Понятие основ конституционного строя как конституционно-правового института

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 20:04, лекция

Краткое описание

Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.50 Кб (Скачать)

Понятие основ конституционного строя как конституционно-правового института 
Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. 
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. 
Ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Российского государства, в которых находят выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства.  
Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.1[1] 
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. 
Основы конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 1), составляют прежде всего демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляются производство и распределение товаров и благ. 
С этими основами, характерными для правового государства, сегодня неразрывно связаны и такие основы, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, а также светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным. 
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся и федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления. Они не определяющие для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. 
Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. В совокупности они конституируют государство и должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости. 
Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт “Основы конституционного строя Российской Федерации”, занимающий ведущее место в системе государственного права России. 
Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость конституционных основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается их активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качества связи, которые свойственны ее организации. 
Именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством. 
Закрепление в действующей Конституции Российской Федерации основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ. В этом смысле Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения поставленной задачи.

 

 

 Понятие и признаки суверенитета государства.

Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме), важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

Единство государственной власти выражается в наличии системы государственных органов, осуществляющих государственную власть, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами. Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

2. Суверенитет Российской  Федерации и его гарантии.

12 июня 1990 года I Съезд народных  депутатов принял Декларацию  о государственном суверенитете  РСФСР, государственный суверенитет  РСФСР провозглашён на всей  её территории. Формально РСФСР  никогда не утрачивала своего  суверенитета, все союзные и российские  конституции подтверждали суверенитет  РСФСР и её право на выход  из СССР, но реальным суверенитетом  РСФСР не обладала. В 1991 году, после  распада СССР, Российская Федерация  окончательно обрела государственный  суверенитет. Суверенитет закреплён  и в Конституции РФ 1993 года  как одна из основ конституционного  строя (в преамбуле говорится  также о возрождении суверенной  государственности).

Согласно статье 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно статье 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Статус и порядок защиты государственной границы РФ, а также территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ определяются соответствующими федеральными законами.

Согласно статье 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией РФ в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации (при агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации - вводит военное положение на всей её территории либо на отдельных территориях).

Согласно Конституции РФ и Закону РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" (1990) земля, её недра (запасы полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, расположенные на территории России, ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны являются национальным богатством народов России. В соответствии со статьёй 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со статьями 71, 72 Конституции РФ федеральная собственность и управление ею находится в ведении РФ и регулируется федеральными законами, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ и регулируются федеральными законами и законами субъектов РФ.

3. Российская Федерация  в мировом сообществе и межгосударственных  объединениях.

Российская Федерация является полноправным членом мирового сообщества и субъектом международного права. Она является постоянным членом Совета Безопасности ООН (этот статус она унаследовала от СССР после его распада в 1991 году в порядке правопреемства). Согласно статье 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются частью её правовой системы. В соответствии со статьёй 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ (в том числе суверенитету РФ). Российская Федерация входит в состав таких межгосударственных объединений, как Содружество Независимых Государств (с 1991 года), Совет Европы (с 1996 года) Союзное государство (с 1999 года, с 1997 года - Союз Беларуси и России, с 1996 года - Сообщество России и Белоруссии) и другие объединения.

4. Российская Федерация  в Содружестве Независимых Государств.

Соглашение о создании Содружества независимых государств подписано 8 декабря 1991 года в городе Минске представителями РСФСР, Украины и Республики Беларусь, оно ратифицировано Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате представителями 10 из 15 государств - бывших союзных республик СССР был подписан протокол к Соглашению, подписавшие его государства вошли в состав СНГ, позднее в состав Содружества вошли Азербайджан и Грузия. Устав СНГ принят решением Совета глав государств СНГ 22 января 1993 года и ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ от 12 апреля 1993 года № 4799-1. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов, оно не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Оно призвано служить развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами - членами СНГ. Высшим органом Содружества является Совет глав государств, действуют также Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, координационно-консультативный комитет, Экономический суд, Комиссия по правам человека, Межпарламентская ассамблея и другие органы Содружества..

 

Народовластие или суверенитет народа — важнейшая и исходная характеристика демократического государства, отражающая то, что действительным источником государственной власти и ее изначальным социальным субъектом является народ и только народ. При этом именно народ как целое, а не та или иная его часть. Еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст.3) говорилось, что «источник суверенитета зиждется, по существу, в нации», что «никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника». В соответствии с этим в ст. 3 Конституции Франции указывается, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума», и что «никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление». (Здесь следует напомнить, что под национальным суверенитетом здесь понимается государственный суверенитет, а под нацией — согражданство.)

Эти важнейшие общие положения, направленные в историческом прошлом прежде всего против абсолютизма, имеют актуальное и принципиальное значение и в современных условиях, ибо именно здесь проходит и сегодня водораздел между действительно демократическим и псевдодемократическим пониманием сущности, места и роли государства в общественной системе. В конституциях демократических стран государство неизменно рассматривается как официальный представитель, выразитель и защитник общих интересов и чаяний всех или почти всех граждан, как орган их объединения, сплочения, укрепления их единства и солидарности, как воплощение их «общей воли» и «общего блага». В Конституции Польши в преамбуле и первой статье эта мысль формулируется предельно кратко, ясно и прямо: «Республика Польша есть общее благо всех граждан». При этом под польской нацией, которой принадлежит верховная власть в Республике, понимаются все ее граждане, без всякого социального подразделения, в том числе как верующие в Бога, так и неверующие.

Итак, демократическое государство — это государство, в котором всем социальным слоям и каждому члену общества обеспечено широкое участие в управлении государственными и общественными делами, неукоснительное соблюдение и гарантирование личных, политических и иных прав и свобод человека и гражданина в целях достижения общественного согласия, социально-политической стабильности и общего блага. О демократии как одной из разновидностей государственно-политического режима речь пойдет ниже (см. § 2 гл. 7).

В противоположность этому в конституциях стран, где господствовал сугубо классовый, марксистско-ленинский социально-политический подход, на первый план при определении социальной природы государства выдвигается социально-классовое расслоение и противопоставление различных частей общества, в связи с чем государство неизменно понималось в прошлом и во многом и сегодня понимается в качестве орудия классового господства одной части общества над другой, хотя и при этом нередко используются формулы о «власти народа» в качестве прикрытия классового подхода. Так, согласно Конституции РСФСР 1918г. (ст.1) вся власть в этой республике принадлежала Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В Конституции СССР 1936 г. провозглашалось, что СССР — это социалистическое государство рабочих и крестьян (ст. 1) и что вся власть в нем принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ст. 3). И даже тогда, когда в Конституции СССР 1977 г. речь шла о том, что СССР есть «социалистическое общенародное государство», оно понималось как государство, «выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны» (ст. 1). Сегодня Конституция Вьетнама также характеризует его как государство народа, через народ и для народа и в то же время подчеркивает, что основу народа составляет союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции (ст.2). Социально-классовая характеристика государственной власти присутствует сегодня и в конституциях Китая, КНДР, Кубы и некоторых других стран.

Правовое государство — это демократическое государство, во всей своей организации, функционировании и деятельности опирающееся на подчинение праву и строгое соблюдение его норм, закрепляющих всеобщие права и свободы человека. Иными словами, это — государство, самоограниченное во всем демократическими и гуманистическими нормами права.

Такая характеристика государства органически связана с его демократической природой и непосредственно вытекает из нее. Это означает, что подлинно демократическое государство не может не быть правовым. Тем не менее специальное выделение, наряду с демократическим, правового характера государства позволяет подчеркнуть особое значение и роль данной специфической черты, стороны демократического государства.

Информация о работе Понятие основ конституционного строя как конституционно-правового института