Шпаргалка по "Антикризисной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена "Антикризисной экономике".

Файлы: 1 файл

1-8.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

 

5. Закономерности кризисных явлений  в экономике. Экономические циклы. 

В теории экономических  циклов отражаются закономерности воспроизводства, которое невозможно без периодических  спадов и подъемов в производстве. Значительный вклад в анализ данного вопроса внес К. Маркс. Он определил предпосылки данных противоречий и доказал неотвратимость их в условиях анархии производства. Немарксистские школы первоначально выступили с отрицанием неизбежности экономических циклов, доказывали наличия саморегулирующих механизмов в модели свободной рыночной экономики.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ, термин, обозначающий регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до экономического спада. В цикле деловой активности выделяются четыре четко различимые фазы: пик, спад, дно, или низшая точка, и подъем. Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой точке безработица теоретически достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, а экономика функционирует с максимальной или близкой к ней нагрузкой, т.е. в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране капитальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляционное давление. Спадом называют период сокращения объемов производства и снижения деловой активности. Вследствие падения конъюнктуры спад обычно характеризуется ростом безработицы. Большинство экономистов полагают, что официально экономическим спадом, или рецессией, можно считать лишь падение деловой активности, которое продолжается по меньшей мере шесть месяцев.  Дном экономического цикла является «низшая точка» производства и занятости. Различают во времени длинные циклы, повторяющиеся через 20-25 лет, и короткие - 5-10 лет. Промежуток времени между двумя точками, находящимися на одинаковых стадиях циклических колебаний, называется периодом цикла. Цикл можно разделить на две фазы - восходящую и нисходящую, причем нисходящая фаза обычно бывает короче восходящей. По амплитуде он может быть сходящимся (затухающим), расходящимся (взрывной цикл) и постоянным.

Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические  колебания деловой активности, длилась  почти десять лет. После достижения низшей точки цикла наступает  фаза подъема, которая характеризуется  ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции, по крайней мере до тех пор, пока экономика не начнет функционировать на полную мощность, т.е. пока не достигнет пика.

Хотя принято  считать, что изменения деловой  активности прямо или косвенно связаны с экономическим циклом, существуют и другие факторы, влияющие на состояние экономики. Важнейшими из них являются сезонные колебания и долговременные тенденции. В других отраслях экономики, например в сельском хозяйстве, автомобильной промышленности и строительстве, отмечаются сезонные колебания. Экономический цикл часто ассоциируется с изменениями объема производства. Многие экономисты полагают, что объем производства, обычно измеряемый валовым внутренним продуктом (ВВП), является самым надежным показателем состояния экономики. Важно отметить, что экономический цикл в фазе подъема проявляется не в росте ВВП как таковом, а в темпах этого роста. Отрицательные значения темпа роста в течение определенного периода времени, как правило шести и более месяцев, рассматриваются как признак спада в экономике. Напротив, неизменно высокие из месяца в месяц темпы роста свидетельствуют о том, что экономика переживает бум.

Циклы бывают регулярные, или периодические, повторяются  с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не начинает новый цикл, а приостанавливает стадии оживления или роста. Он слабее периодического и, как правило, носит локальный характер. Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития системы. Он вызывается серьезными диспропорциями между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития – с другой. Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, обновляет структуру производства и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.

6. Факторы, обусловливающие цикличность развития предприятий. Факторы экономического состояния предприятия и конъюнктура.

КОНЪЮНКТУРА - - стечение обстоятельств; ситуация, положение  вещей, способное влиять на исход  какого-либо дела. - совокупность признаков, характеризующих состояние рыночного хозяйст ва: движение цен, курсов ценных бумаг, заработной платы, дивидендов ит.п.

Рыночная КОНЪЮНКТУРА  определяет коммерческую ценность и  конкурентоспособность товаров, возможность  и экономическую целесообразность купли продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импорте ров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения рабочей силы данного вида. Возможны три типа конъюнктуры рынка рабочей силы: дефицит кадров, полная занятость (равновесие), безработица. В экономике большинства стран каждый из этих типов оказывается одновременно представлен на уровне отдельных сфер и отрасли хозяйства, регионов. Сочетание множества локальных ситуаций создает общую картину, характеризующую рынок рабочей силы в целом в национальной экономике (народном хозяйстве). Важнейшими характеристиками конъюнктуры рынка рабочей силы являются показатели, отражающие текущее соотношение спроса и предложения в количественном (уровень безработицы или дефицита кадров) и качественном (структурном, в первую очередь профессионально-квалификационном) аспектах. Факторами, определяющими конъюнктуру предложения рабочей силы, являются следующие: демографические; система и уровень образования; система профессиональной подготовки; социально-экономические; психографические; поведенческие.

Конъюнктура рынка  - Экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Зависит от действия факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения  ценных бумаг, их доходность. Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его.

Конъюнктуру рынка  изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление  новых товаров, загрузка производственных  мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т.д.;

2) динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т.д.;

3) состояние  международной торговли, ее динамика, основные страны - экспортеры и  импортеры, новые формы и методы  торговли и послепродажного обслуживания и т.д.;

4) динамика оптовых  цен в ведущих странах - производителях  и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на  цены инфляции, динамика изменения  цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие  монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т.д.

7. Роль и функции антикризисного  регулирования. Регламентирование  и творческое регулирование.

В антикризисном  управлении предприятием решающее значение имеет построение тщательно продуманной стратегии управления. Поэтому, необходимый начальный этап в разработке стратегии антикризисного управления предприятием - комплексная и своевременная диагностика его состояния. Диагностику кризиса на микроуровне можно разбить на два этапа - качественной и количественной идентификации объекта. Для выявления кризиса в процессе диагностики используются следующие методы - аналитические, экспертные, методы линейного и динамического программирования, построение экономико-математических моделей исследуемого предприятия.

В финансовом подходе последовательно  анализируются: макросреда предприятия (политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение); конкурентная среда предприятия (покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, новые потенциальные конкуренты, товары-заменители); внутренняя среда предприятия (оценка эффективности текущей стратегии, SWOT-анализ, оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия методом «цепочки ценностей», угроз и возможностей для предприятия). С точки зрения финансового подхода, сущность антикризисной стратегии заключается в маневре денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации осуществляется последовательно в три этапа: * Устранение неплатежеспособности: продажа краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции; *Восстановление финансовой устойчивости: остановка нерентабельных производств, выведение из состава предприятия затратных объектов, совершенствование организации труда и оптимизация численности занятых на предприятии, уменьшение текущей финансовой потребности, выкуп долговых обязательств с дисконтом, конвертация долгов в уставный капитал, форвардные контракты на поставку продукции предприятия; *Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде: повышение конкурентных преимуществ продукции, увеличение денежного компонента в расчётах, увеличение оборачиваемости активов.

К функциям антикризисного регулирования – относится вид деятельности, который отражает предмет управления, и определяют его результат. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений. Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление. Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать-- суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы “Паблик рилейшнз”. Одной из важных характеристик антикризисного регулирования и управления является сочетание формального и неформального управления. Существуют разные стратегии,  наиболее важными из которых являются следующие:· предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;· выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;· противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;· стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;· рассчитанного риска;· последовательного вывода из кризиса;· предвидения и создания условий устранения последствий кризиса. Эффективность характеризуется степенью достижения целей.

Регламентирование - жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения. Регламентирование - Установление правил, определяющих порядок какой-либо деятельности. Организационный метод управления, служащий для установления границ, рамок деятельности. Результатом регламентирования является установление регламента. Регламентирование в статике определяет статус звеньев системы управления или всей системы, цели и задачи каждого звена, его место в системе управления, взаимосвязи с другими звеньями и т.п. и выражается в форме уставов, положений о предприятии, об отделе, цехе, должностных инструкций. Регламентирование в динамике определяет протекание процесса управления во времени, использование рабочего времени и выражается в форме технологического регламента, регламента совещания, регламента выполнения функций, процедур управления, распорядка рабочего дня руководителя, работы отдела и т.п.

8. Система антикризисного регулирования.  Ее элементы и механизмы.

Система антикризисного регулирования: включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства. Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мониторинг. От его чувствительности зависит степень реактивности работы всей системы.  Механизмами (энергией), приводящими данную систему в действие и обеспечивающими ее функционирование, являются: выработка стратегии, политики и принципов антикризисного регулирования и учреждение его участников; наработка законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; принятие мер, направленных на преодоление неплатежей.

Принципами антикризисного регулирования являются: создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий; ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника; предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса; сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи; введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий; защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала; защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов; справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

Информация о работе Шпаргалка по "Антикризисной экономике"