Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 05:59, контрольная работа

Краткое описание

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры выявляют нарушения законности и принимают меры, направленные на их устранение. Эти меры состоят в возбуждении деятельности органов уполномоченных государством разрешать возникающие в обществе правовые конфликты, восстанавливать нарушенные права и привлекать правонарушителей к ответственности. Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, они продолжают выполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов судом и всеми участниками судопроизводства. Они содействуют суду в правильном разрешении дел: помогают ему в исследовании и оценке доказательств, установления фактов предмета доказывания, толковании норм права, оценке правомерности требований и возражений сторон и т.д.

Файлы: 1 файл

5_1201_ правка прокурорского.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Прокурор так же вправе требовать  от руководителей и других должностных  лиц поднадзорных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. 
Однако иногда прокурору отказывают в предоставлении документов или доступе к ним, по причине того, что они содержат государственную или коммерческую тайну. При этом такие отказы во многих случаях необоснованны. Однако неопытные прокуроры оставляют это нарушение без внимания, соглашаясь с мнением должностного лица, не выполнившего требование прокурора. Чтобы определить законность отказа, прокурор должен обратиться к Федеральному закону Российской Федерации «О государственной тайне», содержащий исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну.

В том случае, если запрашиваемые  материалы действительно содержат сведения, составляющие государственную тайну, то истребовавший такие сведения прокурор должен иметь соответствующий допуск, а порядок предоставления этих сведений осуществляется в соответствии с правилами работы с секретными документами.

Что касается тайны коммерческой, то закон определил перечень сведений, которые не могут ее составлять. К ним относятся: 
• учредительные документы и уставы предприятий; 
• регистрационные удостоверения, лицензии, патенты; 
• отчетные данные о платежеспособности коммерческих структур, об уплате налогов;

• данные о численности и составе  производственного персонала; 
• сведения о нарушении правил охраны окружающей среды, антимонопольного законодательства, законов об охране труда, несоблюдении условий реализации продукции и иных нарушениях законодательства; 
• сведения об участии должностных лиц в обществах, товариществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Если прокурору отказывают в  доступе к документам, материалам или не исполняют требование об их предоставлении, то, прежде чем принимать меры реагирования, прокурору следует в первом случае — направить требование, а во втором — повторное требование со ссылкой на соответствующую норму закона.

При решении вопроса о праве  прокурора требовать объяснения от граждан и должностных лиц по поводу нарушения закона, необходимо иметь ввиду, что эти лица вправе отказаться от дачи объяснений в силу ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации, за что они не могут быть привлечены к какой-либо ответственности.

Так же надо иметь ввиду, что закон не предоставляет прокурору права на произвольный, без законного основания вызов в прокуратуру для дачи объяснений граждан и должностных лиц. Это право используется лишь в случае нарушения ими законов.

Для того чтобы использовать средства и методы осуществления прокурорского надзора с наибольшей эффективностью, прежде всего необходимо определить вид предстоящей проверки. В зависимости от поставленных задач, проверки можно подразделить на следующие виды: комплексные, целевые, сквозные и контрольные.

1. Комплексная проверка ставит  своей целью контроль за исполнением  широкого круга норм действующего законодательства.

2. Целевая проверка направлена  на проверку исполнения какой-либо  одной отрасли законодательства  — налогового, банковского, регламентирующего определенный вид экономической деятельности и т. д

3. Если необходимо проверить  исполнение законодательства всеми  подразделениями или звеньями  районного (городского) органа, то  проводится так называемая «сквозная»  проверка. По своему характеру она может быть как целевой, так и комплексной.

4. Фактическое устранение ранее  выявленных нарушений устанавливается  в ходе контрольной проверки. 
В любом случае, независимо от формы и цели проверки, в ее процессе необходимо выяснить следующие обстоятельства:

• характер допущенных нарушений;

• какой правовой акт, и какие  именно содержащиеся в нем нормы  нарушены; 
• какие обстоятельства способствовали нарушению закона; 
• почему выявленное прокурором нарушение не было выявлено контролирующими органами, ранее проводившими проверки.

Это необходимо для того, чтобы  впоследствии, при анализе материалов проверки, прокурор мог принять взвешенное и обоснованное решение о применении меры прокурорского реагирования.

Насколько разнообразны по своему правовому  режиму, компетенции, характеру деятельности и другим характеристикам объекты прокурорского надзора, настолько же разнообразны и обстоятельства, которые необходимо установить в ходе проверки.

 

 

2.Виды прокурорских проверок

 

Проверка соответствия закону издаваемых правовых актов.

В процессе проверки законности актов  необходимо установить следующие обстоятельства:

• уполномочен ли этот орган издавать подобный акт, т. е., не вышел ли он за пределы своей компетенции;

• соблюден ли порядок принятия акта, закрепленный в регламенте (например, имелся ли необходимый кворум для принятия акта представительным органом власти);

• не противоречит ли данный акт другим актам, ранее принятым тем же органом;

• не допущено ли нарушения материального закона;

• не ограничивает ли акт права и свободы граждан или законные интересы юридических лиц;

• не устанавливаются ли актом  обязанности граждан, не предусмотренные  законом; 
• не разрешает ли акт совершение запрещенных законом действий; 
• не содержит ли акт сведений о совершенных преступлениях или правонарушениях.

Проверка деятельности органов  контроля. 
В Российской Федерации имеется не один десяток органов, осуществляющих контроль и надзор. Многие из них осуществляют настолько специфическую, узкоспециализированную деятельность, что без обладания специальными знаниямми вряд ли возможно получение достоверной информации. Поэтому при проведении проверки прокурору, скорее всего, придется воспользоваться предоставленным ему правом и потребовать выделения специалиста.

В ходе проведения самой проверки предстоит ознакомиться:

• с приказами, положениями, инструкциями и другими актами, изданными руководителем или руководящим органом;

• с необходимыми для данной проверки журналами, книгами учета, материалами обследований и т. п.;

• с составленными протоколами, актами, предписаниями и постановлениями.

Изучение всех этих материалов необходимо для того, чтобы в случае наличия  у проверяемого органа соответствующей  компетенции можно было получить ответы на следующие вопросы:

• осуществляется ли надлежащий учет и регистрация поступающих жалоб, заявлений, устных сообщений;

• своевременно ли проводятся проверки с целью выявления, устранения и  предупреждения в дальнейшем подобных нарушений;

• всегда ли определяется наличие  материального ущерба; возмещается ли ущерб за счет виновных лиц;

• осуществляется ли контроль за исполнением  выносимых предписаний и постановлений;

• направляется ли в прокуратуру  информация, о нарушениях закона.

Следует иметь в виду, что на практике такая информация должна указывать  на то, что требуется принятие мер прокурорского надзора, поскольку реагирование на подобные нарушения не входит в компетенцию контролирующего органа.

• передаются ли в органы прокуратуры  и органы внутренних дел материалы, содержащие сведения о признаках  преступлений. При обнаружении в ходе проверки таких материалов прокурор должен их истребовать, провести по ним проверку и принять предусмотренное законом решение.

 

 

 

3.Принятие решения о применении мер прокурорского реагирования

 

Как известно, целью проверки является не только выявление нарушения, но и его устранение. Если в результате проверки прокурор выявит нарушение закона, гарантированных Конституцией Российской Федерации или предусмотренных законом прав граждан, он обязан принять меры прокурорского реагирования: внести представление, а в том случае, если в действиях должностного лица содержатся признаки преступления или административного правонарушения, вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Представление необходимо приносить, конечно же, не по каждому выявленному  нарушению закона, а только по тем  фактам неисполнения или ненадлежащего  исполнения требований закона объектами  надзора, которые причинили вред или создали реальную угрозу вреда интересам личности, общества или государства. Помимо того, представление, как средство прокурорского реагирования используется в случаях выявления целого ряда нарушений законодательства или установления причин и условий, способствовавших их совершению.

Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, а так же причины и условия, им способствовавшие.

Для того чтобы представление, вносимое прокурором по результатам проверки, было действенным, в нем должны содержаться, как минимум, следующие пункты.

1. Орган или должностное лицо, которому оно вносится.

2. Источник информации о выявленных  нарушениях закона — материалы  прокурорской проверки, ревизии, другие документы.

3. Правовая оценка допущенных нарушений.

4. Анализ причин и условий,  способствовавших выявленным нарушениям.

5. Требование о принятии в  месячный срок принятия конкретных  мер по устранению допущенных  нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

6. Предложение о привлечении к ответственности виновных.

7. Предложение сообщить прокурору  в письменной форме о результатах принятых мер.

Как известно, прокурор не вправе вмешиваться  в хозяйственную и производственную деятельность предприятия. Однако если отдельные направления этой деятельности регулируются правовыми нормами, то при нарушении этих норм прокурор обязан принять соответствующие меры реагирования. Поэтому он вправе указать в своем представлении не только на нарушения правовых актов, но и на иные причины, хотя и относящиеся к оперативно-хозяйственной деятельности, но, тем не менее, являющиеся непосредственными причинами выявленных нарушений.

Осуществляя надзор за исполнением  законов, прокурор не вправе отменить незаконные или необоснованные правовые акты. Законодатель предусмотрел для этого определенные формы реагирования: 
• обращение в суд в предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке; 
• принесение протеста на противоречащий закону правовой акт. 
Прокурор сам решает, в какой орган вносить протест — в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Если есть основания считать, что должностное лицо или руководитель органа отклонят протест, целесообразно направить протест вышестоящему органу или должностному лицу.

 

 

Заключение

Прокурорские проверки исполнения законов – это основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Они проводятся 
только при наличии сведений о нарушении закона. Однако проверки законности содержания административно задержанных в камерах (комнатах) временного содержания, в медицинских вытрезвителях и в центрах социальной реабилитации или в приемниках-распределителях проводятся прокурорами периодически и при отсутствии сведений о нарушении законов.

Без сигналов о нарушении законов  проводятся военными прокурорами проверки законности содержания на гауптвахтах  военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке.

Проверки могут носить целевой характер, если в ходе их проведения проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, например, в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий. Они могут быть комплексными, когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения, скажем, в социальной, банковской и других сферах. Проверки могут быть сквозными, когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы. К проведению таких проверок обычно подключаются прокуроры всех уровней, обслуживающие территории, где имеются предприятия, учреждения и организации данной отрасли, министерства, службы. Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами проверки исполнения закона.

Будучи разновидностью расследования, проверки служат установлению истины. В ходе их проведения устанавливается, соответствуют ли действительности полученные сведения о нарушении закона, т.е. имело ли место нарушение закона.

Библиографический список

    1. Нормативно-правовые акты

 

1.Конституция Российской Федерации.  Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. 1996

2.Уголовный кодекс Российской  Федерации [Текст] [от 13.06.1996 № 63-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.  – 1996. - № 25.

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. [Текст] [от 14.11.2002 № 138-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 43.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. [Текст] [от 18.12.2001 № 174-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. - № 37.

5.Федеральный закон Российской  Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» [Текст] [от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 43.

Информация о работе Прокурорский надзор