Архитектура Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 19:43, реферат

Краткое описание

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского», описывая истоки возникновения искусства Древней Руси, рассказывает, как «Владимир, увидев, подобно бабке своей, заблуждение язычества, стал искать истины в разных верах». Многие послы рассказывали ему о своих верах, но всё не нравилось князю. Наконец философ, присланный греками из Византии, поведал Владимиру историю сотворения мира, первых людей, рая, христианского искупления и в заключение нарисовал картину Страшного суда с праведными, идущими в рай, и грешными, осуждённые на вечную муку. Поражённый этим, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым.!» - «Крестись, - ответствовал философ, - и будешь в раю первым».

Оглавление

1. Архитектура Киевской Руси…………………………………………………...3
2. Архитектура в период феодальной раздробленности………………………..5
3. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества…………………………..7
4. Архитектура Новгорода и Пскова…………………………………………...10

Литература…………………

Файлы: 1 файл

ref-19577.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Новгородские храмы строили целиком из кирпича или из разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича - плинфы, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.

Украшали храмы очень  скромно:  вставленными  в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над окнами и типично псковско-новгородским узором на барабане.   Узор   этот   состоял   из   квадратов   и треугольников.  Выше  орнаментального  пояса,  а  иногда вместо него шла цепь кокошников - дуговых ступенчатых углублений.  Алтарную  апсиду  оформляли  вертикальными валиковыми разводами, соединённые поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные  только новгородским церквам так называемые голосники:  горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены,  в барабан купола,  в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

Главные культовые постройки Пскова располагались на территории кремля и в Довмонтовом городе - участке, тесно  примыкавшем  к  кремлю.  Все  псковские  церкви невелики по размерам,  приземистые,  обширные в нижней части,  и  выглядят  они  чрезвычайно  устойчиво.  Для создания  большей  устойчивости  и  внешней  мягкости очертаний мастера слегка «заваливали» стены внутрь. Все они одноглавые, на четырёх либо шести столбах, с одной (редко  с  тремя)  апсидой,  притвором  и  позакомарным покрытием.

Церковные   паперти   были   весьма   массивными сооружениями, основу которых составляли мощные каменные столбы. На них укладывали один конец арки, а другим она упиралась  в  стену.  Нередко  сверху  арки  обрамляли щипцовой кровлей.

Отличительной   особенностью   псковских   церквей являлось  наличие  подклета  -  специального  подвала, предназначавшегося для хранения церковного имущества, товаров и даже оружия.

Характерный   признак   псковского   церковного зодчества - асимметрия, создававшаяся наличием придела и звонницы. Придел - небольшая церковка, имеющая главу и апсиду на востоке и посвящённая какому-либо святому, пристраивался к храму с южной либо северной стороны. Входили в него через главный храм, но часто он имел свой притвор. Звонницы, появившиеся впервые в псковском зодчестве, либо возвышались над западным притвором или над  папертью  придела,  являясь  неотъемлемой  частью храма, либо представляли собой отдельно расположенное столпообразное  сооружение-колокольню  с  проёмами  для колоколов и двускатной крышей, увенчанной главкой.

Склонность  псковских  мастеров  к  асимметрии особенно  просматривается  в  церкви  Николы на  Усохе, построенной  на  границе  осушаемого  болота  -  усохе. Церковь  представляет  собой  одноглавый  храм  с  тремя апсидами,  подклетом,  притвором,  крыльцом-папертью.  С северной  стороны к  нему  примыкает  обширный  придел, имеющий  притвор,  над  которым  возведена  звонница.  К южной апсиде пристроена одноглавая часовня «Неугасимая свеча», имеющая сильно выступающее крыльцо-паперть. Вся эта    конструкция    представляет    собой    сложную асимметрическую композицию.

Построенные вновь храмы непременно украшали. И если   в   Киевской   Руси   и   крупных   княжествах первоначального периода феодальной раздробленности храмы украшали в основном мозаичными композициями и фресками, то во второй половине XXI в. главенствующая роль отводится иконе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Гнедич П. П. Всемирная история  искусств. – М., 1996.

2. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М., 2000.

3. Любимов Л. Д. Искусство Древней  Руси. – М., 1996.


Информация о работе Архитектура Киевской Руси