Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 20:04, лекция
Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
Понятие и признаки суверенитета государства.
Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.
Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме), важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.
Единство государственной власти выражается в наличии системы государственных органов, осуществляющих государственную власть, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.
Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами. Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).
2. Суверенитет Российской Федерации и его гарантии.
12 июня 1990 года I Съезд народных
депутатов принял Декларацию
о государственном
Согласно статье 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно статье 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Статус и порядок защиты государственной границы РФ, а также территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ определяются соответствующими федеральными законами.
Согласно статье 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией РФ в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации (при агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации - вводит военное положение на всей её территории либо на отдельных территориях).
Согласно Конституции РФ и Закону РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" (1990) земля, её недра (запасы полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, расположенные на территории России, ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны являются национальным богатством народов России. В соответствии со статьёй 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со статьями 71, 72 Конституции РФ федеральная собственность и управление ею находится в ведении РФ и регулируется федеральными законами, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ и регулируются федеральными законами и законами субъектов РФ.
3. Российская Федерация
в мировом сообществе и
Российская Федерация является полноправным членом мирового сообщества и субъектом международного права. Она является постоянным членом Совета Безопасности ООН (этот статус она унаследовала от СССР после его распада в 1991 году в порядке правопреемства). Согласно статье 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются частью её правовой системы. В соответствии со статьёй 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ (в том числе суверенитету РФ). Российская Федерация входит в состав таких межгосударственных объединений, как Содружество Независимых Государств (с 1991 года), Совет Европы (с 1996 года) Союзное государство (с 1999 года, с 1997 года - Союз Беларуси и России, с 1996 года - Сообщество России и Белоруссии) и другие объединения.
4. Российская Федерация
в Содружестве Независимых
Соглашение о создании Содружества независимых государств подписано 8 декабря 1991 года в городе Минске представителями РСФСР, Украины и Республики Беларусь, оно ратифицировано Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате представителями 10 из 15 государств - бывших союзных республик СССР был подписан протокол к Соглашению, подписавшие его государства вошли в состав СНГ, позднее в состав Содружества вошли Азербайджан и Грузия. Устав СНГ принят решением Совета глав государств СНГ 22 января 1993 года и ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ от 12 апреля 1993 года № 4799-1. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов, оно не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Оно призвано служить развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами - членами СНГ. Высшим органом Содружества является Совет глав государств, действуют также Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, координационно-консультативный комитет, Экономический суд, Комиссия по правам человека, Межпарламентская ассамблея и другие органы Содружества..
Народовластие или суверенитет народа — важнейшая и исходная характеристика демократического государства, отражающая то, что действительным источником государственной власти и ее изначальным социальным субъектом является народ и только народ. При этом именно народ как целое, а не та или иная его часть. Еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст.3) говорилось, что «источник суверенитета зиждется, по существу, в нации», что «никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника». В соответствии с этим в ст. 3 Конституции Франции указывается, что «национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума», и что «никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление». (Здесь следует напомнить, что под национальным суверенитетом здесь понимается государственный суверенитет, а под нацией — согражданство.)
Эти важнейшие общие положения, направленные в историческом прошлом прежде всего против абсолютизма, имеют актуальное и принципиальное значение и в современных условиях, ибо именно здесь проходит и сегодня водораздел между действительно демократическим и псевдодемократическим пониманием сущности, места и роли государства в общественной системе. В конституциях демократических стран государство неизменно рассматривается как официальный представитель, выразитель и защитник общих интересов и чаяний всех или почти всех граждан, как орган их объединения, сплочения, укрепления их единства и солидарности, как воплощение их «общей воли» и «общего блага». В Конституции Польши в преамбуле и первой статье эта мысль формулируется предельно кратко, ясно и прямо: «Республика Польша есть общее благо всех граждан». При этом под польской нацией, которой принадлежит верховная власть в Республике, понимаются все ее граждане, без всякого социального подразделения, в том числе как верующие в Бога, так и неверующие.
Итак, демократическое государство — это государство, в котором всем социальным слоям и каждому члену общества обеспечено широкое участие в управлении государственными и общественными делами, неукоснительное соблюдение и гарантирование личных, политических и иных прав и свобод человека и гражданина в целях достижения общественного согласия, социально-политической стабильности и общего блага. О демократии как одной из разновидностей государственно-политического режима речь пойдет ниже (см. § 2 гл. 7).
В противоположность этому в конституциях стран, где господствовал сугубо классовый, марксистско-ленинский социально-политический подход, на первый план при определении социальной природы государства выдвигается социально-классовое расслоение и противопоставление различных частей общества, в связи с чем государство неизменно понималось в прошлом и во многом и сегодня понимается в качестве орудия классового господства одной части общества над другой, хотя и при этом нередко используются формулы о «власти народа» в качестве прикрытия классового подхода. Так, согласно Конституции РСФСР 1918г. (ст.1) вся власть в этой республике принадлежала Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В Конституции СССР 1936 г. провозглашалось, что СССР — это социалистическое государство рабочих и крестьян (ст. 1) и что вся власть в нем принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ст. 3). И даже тогда, когда в Конституции СССР 1977 г. речь шла о том, что СССР есть «социалистическое общенародное государство», оно понималось как государство, «выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны» (ст. 1). Сегодня Конституция Вьетнама также характеризует его как государство народа, через народ и для народа и в то же время подчеркивает, что основу народа составляет союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции (ст.2). Социально-классовая характеристика государственной власти присутствует сегодня и в конституциях Китая, КНДР, Кубы и некоторых других стран.
Правовое государство — это демократическое государство, во всей своей организации, функционировании и деятельности опирающееся на подчинение праву и строгое соблюдение его норм, закрепляющих всеобщие права и свободы человека. Иными словами, это — государство, самоограниченное во всем демократическими и гуманистическими нормами права.
Такая характеристика государства органически связана с его демократической природой и непосредственно вытекает из нее. Это означает, что подлинно демократическое государство не может не быть правовым. Тем не менее специальное выделение, наряду с демократическим, правового характера государства позволяет подчеркнуть особое значение и роль данной специфической черты, стороны демократического государства.
Информация о работе Понятие основ конституционного строя как конституционно-правового института