Сущность и задачи антикризисного финансового управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:51, реферат

Краткое описание

В настоящей работе кратко изложены основные принципы теории антикризисного управления предприятием. Исследованы четыре основных аспекта теории: потребность и необходимость в антикризисном управлении, методы диагностики банкротства, механизмы антикризисного управления и основы государственного регулирования кризисных ситуаций. Основной упор в работе сделан на экономической составляющей кризисных ситуаций, вопросах банкротства и финансового оздоровления.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Антикризисное управление: потребность и необходимость 4
1.1. Задачи антикризисного управления 5
1.2. Классификация и причины организационных кризисов 6
Глава 2. Диагностика банкротства 8
2.1. Виды и методы диагностики несостоятельности организации. 8
2.2. Горизонтальный (трендовый) финансовый анализ 9
2.3. Вертикальный (структурный) финансовый анализ 10
2.4. Анализ относительных показателей (коэффициентов) 11
2.5. Факторный финансовый анализ 12
2.6. Сравнительный финансовый анализ 13
Глава 3. Механизмы антикризисного управления 14
3.1. Антикризисное управление с целью профилактики 15
3.2. Антикризисное управление в условиях кризиса 16
3.3. Механизмы финансовой стабилизации 16
Глава 4. Государственное регулирование кризисных ситуаций 18
4.1. Государственное антикризисное регулирование рынков. 18
4.2. Законодательное регулирование банкротства. 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

реферат по антикризисному управлению. Бражников.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

непосредственное реагирование на возникновение кризисной ситуации, включая действия по предотвращению ущерба и собственно ликвидации кризисной ситуации (обеспечение минимально необходимой жизнедеятельности важнейших систем предприятия).

смягчение и устранение последствий кризисной ситуации за счет осуществления компенсационных  и восстановительных мероприятий.

проведение стабилизационных мероприятий.

создание специальной  информационно-коммуникативной сети связей, охватывающей информационные потоки внешней и внутренней среды  предприятия.

перераспределение обязанностей высшего руководства: одна группа менеджеров должна осуществлять контроль и поддержку морального климата на предприятии, другая - поддерживать при любых обстоятельствах обычную работу с минимальным уровнем срывов. Специальная группа менеджеров должна заниматься разработкой и принятием антикризисных мер для выхода из кризисной ситуации.

Для разработки и реализации антикризисных мер необходимо иметь  сеть оперативных групп управленческих работников. Для координации деятельности таких групп создается штабная  группа во главе с руководителем  предприятия.

3.3. Механизмы финансовой  стабилизации

Процесс стабилизации финансового  состояния предприятия условно  можно разделить на три этапа:

устранение неплатежеспособности - принцип "отсечения лишнего";

восстановление финансовой устойчивости - "сжатие предприятия";

обеспечение финансового  равновесия в длительном периоде.

Принцип "отсечения  лишнего" определяет необходимость  сокращения размеров как текущих  потребностей (вызывающих соответствующие  финансовые обязательства), так и  отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму).

Цель данного этапа  финансовой стабилизации считается  достигнутой, если устранена текущая  неплатежеспособность предприятия, то есть объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.

"Сжатие предприятия"  должно сопровождаться мероприятиями  как по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого объема их потребления.

Цель этого этапа  считается достигнутой, если предприятие  вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий его финансовую устойчивость.

Стратегический механизм стабилизации представляет систему  мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия  в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его стратегии.

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия  из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации. Она представляет систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью других юридических и физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом. Санация носит упреждающий характер, согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

Цель санации считается  достигнутой, если предприятие вышло  из финансового кризиса и нормализовало  свою работу.

Глава 4. Государственное  регулирование кризисных ситуаций

Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

поддержание конкурентоспособности  основных отраслей национального хозяйства;

предупреждение и недопущение  кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного  транспорта;

уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

4.1. Государственное антикризисное  регулирование рынков.

Государственное антикризисное  регулирование рынков - это организационно-экономическое  и правовое воздействие государства  для защиты предприятий, отраслей и регионов от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего существования.

Государственное регулирование  направлено на преодоление сбоев  в функционировании рынков, называемых в экономической теории "провалами  рынка", и создание механизмов антикризисного управления на всех уровнях экономического управления.

Основные причины неэффективности  рынков, так называемые "провалы  рынка" следующие:

несовершенная конкуренция;

недостаточное производство общественных благ;

негативные внешние эффекты;

неполные или отсутствующие  рынки;

несовершенство информации;

безработица, инфляция и  неравновесие.

Эффективное государственное  регулирование устраняет провалы  рынка, обеспечивая создание благоприятной  деловой среды и снижая вероятность  возникновения кризисных ситуаций на рынке.

4.2. Законодательное регулирование банкротства.

Основным нормативным  актом, регулирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон о  несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство)"

Внешним признаком банкротства  является невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня  наступления сроков их исполнения. Требования к должнику должны превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда. Особо законом оговорены положения по банкротству градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

Внесудебной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация.

При рассмотрении дела о  банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры  банкротства:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

Досудебная санация. В случае возникновения признаков банкротства, определенных Законом о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Наблюдение. Наблюдение — процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях обеспечения  сохранности имущества должника, проведения анализа финансового  состояния должника, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  до момента назначения судом иной процедуры.

Финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Процедура финансового  оздоровления предусматривает способы  получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление. Внешнее  управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях  восстановления его платежеспособности. Это еще одна реабилитационная процедура банкротства.

Основная цель данного  этапа — финансовое оздоровление должника (восстановление его платежеспособности) за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана  внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это единственная процедура банкротства, конечным результатом  которой должна быть ликвидация должника.

Должник может быть сохранен лишь при досрочном прекращении  конкурсного производства, например, вследствие мирового соглашения или  перехода к внешнему управлению. Восстановление платежеспособности должника не предполагается, ибо ранее было доказано, что оно невозможно.

Конкурсное производство — это процедура ликвидации несостоятельной  организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между  кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.

Мировое соглашение. На любой  стадии рассмотрения арбитражным судом  дела о банкротстве должник, его  конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое  соглашение, то есть соглашение сторон о прекращении судебного спора  и взаимных уступках.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. При утверждении  мирового соглашения арбитражный суд  выносит определение об утверждении  мирового соглашения, в котором указывается  на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Мировое соглашение может  быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Заключение

Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение  кризиса, а также эффективное  его преодоление. Современный менеджер должен быт постоянно готов к кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причина его возникновения может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров.

Существует большое количество методов оценки финансового состояния организации, которые могут дать представление о ее слабых местах и даже оценить вероятность ее банкротства. Методы горизонтального и вертикального анализов позволяют судить о структуре и динамике основных показателей баланса предприятия, метод коэффициентов непосредственно указывает на проблемные места, многофакторные модели оценивают финансовое состояние компании в целом, а сравнительный анализ позволяет учесть показатели работы других предприятий рынка.

Суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении  системы методов предварительной  диагностики угрозы банкротства  и своевременном проведении финансового  оздоровления организации, обеспечивающего  ее выход из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия.

Государственное регулирование  кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Новый закон о банкротстве детальнейшим образом описывает процедуру банкротства и правила действия сторон. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей – на его ликвидацию.

Список литературы

1. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие  для ВУЗов, обучающихся по специальностям экономики и управления. /В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Антикризисное управление: учебное пособие для студентов ВУЗов. / А.Т. Зуб - М.: Аспект Пресс, 2005. 

3. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". С изменениями и дополнениями на 1 мая 2005 года. - М.: Изд-во Эскмо, 2005

4. Библиотека менеджмента. http://www.managment.aaanet.ru/




Информация о работе Сущность и задачи антикризисного финансового управления предприятием