Понятие финансового плана и его назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Итак, антикризисное управление - это:
- диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
- комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;
- бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;
- выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..


1.Понятие финансового плана и его назначение
2 модель дисконтированных денежных потоков, ее назначение в финансовом плане
3 методика разработки финансового плана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

антикризис.docx

— 35.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..

 

 

1.Понятие финансового плана и его назначение

2 модель дисконтированных денежных  потоков, ее назначение в финансовом плане

3 методика разработки финансового плана

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономика России развивается методом проб и ошибок. В настоящее время самой актуальной проблемой является изыскание путей преломления негативной ситуации экономического спада в сторону экономического роста. Однако решение этой проблемы не будет означать, что найдена панацея от экономического спада.

Антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов в деловой жизни России. Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими экономистами, как «деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание». Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации.

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.

Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.

На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление». В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.

Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации. Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

Итак, антикризисное управление - это:

- диагностика причин возникновения  кризисных ситуаций в экономике  и финансах предприятия;

- комплексный анализ финансово-экономического  состояния предприятия для установления  методов его финансового оздоровления;

- бизнес-планирование финансового  оздоровления предприятия;

- выработка процедур антикризисного  управления и контроль над  их проведением.

Антикризисное управление не ограничивается рамками судебных процедур, поэтому можно говорить о мероприятиях по выходу из кризиса или по избеганию кризиса на предприятиях с виду нормально функционирующих, и никак не ассоциирующихся со словом банкрот. Однако с помощью средств финансового анализа перспектива возможного банкротства может быть своевременно обнаружена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие финансового плана  и его назначение

Все экономические отношения, возникающие в процессе производства и реализации продукции опосредуются в денежной форме, а их совокупность образует финансовые ресурсы предприятия.

Финансовые ресурсы – денежные поступления и доходы, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления расширенного воспроизводства и экономического стимулирования работников.

В условиях рыночной экономики именно финансовые ресурсы, их наличие и рациональное использование во многом определяют жизнеспособность предприятия, бизнеса. Современное предприятие имеет широкий спектр финансовых отношений:

  • между предприятием и различными субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции;
  • с государственным бюджетом, внебюджетными фондами;
  • коммерческими банками;
  • страховыми компаниями;
  • собственниками предприятия, трудовыми коллективами и отдельными работниками и др.

Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия, организовать рациональное движение денежных потоков для достижения целей предприятия.

Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств предприятия и обосновывающий реальность поставленных задач.

Основная цель финансового плана состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями, для сохранения финансового равновесия предприятия.

Финансовый план решает следующие задачи:

  • определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления и др.);
  • определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах;
  • принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов;
  • уточняются целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;
  • выявляются резервы повышения прибыли и рентабельности;
  • определяются взаимоотношения предприятия с бюджетом, банками и вышестоящими организациями.

Финансовый план составляется на основе следующих данных:

  • фактические данные бухгалтерского баланса за последние 2-3 года, а также на 1 число планируемого периода;
  • план производства и реализации продукции;
  • сметы затрат на производство продукции;
  • данные о движении основных фондов и оборотных средств;
  • расчеты отпускных цен;
  • условия расчетов с покупателями продукции, поставщиками материальных ресурсов, с банком, бюджетом;
  • ставки платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды;
  • нормы и нормативы.

Объектами финансового планирования являются: выручка от реализации продукции, формирование и использование прибыли, источники покрытия расходов, взаимоотношения с бюджетом, банками и др.

Сегодня значение и роль финансового плана столь велики, что в некоторых случаях он стал заменять традиционный бизнес-план.

В настоящее время финансовый план большинства предприятий имеет форму баланса доходов и расходов и состоит из трех частей:

  1. Доходы в поступления;
  2. Расходы и отчисления;
  3. Взаимоотношения с бюджетом.

При переходе к рынку возрастает значение внутрифирменного финансового планирования как решающего условия эффективного управления деятельностью предприятия. В настоящее время в Республике Беларусь многие предприятия переходят к международной практике финансового планирования. В соответствии с зарубежным опытом, финансовый план включает ряд таблиц и балансов, которые могут быть объединены в три блока:

  • прогноз прибыли (баланс доходов и расходов);
  • прогноз движения финансовых средств (бюджет предприятия, кассовый план);
  • прогноз баланса.

Финансовый план предприятия должен отражать все финансово-экономические и производственно-хозяйственные процессы как внутри предприятия, так и во взаимосвязи с внешней средой. Чтобы связать все эти потоки в единое целое, осуществляется интегрированное общее планирование.

 

Процесс финансового планирования на предприятии состоит из следующих этапов:

 

  • анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий период;
  • долгосрочное финансовое планирование – сроком более 1 года;
  • краткосрочное финансовое планирование – сроком до 1 года;
  • финансовые показатели предприятия на плановый период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Модель дисконтированных  денежных потоков, ее назначение  в финансовом плане.

 

Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от того, каковы его перспективы. При определении рыночной стоимости бизнеса учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно, когда именно собственник будет получать данные доходы, и с каким риском это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков (далее — метод ДДП).

 

Сущность:Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Аналогичным образом, собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате своего взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.

 

Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т. д., а поток будущих доходов, который позволит ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они не принадлежали, производят всего один вид товарной продукции — деньги.

 

Метод дисконтированных денежных потоков может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее, существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия.

 

Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно, прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.

 

 

Основные этапы оценки предприятия методом дисконтированных денежных потоков:

1. Выбор модели денежного  потока.

2. Определение длительности  прогнозного периода.

3. Ретроспективный анализ  и прогноз валовой выручки  от реализации.

4. Анализ и прогноз  расходов.

5. Анализ и прогноз  инвестиций.

6. Расчет величины денежного  потока для каждого года прогнозного  периода.

7. Определение ставки  дисконта.

8. Расчет величины стоимости  в постпрогнозный период.

9. Расчет текущих стоимостей  будущих денежных потоков и  стоимости в постпрогнозный период.

10. Внесение итоговых поправок.

 

3.Методика разработки финансового плана

На сегодняшний день существует практически единственная официальная разработка в области финансового планирования — типовая форма плана финансового оздоровления (бизнес-плана) (приложение к распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 5 декабря 1994г. № 98-р) (Приложение1). В соответствии с данной методикой, финансовый план является разделом бизнес-плана и включает следующие подразделы: 
 
1)Прогноз финансовых результатов. 
 
2)  Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования. 
 
3) Модель дисконтированных денежных потоков. 
 
4) Расчет коэффициента внутренней нормы прибыли IRR (ставки дисконта, при которой NPV принимает нулевое значение). 
 
5) Определение   дисконтного   (динамического)   срока   окупаемости проекта. 
 
6) График  погашения  кредиторской  задолженности,   процентов  и штрафов. 
 
7) Расчет точки безубыточности (порога рентабельности). 
 
8) Агрегированная форма прогнозного баланса. 
 
9) Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами на основе агрегированной формы прогнозного баланса. 
 
Исходные данные для расчета Финансового плана формируются на основе следующих разделов Плана финансового оздоровления: 
 
- раздел "Рынок и конкуренция", раздел "Деятельность в сфере маркетинга   предприятия"   (определяют  потребности  рынка  в  том  или ином виде продукции и его объеме по цене, сложившейся на рынке); 
 
- раздел "План производства" (определяет возможности предприятия по выпуску в соответствии с производственной мощностью предприятия и ее увеличением или уменьшением с учетом потребности рынка). 
 
На основе указанных разделов в финансовом плане осуществляется прогнозирование финансовых результатов. 
 
Выручка от реализации продукции определяется на основе прогнозных объемов продаж по годам и прогнозных цен на единицу продукции. 
 
Прогнозирование объемов продаж учитывает результаты маркетинговых исследований - рассматривается ожидаемый ежегодный прирост производства продукции, а также возможности предприятия, т. е. производственные мощности. Оценка прироста производства продукции должна исходить из анализа перспектив развития данной отрасли деятельности и ретроспективных тенденций развития предприятия. 
 
Оценка ежегодного роста цен на продукцию предприятия основывается на макроэкономических и отраслевых исследованиях, а также на данных о росте цен в прошлые годы (для прогнозных расчетов используются данные Госкомстата). 
 
Путем сопоставления рассчитанной на проект финансового оздоровления потребности в дополнительных инвестициях и источников финансирования (покрытия) этой потребности определяется размер требуемой финансовой поддержки. В качестве источников финансирования рассматриваются : 
 
1)  акционерный капитал — если предполагается увеличение акционерного капитала в течение периода реализации проекта; 
 
2) привлеченный  капитал - если  предполагается  использование долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов (за исключением средств государственной финансовой поддержки); 
 
3) прочие источники финансирования, например, текущие (краткосрочные) пассивы, такие как задолженность по оплате труда, по имущественному и личному страхованию, по расчетам с бюджетом и т. д. 
 
На основе производственной программы, рассчитанной в составе плана финансового оздоровления и прогноза финансовых результатов деятельности, формируется модель дисконтированных денежных потоков, при этом общий результат от инвестиций рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков каждого года реализации данного проекта и текущей (дисконтированной) стоимости остаточной стоимости за пределами планируемого периода. 
 
Сопоставление размера вложенных средств и прогнозируемых от данного вложения результатов осуществляется посредством специальных методов и инструментов, включающих: дисконтирование и начисление сложных процентов; расчет показателей чистой приведенной стоимости проекта и внутренней нормы прибыли (внутреннего предельного уровня доходности), динамического (дисконтного) срока окупаемости проекта. Построение модели денежных потоков базируется на применении техники дисконтированных денежных потоков. 
 
Чистая текущая (дисконтированная) стоимость (NPV) проекта определяется как сумма текущих стоимостей денежных потоков планируемого периода и текущей (дисконтированной) стоимости остаточной (ликвидационной) стоимости за пределами планируемого периода. 
 
Коэффициент внутренней нормы прибыли (IRR) характеризует целесообразность вложения средств в данный проект. 
 
Дисконтный (динамический) период окупаемости проекта определяется как период времени, по истечении которого сумма текущих (дисконтированных) стоимостей денежных потоков, представленная нарастающим итогом, становится неотрицательной величиной, т. е. дисконтированные денежные потоки доходов равняются дисконтированным денежным потокам затрат. 
 
График погашения кредиторской задолженности составляется в соответствии с условиями конкретных кредитных договоров с учетом установленных сроков погашения. 
 
На базе данных производственной программы и финансового плана заполняется агрегированная форма прогнозного баланса по годам планируемого периода, по данным которого рассчитываются коэффициенты: текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности. На основе полученных результатов коэффициенты анализируются с целью установления соответствия их нормативным значениям.

Информация о работе Понятие финансового плана и его назначение