Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Договором по действующему законодательству признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей (ст.420 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оглавление

1. Общая характеристика договорных отношений в сфере АПК
2. Законодательство, регулирующее договорные отношения аграрных товаропроизводителей
3. Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции
4. Особенности правового регулирования закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
5. Задача
Список литературы

Файлы: 1 файл

аграрное.docx

— 27.62 Кб (Скачать)

4. Особенности правового регулирования  закупок сельскохозяйственной продукции  для государственных нужд

Договором контрактации могут регулироваться отношения по закупкам сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия для государственных нужд (п. 2 ст. 535 ГК). Указанные правоотношения в  настоящее время регулируются Федеральным  законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и  оформляются договорами на закупку (или поставку) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей для государственных  нужд. При этом под закупкой сельскохозяйственной продукции понимается приобретение государством у товаропроизводителей соответствующей продукции для  последующей переработки или  реализации потребителям; под поставкой  разумеются договорные отношения между  товаропроизводителями (поставщиками) и покупателями (потребителями) готовой  для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Государственные нужды определяются исходя из потребностей Российской Федерации и ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд осуществляются, в частности, для выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции; формирования государственных резервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т.д.

Государственные заказчики определяются Правительством РФ, а по региональным государственным нуждам - органами исполнительной власти Российской Федерации. В этом качестве могут выступать  органы исполнительной власти, коммерческие и некоммерческие организации, в частности, специально создаваемые в этих целях продовольственные корпорации.

Исходя из федеральных и региональных потребностей, государственные заказчики  не позже чем за три месяца до начала каждого года доводят до товаропроизводителей и поставщиков объемы закупок  и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных  нужд. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до начала года определяют квоты для товаропроизводителей-поставщиков  на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по гарантированным  ценам. Доведенные до товаропроизводителей объемы закупок и квоты являются основанием для заключения конкретных договоров на закупку или поставку сельскохозяйственной продукции.

Договор на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия должен содержать условия: об объеме (количестве) закупаемой продукции, ее ассортименте и качестве, о ценах, сроках закупки и порядке расчетов. Особые правила предусмотрены в  отношении цены и порядка расчетов за закупаемую продукцию. Договор считается  действующим по тем ценам, которые  на момент его заключения были определены в договоре, и не может быть в дальнейшем расторгнут по инициативе одной из сторон в связи с ее несогласием с установленной ценой. Особенность порядка расчетов состоит в том, что, если в договоре не определена форма расчетов за закупаемую сельскохозяйственную продукцию, стороны должны использовать инкассовую форму расчетов.

Определенным своеобразием отличается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договоров на закупку  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия для государственных  нужд (ст. 8 Федерального закона). Во-первых, на случай нарушения обязательств по поставке или закупке (принятию) сельскохозяйственной продукции предусмотрено, что виновная сторона обязана уплатить контрагенту  неустойку в размере пять-десять процентов от стоимости недопоставленной или соответственно непринятой продукции.

Во-вторых, несвоевременная оплата закупленной (поставленной) продукции  растениеводства влечет обязанность  государственного заказчика (покупателя) уплатить товаропроизводителю неустойку (пеню) в размере двух процентов  от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки  платежа, а при просрочке оплаты свыше тридцати дней - трех процентов.

Отказ государственного заказчика  от закупки предусмотренной договором сельскохозяйственной продукции допускается только при условии полного возмещения товаропроизводителю (поставщику) убытков, причиненных по вине государственного заказчика.

5. Задача

Между потребительским кооперативом «Заря» и сельскохозяйственной артелью (колхозом) «Знамя» заключен договор  на закупку картофеля, овощей, бахчевых культур. В соответствии с договором  сельскохозяйственная артель (колхоз) «Знамя» обязуется сдать потребительскому кооперативу «Заря» картофель, овощи, бахчевые культуры в счет государственного заказа в продовольственный фонд области. Одновременно потребительский  кооператив «Заря» заключил договор  с торговым акционерным обществом  «Луч» о поставке овощных консервов  и чипсов.

После подписания договора сельскохозяйственная артель (колхоз) «Знамя» внесла в  него изменения, исключив продажу овощей, мотивируя это тем, что артель из-за несвоевременной поставки дождевальных установок не могла произвести полив  овощных культур. В результате кооператив «Заря» не выполнил договорных обязательств по поставке консервов и чипсов акционерному обществу «Луч».

Кооператив «Заря» обратился в  арбитражный суд с исковым  заявлением к сельскохозяйственной артели «Знамя» о взыскании с  ответчика стоимости несданных  овощей. Акционерное общество «Луч», в свою очередь обратилось в арбитражный  суд с исковым заявлением о  взыскании с кооператива «Заря» стоимости непоставленных овощных консервов. Сельскохозяйственной артелью «Знамя» представлен арбитражному суду акт, подписанный агрономом и председателем сельской администрации о том, что сельскохозяйственной артелью «Знамя» не производился полив из-за недопоставки дождевальных установок заводом-изготовителем.

Вопросы:

Определите правовую природу договора между сельскохозяйственной артелью  «Знамя», с одной стороны, и потребительским  кооперативом «Заря» с другой, и  между потребительским кооперативом «Заря» и акционерным обществом  «Луч».

Каков порядок заключения и изменения  договоров на реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия?

Каков субъективный состав указанных  договоров? Определите порядок формирования федерального и регионального продовольственных  фондов, порядок размещения государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Раскройте содержание правовых актов, регулирующих договорные отношения  по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и региональный продовольственные фонды для  государственных нужд.

Какова ответственность сторон за неисполнение договора закупки и  поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия? Каковы основания  для освобождения от ответственности  за неисполнение обязанностей по договорам  закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий)? Какими доказательствами подтверждается невозможность исполнения договорных обязательств сельскохозяйственными  коммерческими организациями (предприятиями)?

Как следует решить данный спор?

Решение задачи:

Решение задачки следует начать с определения правовой природы  договоров между сельскохозяйственной артелью «Знамя», с одной стороны, и потребительским кооперативом «Заря», с другой, и между потребительским  кооперативом «Заря» и акционерным  обществом «Луч».

Между артелью «Знамя» и кооперативом «Заря» был заключен контракт контрактации, так как речь идет о еще не выращенном урожае овощей. Этот вид договоров  закреплен в 2 части ГК РФ, глава 30, подраздел 5. Следующий контракт, между  кооперативом «Заря» и акционерным  обществом «Луч», относится к  договорам поставки. Так как овощи  предаются в счет государственного заказа в продовольственный фонд области, на контракт, заключенный между  «Знамя» и «Заря», распространяется действие не только Гражданского кодекса  РФ, но и Федерального закона от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия для государственных  нужд».

По условиям задачки, можно полагать, что государственным заказчиком функции по формированию и размещению заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции были переданы потребительскому кооперативу  «Заря», что предусмотрено статьей 4 закона «О закупках и поставках…».

Статья 4 п. 3 «Государственные заказчики  могут на конкурсной базе и при  условии заключения договоров передавать выполнение части собственных функций  по формированию и размещению заказов  на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд компаниям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности».

При решении вопроса об ответственности  сторон за неисполнение контракта закупки  и поставки сельскохозяйственной продукции  следует управляться статьей 8 закона «О закупках и поставках…» и статьями 401, 520, 524, 538 ГК РФ.

Сельскохозяйственная артель «Знамя»  не освобождается от ответственности  в итоге возникновения непредвиденных событий, которые она не была в  состоянии предвидеть либо преодолеть, так как недопоставку дождевальных установок можно было предвидеть либо же устранить недостачу установок  из остальных источников (арендовать, приобрести). Поэтому статья 8 закона «О закупках и поставках…» не является основанием освобождения от ответственности  в этом случае.

Статья 8 п. 6 «Стороны освобождаются  от ответственности за полное либо частичное неисполнение обязательств по договору в случае непредвиденных событий, появившихся после его  заключения в итоге событий чрезвычайного  характера (засуха, наводнение, градобитие и остальные форс- мажорные происшествия), которые стороны не могли предвидеть и предотвратить».

В Гражданском кодексе РФ предусмотрено  освобождение от ответственности производителя  сельскохозяйственной продукции в  случае, если в нарушении обязательств по договору контрактации нет его  вины. Чтоб разобраться в наличии, либо отсутствии вины нужно управляться  статьей 401 ГК РФ.

Статья 401 ГК РФ «Основания ответственности  за нарушение обязательства

1. Лицо, не исполнившее обязательства  или исполнившее его ненадлежащим  образом, несет ответственность  при наличии вины (умысла либо  неосторожности), не считая случаев,  когда законом либо контрактом  предусмотрены другие основания  ответственности. Лицо признается  невиновным, если при той степени  заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась  по характеру обязательства и  условиям оборота, оно приняло  все меры для надлежащего выполнения  обязательства.

2. Отсутствие вины доказывается  лицом, нарушившим обязательство.

3. Если другое не предусмотрено  законом либо контрактом, лицо, не  исполнившее либо ненадлежащим  образом исполнившее обязательство  при осуществлении предпринимательской  деятельности, несет ответственность,  если не обоснует, что надлежащее  выполнение оказалось невозможным  вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых  при данных условиях событий. К таковым происшествиям не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке подходящих для выполнения продуктов, отсутствие у должника нужных денежных средств.

4.Заключенное заблаговременно  соглашение об устранении либо  ограничении ответственности за  умышленное нарушение обязательства  ничтожно.

Как видно из данной статьи - сельскохозяйственная артель «Знамя» не будет освобождена  от ответственности по отсутствию вины. Представленного акта о том, что  сельскохозяйственной артелью Знамя  не производился полив из-за недопоставки дождевальных установок заводом-изготовителем, недостаточно для освобождения от ответственности, так как невыполнение обязательств со стороны завода-изготовителя не относится к происшествиям, появившимся  вследствие непреодолимой силы.

Таким образом - иск кооператива  «Заря» о взыскании с ответчика  стоимости несданных овощей следует  удовлетворить.

 

Список литературы

I. Нормативный материал:

1. Федеральный закон от 2 декабря  1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и  поставках сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия  для государственных нужд".

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть первая: [принят  ГД ФС РФ 21.10.1994г. № 51-ФЗ].

3. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть вторая: [принят  ГД ФС РФ 22.12.1995г. №14-ФЗ].

4. Закон “О товарных биржах  и биржевой деятельности” в  ред. от 19.06.95 г.

II. Специальная литература:

1. Быстрова М. Аграрное право: Учебник для вузов/ Под ред. Быстрова М.: 1999 г.

2. Веденин Н. Н. Аграрное право: Учебник. М.: «Юриспруденция», 2000 г.


Информация о работе Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве