Правовые основы конкуренции и монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 10:31, реферат

Краткое описание

Возникновение антимонопольного законодательства. Правовые формы ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Недостоверная реклама. Государственное регулирование монополистической деятельности.

Файлы: 1 файл

антимонопольная служба.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Недостоверная реклама не допускается.  
Неэтическая реклама  
Неэтической является реклама, которая: 

  • содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и гуманности путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
  • порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
  • порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту РФ или иного государства, религиозные символы;
  • порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
  • Неэтическая реклама не допускается.

Заведомо ложная реклама  
Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.  
Заведомо ложная реклама не допускается.  
Скрытая реклама  
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио-, кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывается не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается. К сожалению, многие нормы антимонопольного законодательства носят декларативный характер, т.е. за их нарушение государство не установило юридическую ответственность. Так, новый Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность в ст. 182 только за заведомо ложную рекламу, действующий Кодекс РСФСР об административных правонарушениях ответственности за ненадлежащую рекламу не устанавливает. 

 

Государственное регулирование монополистической деятельности  
Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет). В его составе имеется два отдела: по развитию конкуренции и по поддержке предпринимательства. Комитет образует свои территориальные управления.  
Антимонопольный комитет входит в блок экономических министерств и ведомств исполнительной власти, наряду с министерствами экономики, финансов, и госимущества. Однако, по логике вещей, он должен быть независимым, он ближе к Банку России.  
Антимонопольный комитет, согласно Положению о нем, выполняет следующие задачи в отношении хозяйствующих субъектов и органов власти. Дает обязательные для исполнения предписания:  
·                                 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;  
·                                 о расторжении (изменении) договоров, противоречащих Закону;  
·                                 о восстановлении первоначального положения;  
·                                 об отмене (изменении) принятых неправомерных актов;  
·                                 о принудительном разделении.  
Принимает решения о наложении штрафов:  
·                                 за нарушения антимонопольного законодательства;  
·                                 за неисполнение предписаний Комитета.  
Обращается в суд или арбитраж с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.  
Направляет в органы прокуратуры материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.  
В отношении хозяйствующих субъектов контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта; контролирует крупные продажи и покупки акций, ведущие к доминирующему положению хозяйствующего субъекта; представляет заключение о возможности приватизации предприятий монополистов.  
В отношении органов власти  
Направляет рекомендации по:  
·                                 представляет льгот;  
·                                 изменению сфер применения тех или иных цен;  
·                                 созданию параллельных структур, финансированию мероприятий по расширению производства;  
·                                 привлечению иностранных инвестиций, учреждению СП, созданию и развитию СЭЗ;  
·                                 лицензированию экспортно-импортных операций, видов деятельности, изменению таможенных тарифов;  
·                                 введению обязательного лицензирования, запрещению (приостановлению) экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов, нарушающих антимонопольное законодательство.  
Согласовывает проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ, решения органов управления по вопросам создания реорганизации и ликвидации субъектов.  
Лица, уполномоченные ГКАП России, имеют право беспрепятственного доступа в министерства и ведомства, другие органы, а также на предприятия, в объединения, организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами.  
Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию.  
Сведения, составляющие коммерческую тайну, не подлежат разглашению. В противном случае ГКАП возмещает причиненные убытки.  
С целью ограничения произвола должностных лиц 5 декабря 1991 г. было принято Постановление Правительства РСФСР №35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".  
В соответствии с этим постановлением коммерческую тайну предприятий и предпринимателей не могут составлять учредительные документы:  
·                                 документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (к ним относятся регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);  
·                                 сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;  
·                                 документы о платежеспособности;  
·                                 сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;  
·                                 документы об уплате налогов и обязательных платежей;  
·                                 сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;  
·                                 сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. 

 

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий  
Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:  
а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.  
б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.  
Органы регулирования естественных монополий создаются (образуются) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти, они вправе для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. 

 

 


Информация о работе Правовые основы конкуренции и монополии