Судебные расходы: понятие и состав судебных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 04:01, контрольная работа

Краткое описание

Слова «арбитраж», «арбитражный» встречаются в названии органов, которые разрешают различные споры, но не входят в систему арбитражных судов, реализующих судебную власть. Например, существует Международный Коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. На биржах создаются органы по разрешению споров, вытекающих из биржевых сделок, называемые «биржевым арбитражем».
По правовой природе - это третейские суды, разрешающие споры по самостоятельным правилам и регламентам. Деятельность данных судов не входит в понятие арбитражного процесса.

Оглавление

Понятие, принципы и источники арбитражного процессуального права………………………………………………………………………...3
Понятие арбитражного процессуального права………………………3
Принципы арбитражного процессуального права……………………5
Источники процессуального права……………………………………8
Судебные расходы: понятие и состав судебных расходов……………..14
Список используемых источников…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Арбитр процесс.docx

— 39.00 Кб (Скачать)

         При изучении арбитражного процессуального права большое значение имеет правильное понимание особенностей правовых норм, направленных на обеспечение индивидуального регулирования отношений. Возникающих в арбитражном судопроизводстве. По этому классифицирующему признаку выделяются нормы: абсолютно определенные, относительно определенные, императивные, факультативные.

        Абсолютно определенные - нормы, в которых исчерпывающе формулируются условия их действия, права и обязанности участников процесса. Например, норма ст. 153 АПК РФ предписывает: судья «удаляет из зала судебного заседания явившихся свидетелей до начала их допроса».

        Относительно определенные - нормы, которые не содержат исчерпывающих указаний об условиях действия, правах и обязанностях сторон и предоставляют суду решить вопрос права с учетом конкретных обстоятельств. В рамках относительно определенных норм выделяются: ситуационные, альтернативные, факультативные.

        Ситуационные - нормы, предусматривающие возможность прямого регулирования действий актом суда в зависимости от конкретной ситуации.

Альтернативные - нормы, предусматривающие  возможность применения арбитражным  судом одного из нескольких точно  обозначенных вариантов действий.

         Факультативные - нормы, предусматривающие наряду с основным вариантом и факультативный вариант действий.

         Императивные - нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению суда или участников процесса.

         Диспозитивные - нормы, допускающие свободу выбора лицами, участвующими в деле, поведения в определенных ситуациях.

          Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст.15). Все законы и подзаконные акты должны ей соответствовать. Конституция РФ - юридическая база развития арбитражного процессуального законодательства.

           Согласно ст. 71 Конституции РФ законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. В основном законе закрепляются важнейшие принципы судопроизводства в Росси в целом и арбитражных судах, в частности. В ст. 19 Конституции РФ находит выражение принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом в ст. 120 - принцип независимости судей и подчинению их только федеральному закону в ст. 123 Конституции РФ - принцип гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон.

           В соответствии с ч. 3 ст. 3 АПК РФ «…если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора».

В компетенцию арбитражных судов  входит рассмотрение дел с участием иностранных лиц. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются  судами по правилам АПК РФ, если международным  договором РФ не предусмотрено иное (ч. 1 ст. 253 АПК РФ).

            К наиболее значительным многосторонним международным актам, содержащим процессуальные нормы относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1 марта 1954 г; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965г; Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. К конвенции 1954 г. Советский Союз присоединился в 1967 г., а к конвенциям 1965 г. и 1970 г. Россия присоединилась в 2001 г. В конвенциях участвует 41 государство.

          Федеральными конституционными законами являются такие, как «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

           К числу источников относится и ФКЗ «О конституционном Суде Российской Федерации»1 от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на территории Росси для всех судебных органов. Решения о признании правовой нормы. Противоречащей Конституции РФ, является основанием для ее неприменения судами при рассмотрении дел, в том числе в порядке арбитражного судопроизводства.

Отдельные процессуальные нормы содержаться  и в других федеральных конституционных  законах. Например, в ФКЗ «О военном  положении» 2002. №23. Ст.375 от 30 января 2002 г. №1 - ФКЗ и ФКЗ «О чрезвычайном положении» СЗ. РФ. 2001. №23 Ст.2277. от 30 января 2002 г. №1 - ФКЗ определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

          Арбитражный процессуальный кодекс РФ является центральным актом арбитражного процессуального законодательства. Со времени создания системы арбитражных судов в Российской Федерации АПК 2002 г. является третьим по счету.

          Кодекс состоит из семи разделов, включающих 37 глав, содержащих 332 статьи. Нововведения АПК 2002 г. в общей форме сводятся к следующему: расширены распорядительные полномочия сторон и арбитражного суда; детально разработаны примирительные процедуры; введен новый раздел «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений»; значительно более подробно урегулированы вопросы, касающиеся рассмотрения отдельных категорий дел; разработан новый институт упрощенного производства; введена глава «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов»; содержит новая глава «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений».

         К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, можно отнести, например, ФЗ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (с последующими изм. и доп.), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей арбитражных судов Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст.1792. ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. (с изм. и доп. От 25 июля 2002 г.) № 70-ФЗ, определяющих статус арбитражных заседателей и порядок их участия в арбитражном судопроизводстве СЗ РФ. 2001. №23. Ст.2288 ФЗ (с последующими изм. и доп.) «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, представляющим прокурору полномочия по участию в рассмотрении арбитражных дел, опротестованию судебных актов СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4834. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. (с последующими изм. и доп.) № 226-ФЗ СЗ РФ. 1996. №1. Ст.19., устанавливающий размеры и порядок уплаты государственной пошлины при производстве дел в арбитражных судах.

          Своеобразное место среди Федеральных законов, относящихся к арбитражному судопроизводству, занимают ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», содержащие значительное количество процессуальных норм, определяющих особенности рассмотрения этой категории дел.

           Существует еще довольно много отраслевых (регулятивных) законов, содержащих правовые нормы процессуального характера, касающиеся, как правило, вопросов подведомственности дел арбитражным судам.

 

 

 

 

2. Судебные расходы: понятие и состав судебных расходов.

Осуществление правосудия – это  деятельность, которая требует значительного  государственного финансирования. Для  частичного возмещения государству  расходов, понесенных на содержание судебной системы и обеспечение ее деятельности, определенные расходы возлагаются  законом на тех, кто обратился  в суд за защитой. При этом финансирование судов не находится в зависимости  от уплаченной государственной пошлины.

ГПК РФ не дает точного определения  судебных расходов, констатируя лишь их состав.

Судебные расходы можно рассматривать  в узком и широком смыслах. В широком смысле они представляют собой материальные средства, необходимые  для функционирования системы правосудия. Данные средства могут быть получены только из двух источников: государственное  финансирование судебной системы и  денежные средства, вносимые лицами, заинтересованными  в рассмотрении и разрешении их правового  спора. Последние являются судебными  расходами в узком смысле этого  понятия. 

Таким образом, судебными расходами  называются денежные затраты, связанные  с рассмотрением гражданского дела и исполнением судебного решения.

Можно выделить четыре стадии регулирования  судебных расходов:

  1. Несение – фактическое расходование субъектом денежных средств (уплата государственной пошлины, оплата услуг адвоката и др.);
  2. Определение – проверка судом произведенных судебных расходов с точки зрения действительности (расходы, подтвержденные платежными документами), допустимости (необходимость несения расходов, обоснованность и предусмотренность ГПК) и относительности (связь с рассматриваемым в суде делом);
  3. Распределение – выяснение в ходе судебного заседания, с какой стороны судебные расходы будут взысканы (регулируются ст. 98 ГПК РФ);
  4. Взыскание – определение судом порядка, в котором будут взысканы судебные расходы (момент взыскания, способ, отсрочка, рассрочка и т. д.).

Поскольку судебные издержки – процессуальная категория, – расходы, понесенные лицами, участвующими в процессе, компенсируются по особым правилам, установленным  ГПК РФ.

  1. для компенсации соответствующих расходов не требуется отдельного решения – этот вопрос решается судом при вынесении судебного акта, разрешающего дело по существу;
  2. в состав судебных издержек не входит упущенная выгода лица, привлеченного в судебный процесс, в связи с участием в нем;
  3. в составе судебных издержек учитываются только те расходы, которые непрерывно связаны с рассмотрение дела в суде.

Судебные расходы по своей юридической  природе призваны выполнять ряд  функций:

  1. компенсационная – при процессуальной регламентации судебных расходов закрепляется возмещение субъекту понесенных затрат с виновной стороны;
  2. предупредительная – судебные расходы служат средством предупреждения граждан от подачи необоснованных исков в суд. Не менее важно то, что предупредительная функция призвана дисциплинировать физических и юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление ими требований, необоснованные ходатайства о проведении экспертиз, вызове свидетелей и т.д.
  3. обеспечительная – путем возможности взыскания понесенных расходов облегчается оплата представителя в процессе, возмещаются затраты по поиску и предоставлению доказательств, оплачиваются услуги специалистов, экспертов и другие расходы, связанные с рассмотрение дела.
  4. штрафная – путем закрепления обязанности возмещения судебных расходов проигравшей стороной обеспечивается понимание гражданами необходимости соблюдения своих обязанностей и важности правильного оформления гражданских отношений.

Вместе с тем установленный  размер государственной пошлины  должен позволять каждому гражданину, юридическому лицу обращаться в суд  за защитой. По этой причине ГПК содержит специальные нормы, гарантирующие  обеспечение принципа доступности  судебной защиты в отношении граждан, мелкого бизнеса (отсрочка уплаты государственной  пошлины и т.п.)

Как следует статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной  пошлины и судебных издержек, связанных  с рассмотрением дела.

Под судебными расходами понимаются затраты, понесенные сторонами при  рассмотрении дела. Кодексом судебные расходы разделены на две группы - государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Расходы, связанные с принудительным исполнением судебного решения, Кодекс к числу судебных расходов не относит.

Согласно ст. 1 Закона о государственной  пошлине под государственной  пошлиной понимается обязательный и  действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными  на то органами или должностными лицами. Государственная пошлина взимается с подаваемых в суды общей юрисдикции исковых и иных заявлений и жалоб, в том числе со встречных исковых заявлений; с заявлений о повторной выдаче судебного приказа; с заявлений граждан и организаций по делам, возникающим из публичных правоотношений; с заявлений по делам особого производства; с кассационных жалоб на решения суда; с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке; за повторную выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела.

Плательщики государственной пошлины - граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов (ст. 2 Закона о государственной пошлине). Согласно ст. 3 названного Закона государственная  пошлина взимается с исковых  и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные  суды и Конституционный Суд РФ, а также за выдачу документов указанными судами.

Состав издержек, связанных с  рассмотрением дела, перечислен в  ст. 94 ГПК.

Основное отличие государственной  пошлины от издержек, связанных с  рассмотрением дела, заключается  в том, что размер государственной  пошлины определяется в порядке, установленном законом (в процентах  от цены иска или минимального размера оплаты труда), а сама пошлина зачисляется в доход федерального или местного бюджета. Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и являются компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они подлежат зачислению в бюджет (см. ст. 103 ГПК). 

Информация о работе Судебные расходы: понятие и состав судебных расходов