты в Киеве. Так, его ученики
Ф.Панов и М.Юрасов строят большое
здание Софийской бурсы, в архитектурной
пластике и высокой с заломом
крышей видны черты украинского
барокко.
Настоящим шедевром
барочной архитектуры Украины является
ко-локольня Дальних пещер Киево-Печёрской
лавры, построенная С.Д.Ковниром в 1754-1761
гг. Композиционный эффект двухъярусной
коло-кольни построен на контрасте
горизонтальных и вертикальных элементов.
Фасады нижнего
яруса подчёркивают сплошным рустом
его горизонтальные пропорции. Лепкой
украшена лишь плоскость над проездом.
Верхний ярус насыщен пластикой,
спаренными колонками с коринфскими
капителями на угловых выступах, орнаментной
лепкой, покрывающей все плоскости
фасадов.
Колокольня завершается
высокой барочной многоярусной «баней»
и четырьмя конусовидными башенками.
Лепку Ковнир выполнял вместе с лаврскими
мастерами – И.Горохом, И.Шароваром
и другими. Вся архитектура колокольни
отличается высоким профессионализмом.
В 1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних
пещер, близкую по характеру архитектуры
к ко-локольне Дальних пещер, но без
боковых башенок на углах.
Следует особо сказать
о пространственной организации
барочных ансамблей, ярче всего проявившейся
в монастырских комплексах. Такие
ансамбли, как Киево-Печёрская лавра,
Троицкий монастырь в Чернигове,
Вы-дубецкий монастырь в Киеве
поражают своей необыкновенной стилевой
целостностью и органическим единством
с окружающей природой.
В основе художественной
выразительность ансамбля лежит
живописный принцип композиции, характерный
ещё для градостроительства древней
Руси. Живописность подчёркивается мягкой
пластикой форм и сочной лепкой фасадного
декора, нарядным силуэтом верхов и
асимметричной постановкой
Барокко – это
стиль архитектурных ансамблей.
Большинство ансамблей киевских
монастырей складывались в разное время,
часто – ещё в древнерусский
период.
Окончательное их формирование
происходит в эпоху барокко, когда
создаются новые постройки, объединяющие
ансамбль, строятся колокольни, становящиеся
доминантами ансамблей, монастыри
окружаются стенами и башнями, которые
уже не имеют военно-оборонительного
значения, но являются органическими
компонентами ансамблей, и, наконец, всем
зданиям ансамблей придаётся
единое стилевое лицо – постройки
штукатурят, белят, древние здания,
после реставрации, «одевают в барочную
одежду». Так создаются цельные
в своём художественном выражении
ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава,
Межигорский, Мгарский и другие монастыри
Приднепровья и Левобережья.
Широко используя
достижения западной и русской архитектуры,
украинская архитектура не утратила
своей самобытности и традиций. При
рассмотрении архитектуры Украины
периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что
многие постройки иноземных мастеров
имеют наряду с традиционными
приёмами и приёмы характерные для
национального украинского