Архитектура
Руси
(XIII-XVI
в.в.)
Процесс развития древнерусской
архитектуры, как и всей культуры
древней Руси, был в значительной
степени заторможен монголо-татарским
нашествием. Сокращались и без
того нарушенные вследствие раздробленности
связи и контакты между мастерами
строительного дела из различных
регионов Руси, приходили в упадок
княжеские дворы и монастыри
– традиционные центры культурной
жизни, волей или неволей уходили
в Орду строители и иконописцы. Шоковое
состояние продолжалось примерно полвека.
Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной
Руси началось возрождение русского зодчества.
До наших дней сохранились
отстроенные в 14 веке приходские
и домашние храмы Новгорода
и Пскова.
Вершиной и эталоном архитектуры
данного периода является церковь Фёдора
Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание
церкви — это четырёхстолпная одноглавая
постройка кубического типа. На фасаде,
особенно на барабане и апсидах, немало
декоративных элементов. Некоторые ниши
фасада ранее были украшены фресками.
Также стоит отметить церковь Спаса Преображения
на Ильине улице, знаменитую тем, что в
ней одной сохранились фрески кисти Феофана
Грека.
Псковская архитектура очень
близка к новгородской, тем не
менее в зданиях Пскова появилось немало
специфических черт. Одним из лучших храмов
Пскова периода расцвета стала церковь
Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны
церковь Николы со Усохи (1371), Василия на
Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей
(1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).
По мере возвышения Москвы,
возрастания ее претензий не
первенствующую роль среди русских
земель к ней переходила и
роль законодательницы мод в
сфере светского и храмового
зодчества. Уже в 30-40-е годы
14 века в Москву начали стекаться
зодчие, каменных дел мастера,
иконописцы, идеями и руками которых
была отстроена белокаменная
Москва. 14 век в истории московского
зодчества отмечен возведением
не дошедших до нашего времени
первых каменных стен Кремля,
Успенского и Архангельского
соборов. Московское зодчество
развивалось в русле традиций
владимиро-суздальской школы. Во
второй половине 14 начале 15 вв. сложился
тип четырехстолпного одноглавого
храма. Характерная особенность этих храмов
– широкая расстановка подкупольных столпов,
позволяющая значительно расширить диаметр
главы, усилить освещенность интерьера,
увеличить размеры иконостаса.
Успенский собор на Городке
в Звенигороде — один из
полностью сохранившихся белокаменных
московских храмов данного периода.
Это небольшой крестово-купольный
четырехстолпный храм, увенчанный одним
куполом. С восточной стороны храм имеет
три алтарные апсиды, западный, южный и
северный фасады храма имеют традиционное
деление на три вертикальных прясла, завершенных
закомарами. Изящество пропорций и красота
богатого декоративного убранства выделяют
храм из числа других соборов того же времени
Во 2-ой половине 15 века по
мере возвышения Москвы строительство
в городе и его окрестностях
приобретало еще больший размах.
Московские государи приглашали
для работы по обустройству
города иноземных, преимущественно
итальянских, мастеров. Под руководством
итальянских мастеров, принесших
в русскую архитектуру элементы,
характерные для итальянского
Возрождения, был заново отстроен
Московский Кремль. Подъем московской
архитектуры принято связывать с политическими
и экономическими успехами княжества
в конце XV века, во времена правления Ивана
III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором
Аристотелем Фиораванти был построен
Московский Успенский собор. Храм шестистолпный,
пятиглавый, пятиапсидный. Построен из
белого камня в сочетании с кирпичом. В
росписи принимал участие известный иконописец
Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими
был построен Благовещенский собор. В
1505—1509 годах под руководством итальянского
архитектора Алевиза Нового был построен
близкий к Успенскому Архангельский собор.
В это же время получает развитие гражданское
строительство, в Кремле строится ряд
зданий — палат, самой известной из которых
является Грановитая палата (1487—1496).
В конце 15 начале 16 вв. в московской
архитектуре появился тип бесстолпных
храмов с крещатыми сводами, позволявшими
освободить интерьер храма от опорных.
16 век вошел в историю архитектуры появлением
башнеобразных шатровых храмов. Самым
известным памятником архитектуры данного
периода является Храм Василия Блаженного,
строительство которого продолжалось
в 1554—1560 годах. Храм Василия Блаженного,
или Покровский Собор, был построен по
приказу Ивана Грозного в память о взятии
Казани, автором проекта, по одной из версий,
стал псковский зодчий Постник Яковлев.
Памятник является одним из самых узнаваемых
символов Москвы и России.
Элементы готики в
облике этих храмов позволяют
предположить участие в их
сооружении европейских архитекторов,
использовавших некоторые приемы
старой европейской культуры, приемлемые
для православного сознания. Шатер
в этих храмах, видимо, воспринимался
современниками как вытянутая
глава, а его устремление вверх
– как символ связи земного
и горнего миров. Покровский
собор, представляющий собой прихотливую
комбинацию центрального шатрового
храма, четырех небольших бесстолпных
с кокошниками и четырех бесстолпных башнеобразных
храмов и производящий впечатление небольшого
храма-города. Несмотря на развитие
каменной шатровой архитектуры, продолжают
возводиться и храмы старого типа.