Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:25, контрольная работа
В последние годы в научных кругах различным аспектам конкурентоспособности посвящены многие разработки, при этом основной акцент делается на внедрение в практику новых методов деятельности предприятий в сегментах рынка, разработку маркетинговых программ, создание новых видов товаров и внедрение прогрессивных, как правило, западных технологий. Проблемам же реформирования, реструктуризации и реорганизации предприятий и основных видов их производственной деятельности уделяется значительно меньше внимания. Причем вопросы конкурентоспособности товар
2.2 Реструктуризация
В последние годы в научных кругах различным аспектам конкурентоспособности посвящены многие разработки, при этом основной акцент делается на внедрение в практику новых методов деятельности предприятий в сегментах рынка, разработку маркетинговых программ, создание новых видов товаров и внедрение прогрессивных, как правило, западных технологий. Проблемам же реформирования, реструктуризации и реорганизации предприятий и основных видов их производственной деятельности уделяется значительно меньше внимания. Причем вопросы конкурентоспособности товаропроизводителей и реструктуризации производств рассматриваются не комплексно, а локально, в отрыве друг от друга, что неправомерно и ведет к негативным последствиям.
Современный этап развития рыночных реформ в России все более обостряет производственные, экономические, организационные и финансовые отношения между предприятиями как смежных, так и родственных видов деятельности.
Усиление конкуренции в
Мировой опыт показывает, что восстановление,
стабилизация и последующее развитие
экономики страны зависят, в определенной
мере, от конкурентоспособности
В обобщенном показателе конкурентоспособности любого предприятия отражаются итоги работы практически всех служб и подразделений (т.е. характеризуется состояние его внутренней среды), а также реакция его менеджмента на изменение внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность руководства предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении потребителей, их вкусов и предпочтений и проводить на производстве соответствующие преобразования и реформы.
Для обеспечения качественного
управления на предприятиях должны быть
разработаны перспективные
По существу, любое превосходство над конкурентами достигается за счет инноваций, и поэтому способность к внедрению новых технических и технологических элементов в деятельности предприятия, обеспечивающих рыночные преимущества, является необходимой составляющей конкурентоспособности предприятия. В условиях жесткой конкуренции превосходство по качеству, цене и сферам сбыта является сегодня жизнеобеспечивающим фактором успеха на рынке страны.
Во все времена основным материальным носителем конкурентных качеств предприятия остается выпускаемая им продукция. Коммерческие характеристики товаров, а также степень их превосходства над аналогичными характеристиками товаров конкурентов являются центральным моментом, определяющим способность предприятия успешно конкурировать. Вместе с тем наличие конкурентоспособной продукции не всегда позволяет предприятию реализовать это преимущество из-за отсутствия опыта использования всего комплекса маркетинговых средств. В этой связи важное значение имеют проводимая в отрасли политика распределения продукции и способность предприятия своевременно доводить продукцию до конечных потребителей, учитывая, что эффективность товаропроводящих сетей предприятия (включая систему продвижения и реализации) является важной предпосылкой и условием его конкурентоспособности.
Реструктуризация является действенным
инструментом интенсивного повышения
конкурентоспособности
Она направлена на рост эффективности
производства, повышение
Возможности проведения реструктуризации
непосредственно влияют на воплощение
выработанной конкурентной стратегии
предприятия, и, наоборот, требования повышения
конкурентоспособности
При анализе общей проблемы повышения конкурентоспособности на базе проведения реструктуризационных мероприятий можно выделить два подготовки и реализации мер по реформированию предприятий.
На первом этапе формируются ключевые положения конкурентной стратегии производства и сбыта, охватывающие цели и задачи, а также базовые и оперативные показатели.
На втором - разрабатываются процедуры
реструктуризации. В состав подготавливаемых
мер целесообразно включить: анализ
деятельности предприятия с оценкой
состояния внешней и внутренней
среды, который заканчивается
В результате на предприятии формируется единая система проведения преобразований для достижения конкурентоспособности, как самого производства, так и выпускаемой продукции.
Реструктуризация, направленная на повышение
эффективности функционирования и
обеспечения
Для сохранения конкурентоспособности предприятия в целом, его организационная структура управления должна быть такой, чтобы работа основного и выделяемого производства была сфокусирована на всей конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Система управления и оргструктура должны соответствовать стратегии реструктуризации. Изменение стратегии требует изменения организационной структуры управления, поэтому между ними должно быть обеспечено равновесие. Следует различать подразделения, вырабатывающие стратегию, и подразделения, ее реализующие. Первые, как правило, играют более важную роль.
Как показывает практика, в рамках конкурентной стратегии обычно реализуются следующие функции финансового управления:
· предоставление предприятию определенных кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств;
· сосредоточение снабжения предприятия сырьем и материалами, а также сбыта готовой продукции;
· вывод финансовых потоков из-под контроля предприятия и осуществление его внешнего финансирования в рамках бюджетов;
· после получения оперативного контроля над предприятием обеспечивается принятие решений о дополнительной эмиссии акций (в рамках объявленного капитала).
4. Роль реструктуризации в
Реструктуризация на уровне предприятия может быть представлена по трем направлениям:
*вхождение на рынок
новых фирм или их
*реструктуризация и
*выход с рынка фирм,
терпящих банкротство, или
Антикризисная реструктуризация направлена не только на предупреждение банкротства (оздоровление), но и на минимизацию его отрицательных последствий (передача имущества более эффективным собственникам без ликвидации рабочих мест).
Массовое банкротство
предприятий в современных
Многие российские фирмы плохо представляют, что нужно делать для реализации своих стратегических целей, какие потребуются ресурсы, почему организация движется именно в данном направлении. Между тем стратегия должна иметь определенную внутреннюю структуру, которая возникает в результате расщепления общей стратегической цели на локальные, но взаимосвязанные задачи. Для этого нужно иметь структурированное информационное поле, в котором руководитель мог бы легко ориентироваться и принимать решения.
Опыт консалтинга в данной области показывает, что наиболее успешными изменениями являются те, которые начинаются в критической ситуации, т.е. чем больше реальная опасность кризиса или банкротства, тем больше вероятность успеха, поскольку в последнем случае стимулируются инициатива и активная инновационная деятельность, создание совершенно новых и более эффективных механизмов управления. В зависимости от стадии эволюции предприятие может быть:
1)кризисным;
2)стабильным;
3)активным;
4)процветающим.
Для большинства предприятий
необходимо провести реструктуризацию,
заключающуюся в приведении организационной
и производственной структур, мощностей,
имущества и занимаемых земельных
участков в соответствие с объемом
продукции, на который имеется
В антикризисном управлении реструктуризация может применяться в трех основных ситуациях:
•предприятие находится
в состоянии глубокого кризиса.
В современной российской экономике
такая ситуация характерна для большинства
государственных и
•текущее положение
Предприятие сталкивается с нежелательными для себя тенденциями в части конкурентоспособности, отклонением фактического состояния от запланированного (снижение показателей продаж, прибыли, рентабельности, уровня спроса, денежных поступлений, увеличение затрат и пр.). В этом случае реструктуризация является реакцией на негативные изменения, пока они не приобрели еще необратимого характера;
• текущее положение предприятия
благополучно. Задача предприятия —
ускоренное наращивание отрыва от ближайших
конкурентов и создание уникальных
конкурентных преимуществ. Причем в
случае ранней идентификации кризисной
ситуации предоставляется большая
свобода маневра и более
Весь спектр возможных средств в ходе реструктуризационных преобразований можно представить в виде комплекса мероприятий оперативного и долгосрочного (стратегического) характера.
В рамках общей концепции путем реализации оперативных мероприятий должна быть решена проблема ликвидности (сокращение дебиторской задолженности, уменьшение запасов, сокращение инвестиций, продажа ненужного имущества), а также задача улучшения результатов деятельности (за счет сокращения затрат на персонал, материальных затрат, прочих затрат, в том числе за счет улучшения качества и снижения потерь от брака; стимулирования продаж; повышения оборота в короткие сроки).
На более отдаленную перспективу
предприятию следует
Однако большинство