Злоупотребление хозяяйствующими субъектами своим доминирующим положением

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Согласно части 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Файлы: 1 файл

Статья 14.docx

— 34.10 Кб (Скачать)

Введение

 Согласно части 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на  рынке определенного товара превышает  пятьдесят процентов, если только  при рассмотрении дела о нарушении  антимонопольного законодательства  или при осуществлении государственного  контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на  рынке определенного товара составляет  менее чем пятьдесят процентов,  если доминирующее положение  такого хозяйствующего субъекта  установлено антимонопольным органом  исходя из неизменной или подверженной  малозначительным изменениям доли  хозяйствующего субъекта на товарном  рынке, относительного размера  долей на этом товарном рынке,  принадлежащих конкурентам, возможности  доступа на этот товарный рынок  новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

 Одновременно, в силу части 2 ст. 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3, 6 и 6.1 настоящей статьи случаев (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ). Необходимо отметить, что само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта не пресекается законодательством. Предупреждаются и пресекаются злоупотребления таким положением. В ст. 10 «Закона о защите конкуренции» приводится не исчерпывающий перечень возможных форм злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Данные формы злоупотребления одновременно являются формами монополистической деятельности, выражающимися в индивидуальном поведении хозяйствующего субъекта, злоупотребляющего своим положением. В соответствии с названной статьей запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Виды злоупотребления доминирующим положением на рынке.

 «Закон о защите конкуренции» в ст. 38 предусматривает, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций.

Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается выявленное в установленном «Законом о защите конкуренции» порядке осуществление  монопольной деятельности более  двух раз в течение трех лет.

- изъятия товаров из  обращения, целью или результатом  которого является создание или  поддержание дефицита на рынке,  либо повышение цен;

- навязывания контрагенту  условий договора, не выгодных  для него или не относящихся  к предмету договора;

- включение в договор  дискриминирующих условий; 

- создания препятствий  доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

-нарушения установленного  нормативными актами порядка  ценообразования; 

-установления монопольно  высоких (низких) цен; 

- сокращения или прекращения  производства товаров, на которые  имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности  их производства;

-необоснованного отказа  от заключения договора с отдельными  покупателями при наличии возможности  производства или поставки соответствующего  товара.

Такие действия в исключительных случаях могут быть признаны правомерными,если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.

Виды злоупотреблений:

 В зависимости от  цели противоправного поведения  на рынке различают следующие  виды злоупотребления доминирующим  положением:

  1. Направленные на незаконное изменение или поддержание цен, тарифов (например, установление монопольно высоких (низких) цен, изъятие товаров из обращения):
  • Изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара. Экономически или технологически необоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства прямо не предусмотрено нормативными правовыми или судебными актами.
  • Экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми или судебными актами;
  • Экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
  • Установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги.
  • Создание дискриминационных условий.
  • Создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из него другим хозяйствующим субъектам.
  • Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

 

 

 

 

Применение монопольно высоких или низких цен

Установление монопольно высоких (низких) цен необходимо трактовать с позиции Закона о конкуренции, где дано определение монопольно высоких (низких) цен. Монопольно высокая  цена фиксируется для того, чтобы  возместить необоснованные хозяйственные  затраты и (или) получить дополнительную прибыль в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена устанавливается покупателем или продавцом, которые занимают доминирующее положение на рынке. Цель фиксирования покупателем монопольно низкой цены – получение дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца. Продавец, в свою очередь, может установить низкую цену и намеренно понести убытки от продажи своего товара с целью вытеснить конкурентов с данного рынка. Установление монопольно высоких (низких) цен противоречит публичным интересам в том случае, если эти действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других предпринимателей или граждан. В случаях сокращения или прекращения производства товара, создания дискриминационных условий и препятствий доступу на товарный рынок или выходу из него хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие) могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ст. 13 «Закона о защите конкуренции». То есть запреты, установленные п. 4, 8 и 9 ст. 10 «Закона о конкуренции», не являются безусловными. Остальные запреты носят безусловный характер. Понятия «монопольно высокая цена» и «монопольно низкая цена» определяются в статьях 6 и 7 Закона о защите конкуренции.

Монопольно  высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает  цену, которую в условиях конкуренции  на сопоставимом товарном рынке  устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями  или продавцами товара в одну  группу лиц и не занимающие  доминирующего положения на таком  сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает  сумму необходимых для производства  и реализации такого товара  расходов и прибыли. 

Монопольно  низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции  на сопоставимом товарном рынке  устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями  или продавцами товара в одну  группу лиц и не занимающие  доминирующего положения на таком  сопоставимом товарном рынке; 

2) эта цена ниже суммы  необходимых для производства  и реализации такого товара  расходов.

 Цена товара не может  быть признана монопольно высокой  или монопольно низкой, если она  не соответствует хотя бы одному из двух названных критериев. Применительно к финансовой услуге «Закон о защите конкуренции» применяет понятия «необоснованно высокая цена» и «необоснованно низкая цена» финансовой услуги, под которой понимается цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

 

Навязывание контрагенту  невыгодных условий договора. Создание препятствий доступу на рынок

 Отдельным видом злоупотребления  доминирующим положением являются  действия, направленные на создание  ограничений свободы экономической  деятельности отдельных хозяйствующих  субъектов (например, навязывание  предпринимателю условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора):

• направленные на ограничение доступа на рынок (выход с рынка) или устранение с него предпринимателей (например, создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам)

 • направленные на  противоправное неудовлетворение  имеющегося спроса потребителей, например, сокращение или прекращение  производства товаров, на которые  имеются спрос и заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности  их производства товаров, необоснованный 

отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

• Навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные  нормативными правовыми или судебными  актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том  числе имущественных прав, а также  согласие заключить договор при  условии внесения в него положений  относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и др.).

Формы злоупотребления доминирующим положением на рынке. Классификацию  рассматриваемых видов злоупотреблений  можно проводить и в соответствии с формой их проявления, выделяя  договорные и внедоговорные группы нарушений. Договорные нарушения п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции прежде всего связаны с самим фактом заключения договора, одной из сторон в котором выступает хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке. Кроме того, рассматриваемые нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции) проявляются в договорном оформлении разного рода ограничительных для одного из контрагентов условий:

• не выгодных и не относящихся  к предмету договора (например, необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных  прав,рабочей силы контрагента)

• дискриминирующих контрагента, то есть ставящих его в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами

 • требующих внесения в договор положений, касающихся товаров, в которых контрагент или потребитель не заинтересованы

 • устанавливающих  монопольно высоких (низких) цен.  Все эти условия исключают  возможность для экономически  слабой стороны договора свободно  осуществлять хозяйственную деятельность, а в ряде случаев значительно  ухудшают экономическое положение  контрагента.

Среди рассматриваемых нарушений  п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции значительное место занимают противоправные действия предприятий в области ценообразования  и установления монопольно высоких (низких) цен, особенно сильно влияющие на открытость экономики страны. Другая группа нарушений п. 1 ст. 5 Закона о  конкуренции носит внедоговорной характер и включает такие противоправные проявления монополистической деятельности как изъятие товаров из обращения.

Его целью или результатом  являются создание или поддержание  дефицита на рынке, повышение цен, создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам, сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос  или заказы потребителей, при наличии  безубыточной возможности их производства. Как видно, негативное воздействие  этих нарушений направлено не столько  на прямое ущемление интересов конкретных хозяйствующих субъектов (контрагентов), сколько на ограничение конкуренции  в целом.

Информация о работе Злоупотребление хозяяйствующими субъектами своим доминирующим положением