Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:18, лекция
Наблюдение, согласно статье 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”[28], - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов.
Представляется, что сущность процедуры наблюдения связана с таким признаком современного законодательства о несостоятельности, как возможность проведения в рамках дела о банкротстве восстановительных процедур. Это значит, что указанная процедура прежде всего направлена на выявление перспектив осуществления реорганизационных мероприятий. В связи с этим главной целью наблюдения является проведение анализа финансового состояния должника с целью определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве. "Именно в ходе анализа финансового состояния должника можно сделать вывод о материальной основе дела о банкротстве и о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также удовлетворения требований кредиторов"[29].
Понятие
процедуры наблюдения
и ее место в
системе процедур
банкротства
Наблюдение, согласно статье 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”[28], - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов.
Представляется, что
сущность процедуры наблюдения связана
с таким признаком современного
законодательства о несостоятельности,
как возможность проведения в
рамках дела о банкротстве
В период наблюдения
выявляется размер требований кредиторов,
определяются конкурсные кредиторы
и количество голосов, принадлежащих
каждому кредитору на собрании кредиторов.
Временный управляющий созывает
первое собрание кредиторов, которому
докладывает результаты финансового
анализа и предложения о
Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для проведения иных назначаемых арбитражным судом процедур банкротства.
В юридической литературе
выделяют обеспечительную и
По российскому
Закону о банкротстве 2002 г. процедура
наблюдения как бы выносится за рамки
процедуры банкротства как
Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредиторов и уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит исключить возможность необоснованного ограничения прав должника.
Вместе с тем
Законом предусмотрены
Кроме того, Законом
установлены некоторые
Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Среди таких последствий Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:
1) имущественные
требования к должнику могут
быть предъявлены только с
соблюдением порядка,
2) по ходатайству
кредитора приостанавливается
3) приостанавливается
исполнение исполнительных
4) запрещается удовлетворение
требований участника должника -
юридического лица о выделе
доли (пая) в имуществе должника
в связи с выходом его из
состава участников. Поскольку участники
юридического лица не
5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
6) не допускается
прекращение денежных
Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.
Закон о банкротстве 2002 г. содержит ряд положений, которые свидетельствуют об ограничении как правоспособности, так и дееспособности должника в этот период, при этом ограничение может быть:
1) частичное - в
отношении сделок, совершаемых исключительно
с согласия временного
2) полное - в отношении вопросов, решения по которым в период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный управляющий. Они связаны с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций (п.3 ст.64 Закона о банкротстве 2002 г.)
Таким образом, данная
процедура осуществляется в целях
обеспечения сохранности
1. Временный управляющий обязан:
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
проводить
анализ финансового состояния
выявлять кредиторов должника;
вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
созывать и проводить первое собрание кредиторов.
2.
Временный управляющий обязан
представить в арбитражный суд
К отчету временного управляющего прилагаются:
заключение о финансовом состоянии должника;
обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Статья
65. Временный управляющий
1.
Временный управляющий
2. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3.
Временный управляющий может
быть отстранен арбитражным
в
связи с удовлетворением
в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим;
в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
4. Временный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании:
его заявления;
ходатайства саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, в случае выхода арбитражного управляющего из саморегулируемой организации или решения коллегиального органа управления, а также в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
(п.
4 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)