Процедура наблюдения в банкротстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:18, лекция

Краткое описание

Наблюдение, согласно статье 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”[28], - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов.

Представляется, что сущность процедуры наблюдения связана с таким признаком современного законодательства о несостоятельности, как возможность проведения в рамках дела о банкротстве восстановительных процедур. Это значит, что указанная процедура прежде всего направлена на выявление перспектив осуществления реорганизационных мероприятий. В связи с этим главной целью наблюдения является проведение анализа финансового состояния должника с целью определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве. "Именно в ходе анализа финансового состояния должника можно сделать вывод о материальной основе дела о банкротстве и о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также удовлетворения требований кредиторов"[29].

Файлы: 1 файл

Понятие процедуры наблюдения и ее место в системе процедур банкротства.docx

— 23.71 Кб (Скачать)

Понятие процедуры наблюдения и ее место в  системе процедур банкротства 

Наблюдение, согласно статье 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) ”[28], - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с данным Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов.

Представляется, что  сущность процедуры наблюдения связана  с таким признаком современного законодательства о несостоятельности, как возможность проведения в  рамках дела о банкротстве восстановительных  процедур. Это значит, что указанная  процедура прежде всего направлена на выявление перспектив осуществления реорганизационных мероприятий. В связи с этим главной целью наблюдения является проведение анализа финансового состояния должника с целью определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве. "Именно в ходе анализа финансового состояния должника можно сделать вывод о материальной основе дела о банкротстве и о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также удовлетворения требований кредиторов"[29].

В период наблюдения выявляется размер требований кредиторов, определяются конкурсные кредиторы  и количество голосов, принадлежащих  каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которому докладывает результаты финансового  анализа и предложения о дальнейшей судьбе должника.

Наблюдение заканчивается  в момент вынесения соответствующего решения (определения) арбитражного суда по существу рассматриваемого дела либо о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных законом. Работа, проведенная в период наблюдения, является необходимой основой для  проведения иных назначаемых арбитражным  судом процедур банкротства.

В юридической литературе выделяют обеспечительную и подготовительную функции наблюдения. Обеспечительная  функция позволяет создать условия  для сохранения имущества должника, имеющегося на момент возбуждения дела о банкротстве. Подготовительная функция  заключается в содействии организации  подготовки дела к судебному разбирательству[30]. Наблюдение в процессуальном смысле рассматривается "как применение меры по обеспечению требований кредиторов и исполнения решения о признании должника банкротом"[31].

По российскому  Закону о банкротстве 2002 г. процедура  наблюдения как бы выносится за рамки  процедуры банкротства как таковой  и является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в  состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей в  полном объеме на момент принятия арбитражным  судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя  к должнику, за исключением случаев  возбуждения дела на основании заявления  должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредиторов и уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит исключить возможность необоснованного ограничения прав должника.

Вместе с тем  Законом предусмотрены некоторые  исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении  которого принято решение о ликвидации (ст.225 Закона о банкротстве 2002 г.), к  отсутствующему должнику (ст.228), к должнику-гражданину (ст.27).

Кроме того, Законом  установлены некоторые особенности  осуществления данной процедуры  в отношении отдельных категорий  должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка  ценных бумаг не распространяются ограничения  на совершение сделок, предусмотренных  Законом, а именно: на сделки с ценными  бумагами его клиентов, совершаемые  по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения  производства по делу о банкротстве (ст.188 Закона о банкротстве 2002 г.). Обращает на себя внимание тот факт, что наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. не более чем через семь месяцев  с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд.

Введение процедуры  наблюдения влечет за собой возникновение  определенных правовых последствий. Среди  таких последствий Закон о  банкротстве 2002 г. называет следующие:

1) имущественные  требования к должнику могут  быть предъявлены только с  соблюдением порядка, предусмотренного  законом. С момента принятия  арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  кредиторы не вправе обращаться  к должнику в целях удовлетворения  их требований в индивидуальном  порядке;

2) по ходатайству  кредитора приостанавливается производство  по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества. Не подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику не заявляются требования, связанные со взысканием с него денежных средств;

3) приостанавливается  исполнение исполнительных документов  по имущественным взысканиям  должника. Однако закон устанавливает  исключение из общего правила:  не приостанавливается производство  по делам о взыскании задолженности  по заработной плате, выплате  вознаграждений по авторским  договорам, алиментов, а также  о возмещении вреда, причиненного  жизни и здоровью. Следует обратить  внимание, что исполнительное производство  по данным делам не будет  приостановлено лишь при условии,  что судебные решения, на основании  которых возбуждены исполнительные  производства, вступили в силу  до момента принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом;

4) запрещается удовлетворение  требований участника должника - юридического лица о выделе  доли (пая) в имуществе должника  в связи с выходом его из  состава участников. Поскольку участники  юридического лица не признаются  законом его кредиторами, следовательно,  удовлетворение их требований  производится только после полного  удовлетворения требований кредиторов  из оставшегося имущества должника  по завершении конкурсного производства;

5) запрещается выплата  дивидендов и иных платежей  по эмиссионным ценным бумагам;

6) не допускается  прекращение денежных обязательств  должника путем зачета встречного  однородного требования, если при  этом нарушается очередность  удовлетворения требований кредиторов (ст.63 Закона о банкротстве 2002 г.).

Поскольку должник  ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в  банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор  банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим  должником либо запрашиваются в  налоговых органах), в суд общей  юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в  налоговые и иные уполномоченные органы.

Закон о банкротстве 2002 г. содержит ряд положений, которые  свидетельствуют об ограничении как правоспособности, так и дееспособности должника в этот период, при этом ограничение может быть:

1) частичное - в  отношении сделок, совершаемых исключительно  с согласия временного управляющего, а именно: сделок, связанных с  передачей недвижимого имущества  в аренду, залог, с внесением  указанного имущества в качестве  вклада в уставный (складочный) капитал  хозяйственных обществ и товариществ  или с распоряжением таким  имуществом иным образом; с  распоряжением иным имуществом  должника, балансовая стоимость  которого составляет более 5% балансовой  стоимости активов должника; сделок, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника;

2) полное - в отношении вопросов, решения по которым в период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный управляющий. Они связаны с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций (п.3 ст.64 Закона о банкротстве 2002 г.)

Таким образом, данная процедура осуществляется в целях  обеспечения сохранности имущества  должника, проведения анализа его  финансового состояния, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов. Несомненно, введение данной процедуры  принципиально изменило ситуацию в  плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и прав кредиторов - с другой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Временный управляющий обязан:

   принимать меры по обеспечению сохранности  имущества должника;

   проводить анализ финансового состояния должника;

   выявлять  кредиторов должника;

   вести реестр требований кредиторов, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Федеральным законом;

   уведомлять  кредиторов о введении наблюдения;

   созывать  и проводить первое собрание кредиторов.

   2. Временный управляющий обязан  представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

   К отчету временного управляющего прилагаются:

   заключение  о финансовом состоянии должника;

   обоснование возможности или невозможности  восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих  применяемых в деле о банкротстве  процедур.

   Статья 65. Временный управляющий  

   1. Временный управляющий утверждается  арбитражным судом в порядке,  предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона.

   2. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

   (см. текст в предыдущей редакции)

   3. Временный управляющий может  быть отстранен арбитражным судом  от исполнения обязанностей временного  управляющего:

   в связи с удовлетворением арбитражным  судом жалобы лица, участвующего в  деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным  управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое  неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или  законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло  повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

   в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим;

   в иных предусмотренных федеральным  законом случаях.

   4. Временный управляющий может  быть освобожден арбитражным  судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании:

   его заявления;

   ходатайства саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, в случае выхода арбитражного управляющего из саморегулируемой организации или решения коллегиального органа управления, а также в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

   (п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)  

Информация о работе Процедура наблюдения в банкротстве