Стратегии антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение типов антикризисных стратегий.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть содержание наиболее часто применяемых стратегий антикризисного управления;
Указать эффективность антикризисных стратегий в условиях кризиса предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Антикризисное управление предприятием 5
1.1 Роль стратегии в антикризисном управлении……………………………9
1.2 Разработка стратегии антикризисного управления организацией............10
1.3 Исследование и корректировка стратегии антикризисного управления..12
1.4 Тактика реализации стратегии антикризисного управления……………..16
2. Типы антикризисных стратегий ………………………………………………..22
2.1. Эффективность действия антикризисных стратегий……………………..... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая Антикризисное упр-ние.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ  ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

 

Кафедра менеджмента  гостеприимства

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Антикризисное управление»

на тему «Стратегии антикризисного управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 602 МГ

Скирда Виктория

Научный руководитель: Зарецкий Н.М.

 

 

 

Москва, 2013 
Содержание

 

 

 

 

 

Введение

Разработка теории и анализ практики использования антикризисных стратегий, как инструмента антикризисного управления, обобщение результатов первого этапа приватизации российских предприятий - важнейшие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Успех стратегий антикризисного управления во многом зависит от того, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Поэтому необходима разработка методов по формированию рациональных и практически реализуемых стратегий управления ситуацией по максимальному «смягчению» кризиса, его последствий для предприятий, либо выводу предприятий из кризисного состояния и обеспечению их финансовой устойчивости.

Целью данной работы является рассмотрение типов антикризисных стратегий.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Раскрыть содержание наиболее часто применяемых стратегий антикризисного управления;
  • Указать эффективность антикризисных стратегий в условиях кризиса предприятия.

Объектом исследования является процесс антикризисного управления деятельностью предприятий.

Предметом исследования является местоположение конкретного предприятия на различных этапах своего жизненного цикла, и как следствие, выбор адекватной стратегии антикризисного управления предприятием в зависимости от этого местоположения.

    1. Антикризисное управление предприятием

Кризис (от греч. krisis – решение, переломный момент) – глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности. Это важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Он обнаруживает не только предел, но и дает импульс развитию экономики, выполняя стимулирующую функцию.

Для того, чтобы улучшить ситуацию на предприятии в переломный момент, необходимо выявить проблемы, связанные с формированием и выбором адекватной антикризисной стратегии на предприятии, а также разработать теоретические основания и практические рекомендации для решения вопросов организации антикризисного управления на предприятиях различного профиля и масштабов деятельности.

Очевидно, что любую стратегию  управления предприятием, а тем более  антикризисную стратегию, необходимо формировать с учетом следующих  факторов:

  • причин наступающего (или уже наступившего) кризиса;
  • особенностей российского законодательства, регламентирующего вопросы банкротства предприятий;
  • других факторов, некоторые из которых будут проанализированы ниже.

Для этого руководителю или управляющему предприятием необходимо иметь определенные знания в области антикризисного управления, включающие в себя как экономические, так и юридические вопросы управления предприятием.

Суть антикризисного управления заключается  в своевременной профилактике банкротства, либо, при вхождении предприятия в кризисное состояние, в своевременном «лечении» предприятия, в грамотном и по возможности быстром выводе его из кризиса. Проблема выбора удачной стратегии  антикризисного управления будет, очевидно, одной из острейших для российских предприятий на этапе перехода государства к рыночной экономике; не потеряет остроты эта проблема и в условиях рынка.

Таким образом, антикризисное управление можно определить как систему, имеющую четыре ярко выраженных элемента:

  • прогнозирование кризиса;
  • профилактика кризиса;
  • непосредственно кризис;
  • вывод предприятия из кризиса.

Как показывает мировой опыт, антикризисный процесс в условиях рыночной экономики - это управляемый процесс. В этой связи необходимо выделить два понятия: антикризисное управление и антикризисное регулирование

Антикризисное управление  - совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия от момента его создания и до момента ликвидации.

Антикризисное регулирование - это  макроэкономическая категория. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего функционирования.

Главной целью антикризисного управления является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных проблемах в стране. В его рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в российских условиях наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении других текущих проблем фирмы.

Главное в антикризисном управлении - ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды. В основе антикризисного управления лежит процесс постоянных инноваций во всех областях действий предприятия. Также антикризисное управление нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (например, на грани банкротства), можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

 

  1. Роль стратегии в антикризисном управлении

 

Известно, что всякое управление построено  на предвидении. Но предвидение может быть различным. Оно различается по горизонтам (ближнее будущее и дальнее, ограниченное временем или имеет неопределенный временной промежуток), по форме (план, программа, предсказание, прогноз), по источникам (интуиция, научный анализ, аналогия, обобщенный опыт).

Возможность предвидения становится наиболее важной в условиях усложнения производства, роста его масштабов, ускорения научно-технического развития, изменения социально-психологических и экономических условий деятельности человека.

Одним из видов предвидения является стратегия. Повышенный интерес к разработке стратегии и опирающемуся на нее управлению наблюдается в мире в начале семидесятых годов. Именно тогда произошли кардинальные изменения в производстве и экономике. Эти годы характеризуют появление нераспознаваемых, иногда неожиданных явлений в социально-экономической среде предприятий, фирм и корпораций.

Аналогичные процессы происходят и в России. Экономическая политика семидесятых – восьмидесятых годов не устраняет наметившихся факторов кризисного развития, но обостряет противоречия, загоняя их вглубь, накопляя их критическую массу. События девяностых годов убедительно подтверждают эту оценку. Кризис разразился, и выход из него оказывается нелегким. Потребность в стратегическом управлении подтверждается тенденциями развития экономики в России.

В антикризисном управлении стратегия  играет особую роль. Она позволяет готовиться к кризисным ситуациям, распознавать характер слабых сигналов кризисного развития, снижать количество тактических ошибок, уверенно ориентироваться в проблемах, имеющих последствия в будущем, разрабатывать и использовать эффективные технологии управления, находить позитивные элементы в сложных кризисных ситуациях.

Есть все основания утверждать, что антикризисное управление немыслимо без стратегии, определяющей  и его тактику.

Стратегия характеризует не только управление в макроэкономических масштабах. Любая организация может и должна иметь собственную стратегию. Это стратегия выживания и развития, повышения конкурентно способности, достижения цели.

  1. Разработка стратегии антикризисного управления организацией

 

Стратегия антикризисного управления предполагает принятие стратегической программы, которая требует большой аналитической и проектной работы.

При разработке стратегии проводится  анализ внешней и внутренней среды деятельности организации, выделяются те факторы, которые имеют ключевое значение для организации, проводится сбор и отслеживание  информации по каждому фактору, и на основе оценки реального положения организации выясняются  причины возникновения опасности и появления признаков кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия – первый этап в разработке стратегии антикризисного управления. 

Далее проводится анализ  социально-экономической среды с целью выявления причин внешнего влияния на организацию.

При  проведении анализа внешней  среды излишне большой объем информации может привести к усложнению оценки и неопределенности в понимании тенденций развития. Однако недостаточность информации ведет к искажению реального положения дел и не позволяет понять истинную суть ситуации. Поэтому, чтобы сформировать четкую и понятную картину, необходим классификационный выбор информации, регулирование ее объемных характеристик, корректирование по оценке полученных результатов. Необходимо  свести в единое целое несколько этапов анализа:

- анализ макросреды, условно можно поделить на четыре сектора:  политическое, экономическое, социальное и  технологическое окружение.

- анализ конкурентной среды  по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли,  потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.

Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать  ее  с помощью метода  создания сценариев.

Сценарии – это по возможности реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать, некоторые факторы будут находиться под прямым контролем организации (она сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью). Будут существовать и факторы, неподвластные контролю со стороны предприятия, в этом случае разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.

Изучая внешнюю среду,  менеджеры  концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности  таит в себе внешняя среда. Известно, что довольно эффективным  способом, применяемым для анализа внешней среды, является метод SWOT, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению.

Наряду с анализом внешней среды  бизнеса важно провести углубленное  исследование реального состояния организации. Это позволит увидеть, каким должна стать организация в будущем, разработать антикризисную стратегию и провести на ее основе необходимые изменения.

 

  1. Исследование и корректировка стратегии

антикризисного управления

Разработанная и действующая стратегия может быть скорректирована. Ведь движение времени невозможно программировать абсолютно. Нет стратегии, предельно точно предписывающей поведение организации.

Анализируя действующую стратегию  необходимо сконцентрировать внимание на следующих пяти моментах:

1. Эффективность текущей стратегии. 

Во-первых, надо определить место организации  среди конкурентов; во-вторых, границы  конкуренции (размер рынка); в-третьих, группы потребителей, на которые ориентируется организация в своей деятельности; в-четвертых, функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров.

Оценка каждой составляющей дает более  понятную картину стратегии. Причем, в данном случае оценка проводится на базе количественных показателей. К ним относятся: доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т.д.

Информация о работе Стратегии антикризисного управления