Международный суд против идеологии национал-социализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 08:48, реферат

Краткое описание

Нюрнбергский процесс обычно рассматривают с двух сторон.
Во-первых, указывают на то, что это был суд над людьми, совершившими злодеяния, направленные против человечности. Во-вторых, отмечается, что это был суд победителей над побежденными. Однако значение Нюрнбергского процесса далеко выходит за рамки только справедливого осуждения нацистских военных преступников, погубивших десятки миллионов человеческих жизней.

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД

ПРОТИВ ИДЕОЛОГИИ  НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА 

  

Нюрнбергский  процесс обычно рассматривают с  двух сторон. 

Во-первых, указывают  на то, что это был суд над  людьми, совершившими злодеяния, направленные против человечности. Во-вторых, отмечается, что это был суд победителей над побежденными. Однако значение Нюрнбергского процесса далеко выходит за рамки только справедливого осуждения нацистских военных преступников, погубивших десятки миллионов человеческих жизней.  

Преступных тиранов  и раньше подвергали наказанию по решению суда. Например, британцы казнили своего короля Карла I после суда над ним. Король Франции Людовик ХVI был казнен также по приговору революционного суда. Императора Наполеона I сослали на остров Святой Елены по решению победителей.  

В 30-е годы ХХ века в Устав Лиги Наций были включены статьи, предусматривающие функционирование международных судов и трибуналов. А в международных договорах  предвоенных лет, например между  Германией и Чехословакией, оговаривалось  существование международного арбитража, который должен был разрешать спорные вопросы. Тем не менее именно Нюрнбергский процесс открыл эпоху международного правосудия, зафиксировал существование в мире признаваемых общих норм, основанных на представлении о единстве человеческой цивилизации и на идее общих для всего мира ценностей. Кроме того, Нюрнбергский процесс продемонстрировал наличие мировой политической воли, которая не сводится к воле отдельных стран и народов мира. Конечно, результаты Нюрнбергского процесса над военными преступниками были во многом подготовлены всей предшествующей историей цивилизованных стран Европы и Америки, постепенным укоренением идеалов гуманизма и свободы. Именно эти общечеловеческие идеалы позволили объединенным нациям сначала победить во Второй мировой войне, а затем попытаться искоренить зло нацизма как антигуманного явления в мире. 

Суду были преданы 24 военных преступника, входивших  в число политического и военного руководства нацистской Германии: Герман Вильгельм Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Роберт Лей, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Розенберг, Ганс Франк, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрейхер, Вальтер Функ, Гельмар Шахт, Густав Крупп фон Болен унд Гальбах, Карл Дениц, Эрих Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель, Альфред Йодль, Мартин Борман, Франц фон Папен, Артур Зейсс-Инкварт, Альберт Шпеер, Константин фон Нейрат, Ганс Фриче. 

Подсудимые обвинялись в том, что в целях установления мирового господства Германии они развязали  и вели агрессивные войны, организовали и осуществили тягчайшие преступления против человечества. Международный трибунал в обвинительном заключении поставил вопрос о признании преступными ряда организаций, действовавших в нацистской Германии. К ним были отнесены: правительственный кабинет (имперские министры, руководители центральных ведомств, министры без портфеля, члены Совета министров по обороне Германии, члены Тайного совета); руководящий состав национал-социалистической партии; охранные отряды нацистской партии (СС); тайная государственная полиция (гестапо) и служба безопасности (СД); штурмовые отряды нацистской партии (СА); генштаб и верховное командование германских вооруженных сил (ОКВ). В Уставе Международного трибунала было указано, что если Трибунал признает организацию преступной, то компетентные власти будут вправе привлекать отдельных лиц к суду за принадлежность к такой организации, а ее преступный характер не может быть оспорен. 

Прежде чем  перейти к изложению пунктов  обвинения руководства Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП), которое являлось носителем идеологии нацизма, следует кратко изложить идейные и философские истоки национал-социализма. 

Одним из ярких  провозвестников нацизма в Германии является Фридрих Ницше (1844?1900 гг.). Именно он выдвинул принцип "воли к власти" как основной критерий значимости явлений общественной жизни. "Власть, основанная на силе, движет миром" ? вот основной стержень его философии, дополненной мифом о "сверхчеловеке" и "белокурой бестии", которая "жадно ищет добычи и победы". "Философия жизни" в Германии подхватила и развила иррациональные и реакционные идеи Ницше. Представители направления "философия жизни", такие как В.Дильтей, Г.Зиммель, М.Шелер, считали, что только разума недостаточно для выработки целостного мировоззрения. Его место должна занять философия, вытекающая из ощущения полноты жизни, из глубины переживания жизни. Позиции этих представителей "философии жизни" объединяет иррационализм, отрицание познавательной функции разума и постановка на его место "переживания", импульсов сознания, творческой интуиции.  

Первая мировая  война обострила глубокие социальные противоречия мирового сообщества. В  наибольшей степени это отразилось в учении германского философа Освальда Шпенглера (1880?1936 гг.), который сразу  после окончания войны выпустил книгу "Закат Европы" (1918 г.). Шпенглер в своей книге попытался взять "идеологический реванш" за поражение Германии, показав странам-победительницам неотвратимость их трагической судьбы. В концепции "Заката Европы" содержалось требование политического и военного реванша, вскоре проявившееся в идеологии, а затем в практике германского национал-социализма. Если в "Закате Европы" в общей концепции общества центральное место занимали понятия "душа культуры" и "сословия", то в 30-е годы, ко времени прихода к власти Гитлера, на первый план выдвигается понятие "раса". Западная культура связывается Шпенглером с деятельностью "группы наций нордической крови", противостоящей "цветным" расам. Решительная борьба против революции, как "белой", так и "цветной", осуществляется железом и кровью. Предотвратить катастрофу Европы может лишь мобилизация всех сил "белой нордической расы". 

От философии  жизни Шпенглера германский нацизм получил мощное идеологическое оружие. Достаточно сказать, что в разгар Второй мировой войны, в 1941 году, был выпущен "по желанию, выраженному в письме с фронта одного немецкого солдата", сборник афоризмов Освальда Шпенглера "Мысли". В еще большей степени целям создания идеологии национал-социализма послужили другие представители немецкой "философии жизни" ХХ века. К ним относятся такие нацистские философы, как: Людвиг Клагес (1872?1956 гг.), Дитрих Эккарт (1868?1923 гг.), Альфред Боймлер (1887?1971 гг.), Эдуард Шпрангер (1882?1870 гг.), Эрнст Крик (1897?1956 гг.), Эрнст Юнгер (1895?1961 гг.), Адольф Эрт (1902?1964 гг.). Большинство из них примкнуло в 30-х годах к национал-социализму, став его официальными идеологами. Они восхваляли "библию" нацизма ? книгу Гитлера "Моя борьба", поощряли работы Розенберга и Геббельса. 

Нацистские философы развивали те же идеологические принципы, из которых исходили основоположники "философии жизни", выбирая различные варианты и способы их изложения. В центре их мировоззрения стоит понятие "жизнь". Важнейшим положением их гносеологии также оказывается противопоставление "переживания жизни" рациональному мышлению. 

Уже один из первых представителей нацистских философов  Людвиг Клагес начинает свое трехтомное сочинение "Дух как противник  души" с утверждения о противоположности  двух начал, несомых "жизнью", ? "духа" и "души", т.е. жизни. Поскольку "жизнь" выступает как космическое начало, она затем переносится в центр всеобщего исторического процесса.  

Эдуард Шпрангер в своей философии построил умозрительную  типологию личностей, связывая идею "жизни" с различными "актами духа" (познавательными, экономическими, психологическими, эстетическими и религиозными). Абстрактными типами выражения "переживаний" он считает "идеальные типы" личностей, это: теоретический, экономический, социальный, религиозный человек, наконец, "человек власти", который поставил все человеческие ценности на службу "своей воли к власти". "Человек власти" сходен со "сверхчеловеком" ? "белокурой бестией" Фридриха Ницше. "Человек власти" как выражение высшей формы жизни получает политическую санкцию со стороны государства. Впервые выразив эту идею в книге "Формы жизни", Эдуард Шпрангер широко применял ее в 30-х и 40-х годах в своих философских, психологических и педагогических работах.  

Нацистский философ  Альфред Боймлер непосредственно  связывает понятие "жизни" с политическими установками "третьего рейха". Он начал с критики буржуазного мира, который "урбанизмом" и "обеспеченностью", позитивистским типом мышления, лишенным проникновения в полноту "жизни", исключением "риска" и "борьбы" из жизни свидетельствует о своей нежизненности и вялости. Преодолеть "мертвый" мир буржуа можно лишь противопоставлением ему "живого мира войны, борьбы, риска". Только "Soldatentum" ? "солдатчина" представляет собой жизненную форму "мужественного народа". 

Теория познания нацистских философов построена на релятивизме, связанном с ницшеанской концепцией мира как постоянного и безудержного становления, вечного "потока". "Ритм космической жизни", согласно Людвигу Клагесу, направляется "космогоническим эросом" как некоей мифологической сущностью. Продолжая ту же релятивистскую линию, Альфред Боймлер утверждал, что законы, приписываемые человеком действительности, суть фикция, ибо события в вечном потоке жизни никогда не повторяются. Они в каждый момент новы и потому иррациональны. Доказывая свои постулаты ссылками на теорию вероятности, Боймлер настаивает на том, чтобы понятие закона было полностью заменено понятием вероятностного происшествия. 

Как следствие  этого, у нацистских философов релятивистский подход окончательно переходит в мифологию. Людвиг Клагес объявил миф исходным пунктом всякого познания мира. В отличие от "духа", который "склоняется под ярмо понятий", "душа" создает миф, т.е. персонифицированные представления о космических силах, которые могут быть прочувствованы и пережиты, но никак не могут быть познаны. Цель философии, ? заявляет Клагес, ? возродить миф в противовес науке, и тогда "мы возвращаемся от робкого образа измученного человечества к живому миру божественной ясности". 

Хотя построения Людвига Клагеса еще не примыкали непосредственно к национал-социалистической мифологии, его философская концепция открывала ей широкую дорогу.  

Еще дальше пошел  по этому пути философ и писатель Эрнст Юнгер, для которого вся  история есть поток мифологических образов, создаваемых "победителями" на том или ином этапе событий. Изображая ужасы войны, Юнгер в то же время утверждает ее как возможность "глубочайшего жизненного переживания", как "внутренний опыт". В социальной утопии "Рабочий. Господство и облик" (1932 г.) Юнгер изображает общество "технического империализма", в котором господствует прообраз грядущего человека ? "рабочего-солдата", характеризующегося отказом от "буржуазно-романтической индивидуальности" и полным господством над собой, включая преодоление любой боли вплоть до "абсолютной бесчувственности".  

Отсюда остается один шаг до основного философского труда национал-социалистического  мировоззрения - "Миф ХХ века" Альфреда Розенберга, вышедшего в Мюнхене  в 1930 году. Восхваляя этот миф в  статье, посвященной выходу в свет книги Розенберга, нацистский философ Боймлер писал: "Миф ? это производящая сила и сама творческая жизнь, он - источник всех ценностей и ценностных установок, первоисточник всякого творческого осмысления и творческое единство всех деяний". Альфред Розенберг был главным идеологом национал-социализма, заместителем Гитлера по вопросам "духовной и идеологической подготовки" членов нацистской партии. В своей книге "Миф ХХ века" Розенберг провозгласил мифотворчество как метод построения философских теорий нового времени, он объединил концепции последователей Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера, представителей "философии жизни" с расовой теорией, заимствованной у Жозефа Артюра де Гобино и Хьюстона Чемберлена.  

Жозеф Артюр  де Гобино (1816?1882 гг.) - французский философ, писатель и дипломат, один из основателей  идеологии расизма. В своей романтико-мифологической "философии истории" Гобино выступал против всех форм равенства, утверждал  иерархический характер деления на белую (ведущую), желтую и черную расы и пытался доказать, что развитие культуры и общества детерминируются расами. 

Другой представитель  расовой теории, английский писатель и философ Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855?1927 гг.), призывал к возрождению "арийского духа" и предостерегал от опасности "расовых смешений" с "расово-неполноценными народами". Благодаря этим воззрениям Х.Чемберлен стал одним из главных предшественников расовой идеологии германского национал-социализма. 

Альфред Розенберг провозгласил сущностью расы "расовую душу", т.е. "расу, рассматриваемую изнутри", которая находит свое выражение в мифологии, и о "душе" можно судить лишь по ее "мифу". 

Таков итог полувекового развития философии жизни и философии  национал-социализма. Начав с ницшеанского мифологизма, через критику исторического разума, она пришла к мифологии как "высшей реальности". 

Поистине "библия" национал-социализма стала книга  Адольфа Гитлера "Моя борьба", которая была закончена в ноябре 1926 года. В ней выражена концентрированная идеология нацизма. Поэтому на Нюрнбергском процессе эта книга стала одним из основных идеологических доказательств обвинения.  

Английский обвинитель майор Элвин Джонсон: "Благодаря  усилиям подсудимых и их сообщников эта книга отравила сознание целого поколения и извратила мировоззрение целого народа... От книги "Моя борьба" прямая дорога ведет к печам Освенцима и газовым камерам Майданека. Идеи Гитлера о неизбежной борьбе за существование изложены в связи с доктриной о превосходстве арийцев над другими расами и о праве германцев в силу этого превосходства господствовать над другими расами, использовать их как средство для достижения собственных целей. Основное в этой книге - это проповедь организации и применения силы, проповедь превосходства арийской расы над другими расами и права завоевывать их и править ими, а также в утверждении, что все доктрины, которые проповедуют мирное разрешение международных вопросов, представляют опасную для нации слабость". В конце своей речи на процессе Элвин Джонсон сказал: "Доказательства, заключенные в книге "Моя борьба", будучи рассмотрены в свете последующего поведения Германии по отношению к другим странам, показывают, что с момента достижения власти, а фактически задолго до этого, Гитлер и его сообщники-подсудимые были заняты тем, что планировали и подготавливали агрессивную войну. События доказали это кровью и несчастьями миллионов женщин, мужчин и детей". 

Информация о работе Международный суд против идеологии национал-социализма