Сущность банкротства предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:30, реферат

Краткое описание

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.
Процедура банкротства, сам термин несостоятельное предприятие в восприятии большинства людей ассоциируются с разрушением. И это отчасти верно когда судья Арбитражного суда появляется в зале и зачитывает свое решение, где говорится: Признать предприятие Х несостоятельным, единственное, что происходит дальше это полное прекращение деятельности предприятия, его ликвидация и распродажа активов в счет погашения долгов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
1. История развития института несостоятельности
(банкротства) в России…………………………………………………………..4
2. Понятие банкротство, его признаки…………………………………………11
2.1. Причины банкротства……………………………………………………...13
3. Процедура банкротства в целях финансового оздоровления предприятия……………………………………………………………………...15
4.Причины банкротства многих российских предприятий и пути выхода из кризиса……………………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………...27

Файлы: 1 файл

банкротство.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

С 1930-х гг. в  России правоотношения, связанные с  несостоятельностью предприятий, практически  не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку  при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. Более того, в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства  получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон о банкротстве 1992 г.), а затем в ст. ст. 61 и 65 ГК РФ.

Между тем следует  отметить, что с принятием первой части ГК РФ многие положения Закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной практике: в 1993 - 1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными 1.

Таким образом, главными причинами необходимости  реформирования законодательства о  банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики. За шесть лет применения Закона о банкротстве 1992 г. в нашей стране выявился ряд объективных оснований, способствовавших принятию в 1998 г. нового Закона о банкротстве, учитывающего как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности (банкротства), не уступающая мировым аналогам. Вместе с тем следует заметить, что данный Закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 1998 г.) был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении их имуществом.

Эти и многие другие обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г2.

 

 

               2. Понятие банкротство, его признаки  
 
Федеральным законом от 26 октября 2002 г. 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) понятие банкротства определено следующим образом:  
Несостоятельность (банкротство) признанная арбитражным судом, неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.  
Должник гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.  
Кредиторы лица, имеющие права требования к должнику по денежным обязательствам, уплате задолженности по обязательным платежам, выплате выходных пособий и оплате труда данным лицам, работающим по трудовому договору, в том числе контракту.  
Денежное обязательство обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и (или) по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.  
Обязательные платежи налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.  
В названном законе установлены признаки банкротства:  
Так, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.  
Это основной признак банкротства.

Что же касается состава  и размер денежных обязательств и  обязательных платежей,      выраженных  в иностранной валюте, то они определяются в рублях по курсу,      установленному Центральным банком Российской  Федерации,  на  дату  введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

 Для  определения   наличия  признаков  банкротства   должника  учитываются:

-  размер денежных  обязательств, в том числе размер  задолженности

за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуг;

суммы займа  с  учетом  процентов,  подлежащих уплате должником;

размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер   задолженности,   возникшей  вследствие  причинения  вреда       имуществу   кредиторов,   за   исключением   обязательств    перед гражданами,   перед которыми  должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

обязательств  по  выплате  выходных пособий и  оплате  труда  лиц,           работающих  по  трудовому договору,  обязательств  по  выплате вознаграждения  по авторским договорам;

обязательств перед  учредителями  (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

размер обязательных   платежей   без    учета    установленных       законодательством  Российской  Федерации  штрафов  (пеней)  и иных       финансовых санкций.

Подлежащие применению   за   неисполнение   или   ненадлежащее      исполнение обязательства неустойки  (штрафы,  пени),  проценты  за  просрочку  платежа,  убытки,  подлежащие возмещению за неисполнение обязательства,  а также  иные  имущественные  и  (или)  финансовые санкции,  в  том  числе  за  неисполнение  обязанности  по  уплате  обязательных платежей,  не  учитываются  при  определении  наличия  признаков банкротства должника.

 Требования  кредиторов  по  обязательствам,  не  являющимся  денежными,  могут быть предъявлены  в суд и рассматриваются   судом, арбитражным   судом   в  порядке,  предусмотренном   процессуальным   законодательством. 

 

2.1. Причины банкротства

Множество факторов являются причинами  банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с  ошибками и упущениями руководства  и персонала, и внешние, возникающие  вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.

Как показывает практика, причины задолженности часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).

К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.

Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние  внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к  хозяйствованию, причисляют следующие:

- неспособность руководителей  предусмотреть банкротство и  избежать его в будущем;

- снижение объемов продаж из-за  плохого изучения спроса, отсутствия  сбытовой сети, рекламы; 

- снижение объемов производства;

- снижение качества и цены  продукции; 

- неоправданно высокие затраты; 

- низкая рентабельность продукции; 

- слишком большой цикл производства;

- большие долги, взаимные неплатежи; 

- слабая адаптированность менеджеров-представителей  старой школы управления к  жестким реальностям формирования  рынка, их неумение проявлять  предприимчивость в налаживании  выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

- разбалансированность экономического  механизма воспроизводства капитала  предприятия. 

В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках.

 

3. Процедура  банкротства в целях финансового  оздоровления предприятия

В действующем Законе №127-ФЗ детально и обстоятельно регламентируются процедуры  банкротства. Закон определяет (ст.27), что при рассмотрении дела о банкротстве  должника - юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

– наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

– финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

– внешнее  управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

– конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

– мировое  соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Особое внимание в Законе №127-ФЗ уделено новой процедуре банкротства  – финансовому оздоровлению. Процедура  финансовое оздоровление регулируется главой V Закона «Финансовое оздоровление». Согласно статье 2 Закона финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Ходатайствовать о введении финансового  оздоровления перед первым собранием  кредиторов, а в случаях, установленных  Законом №127-ФЗ, непосредственно  перед арбитражным судом могут:

1) должник на основании решения  своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;

2) учредители (участники) должника;

3) орган, уполномоченный собственником  имущества должника - унитарного  предприятия;

4) третье лицо или третьи лица.

В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 80 Закона N 127-ФЗ финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2-х лет. В определении  о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности, а в случае предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения. При этом судом должнику назначается административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.

На основании статьи 81 Закона №127-ФЗ суть финансового оздоровления заключается  в следующем:

1) требования кредиторов по денежным  обязательствам и об уплате  обязательных платежей, срок исполнения  которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом №127-ФЗ;

2) отменяются ранее принятые  меры по обеспечению требований  кредиторов;

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4) приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

5) запрещается удовлетворение требований  учредителя (участника) должника  о выделе доли (пая) в имуществе  должника в связи с выходом  из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

6) запрещается выплата дивидендов  и иных платежей по эмиссионным  ценным бумагам;

7) не допускается прекращение  денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

8) не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты  и иные финансовые санкции  за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;

9) наступление иных правовых  последствий финансового оздоровления  в соответствии с Законом №127-ФЗ.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом №127-ФЗ. Так, например, согласно пункту 3 статьи 82 Закона №127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
  • влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Информация о работе Сущность банкротства предприятий