Архитектура Руси (XIII-XVI в.в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:33, реферат

Краткое описание

Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.
До наших дней сохранились отстроенные в 14 веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова.

Файлы: 1 файл

Архитектура Руси в 13-16 в.docx

— 17.35 Кб (Скачать)

Архитектура Руси

(XIII-XVI в.в.)

 

  Процесс развития древнерусской  архитектуры, как и всей культуры  древней Руси, был в значительной  степени заторможен монголо-татарским  нашествием. Сокращались и без  того нарушенные вследствие раздробленности  связи и контакты между мастерами  строительного дела из различных  регионов Руси, приходили в упадок  княжеские дворы и монастыри  – традиционные центры культурной  жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.

   До наших дней сохранились  отстроенные в 14 веке приходские  и домашние храмы Новгорода  и Пскова.

    Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

   Псковская архитектура очень  близка к новгородской, тем не  менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

   По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не  первенствующую роль среди русских  земель к ней переходила и  роль законодательницы мод в  сфере светского и храмового  зодчества. Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться  зодчие, каменных дел мастера,  иконописцы, идеями и руками которых  была отстроена белокаменная  Москва. 14 век в истории московского  зодчества отмечен возведением  не дошедших до нашего времени  первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского  соборов. Московское зодчество  развивалось в русле традиций  владимиро-суздальской школы. Во  второй половине 14 начале 15 вв. сложился  тип четырехстолпного одноглавого храма. Характерная особенность этих храмов – широкая расстановка подкупольных столпов, позволяющая значительно расширить диаметр главы, усилить освещенность интерьера, увеличить размеры иконостаса.

   Успенский собор на Городке  в Звенигороде — один из  полностью сохранившихся белокаменных  московских храмов данного периода.  Это небольшой крестово-купольный  четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени

   Во 2-ой половине 15 века по  мере возвышения Москвы строительство  в городе и его окрестностях  приобретало еще больший размах. Московские государи приглашали  для работы по обустройству  города иноземных, преимущественно  итальянских, мастеров. Под руководством  итальянских мастеров, принесших  в русскую архитектуру элементы, характерные для итальянского  Возрождения, был заново отстроен  Московский Кремль. Подъем московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).

   В конце 15 начале 16 вв. в московской архитектуре появился тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами, позволявшими освободить интерьер храма от опорных. 16 век вошел в историю архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов. Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

     Элементы готики в  облике этих храмов позволяют  предположить участие в их  сооружении европейских архитекторов, использовавших некоторые приемы  старой европейской культуры, приемлемые  для православного сознания. Шатер  в этих храмах, видимо, воспринимался  современниками как вытянутая  глава, а его устремление вверх  – как символ связи земного  и горнего миров. Покровский  собор, представляющий собой прихотливую  комбинацию центрального шатрового  храма, четырех небольших бесстолпных с кокошниками и четырех бесстолпных башнеобразных храмов и производящий впечатление небольшого храма-города.   Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа.


Информация о работе Архитектура Руси (XIII-XVI в.в.)