Положение АвтоВАЗа в 2008-2009 годах. Антикризисная программа АВТОВАЗ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:21, реферат

Краткое описание

Главные цели антикризисного плана АвтоВАЗа: улучшение текущего финансового положения, восстановление рентабельности в 2009 году, увеличение доли рынка, внедрение собственной кредитной программы и улучшение качества производимых автомобилей. Отдельные мероприятия антикризисного плана, которые носят срочный характер, стали внедряться еще с начала года, утверждает АвтоВАЗ.

Файлы: 1 файл

анти.docx

— 28.21 Кб (Скачать)

 

1. Положение АвтоВАЗа  в 2008-2009 годах

 

ОАО «АвтоВА́З» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ»

В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.

30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу».

Также модельный ряд «АвтоВАЗ»  попал под государственную программу  субсидирования процентных ставок по автокредитам.

В сентябре 2009 года руководством компании было объявлено о массовом сокращении персонала: до конца 2009 года будет сокращено 27,6 тыс. работников из 100 тысяч. По словам представителей «АвтоВАЗа», это будет одной из мер на пути к недопущению банкротства крупнейшей российской автомобилестроительной компании.  Впрочем, уже в начале октября стало известно, что в Правительстве России было согласовано увольнение только 5 тыс. человек, а первый вице-премьер Правительства Игорь Шувалов заявил: «Никаких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье». В итоге, почти 22,5 тысячи работников компании были уволены в 2009 году, из них: 11,5 тысяч — оформили пенсию и 2,3 тысячи — досрочную пенсию. Оформление такой «массовой» досрочной пенсии явилось беспрецедентным для России явлением.

В то же время, в октябре 2009 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письме в аппарат правительства заявило, что в нынешнем виде «АвтоВАЗ» фактически является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии (по расчётам министерства, на начало 2010 года долг завода будет составлять 76,3 млрд руб.). По мнению Минпромторга, дальнейшая государственная поддержка предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь сократив до 50 тыс. сотрудников «АвтоВАЗа» и потратив средства, которые предполагается выделить «АвтоВАЗу», на стабилизацию рынка труда в Самарской области.

В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный  директор Renault в России заявил, что  по предложениям французской стороны, на «АвтоВАЗе» планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra low cost (возможно, на базе «Калины»). В ноябре 2009 года российское Правительство заявило о готовности оказать «АвтоВАЗу» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест. Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в рекапитализации «АвтоВАЗа». Соглашение предусматривает финансовую помощь «АвтоВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan.

 

 

 

 

 

 

 

2. Антикризисная программа АвтоВАЗа

 

Главные цели антикризисного плана  АвтоВАЗа: улучшение текущего финансового  положения, восстановление рентабельности в 2009 году, увеличение доли рынка, внедрение  собственной кредитной программы  и улучшение качества производимых автомобилей. Отдельные мероприятия  антикризисного плана, которые носят  срочный характер, стали внедряться еще с начала года, утверждает АвтоВАЗ.

Первый блок антикризисной программы  АвтоВАЗа подразумевает снижение расходов и создание дополнительного денежного  потока за счет оптимизации логистических  процессов, сокращения заводских запасов  комплектующих не менее, чем на 600 миллионов рублей в денежном выражении  и сокращения запасов автомобилей  на складах предприятия на 70 000 экземпляров.

Второй блок – восстановление рентабельности в 2009 году и увеличение доли авторынка  в условиях общего снижения объема продаж производителей авто. Рентабельность будет обеспечена посредством снижения закупочных цен на продукцию комплектаторов. К концу 2009 года эти затраты необходимо сократить на 10%. Кроме того, уменьшению расходов будет способствовать модернизация автомобилей путем сокращения их себестоимости за счет внедрения  новых, более экономичных материалов и технологий. Запланировано сокращение дополнительных выплат персоналу за счет отказа от набора новых работников, отказа от индексации заработной платы  и сокращения на 20% зарплат менеджменту  компании.

Стимулирование спроса будет осуществляться предоставлением покупателям скидок, а с мая 2009 года внедряется собственная  кредитная программа Лада Финанс - Лада в кредит. Программа позволяет  приобрести в кредит автомобиль LADA по сниженным процентным ставкам - от 6,9%.

Третий блок - долгосрочное развитие компании. К моменту начала роста  рынка АвтоВАЗ планирует выйти  на него с новыми моделями, а также  с модернизированными продуктами, которые будут интересны потребителю. При реализации инвестиционного плана 2010-2012 годов в объеме 80 миллиардов рублей компания намерена к 2014 году полностью модернизировать базу поставщиков до их соответствия международным стандартам и выпустить 9 новых моделей.

Одновременно со стимулированием  продаж ведется масштабная работа по повышению качества автомобилей. В  ближайшее время начнется реализация программы «Лада Качество». Она  предусматривает комплекс мер по повышению надежности и долговечности  автомобилей, а также ряд мероприятий  по модернизации и усилению парка  поставщиков. Цель данной программы - значительно  снизить количество дефектов комплектующих, что в конечном результате должно привести к снижению гарантийных  издержек и повышению лояльности потребителей, передает CarPark.

           Кроме того, компания подтвердила инвестиционные планы. Так, к моменту начала роста рынка АвтоВАЗ планирует начать выпуск новых и модернизированных моделей. При реализации инвестиционного плана 2010-2012 гг. в объеме 80 млрд руб. компания намерена к 2014 г. полностью модернизировать базу поставщиков до их соответствия международным стандартам и выпустить 9 новых моделей.  
            Отдельные пункты антикризисной программы были озвучены ранее и уже реализуются. Общий экономический эффект от проводимых АвтоВАЗом мер пока оценить трудно. Однако можно отметить, что 2009 год, как и 2008-й, для российского автопроизводителя мог стать убыточным. Внедрение программы сокращения расходов на производство, включая 10%-ное снижение цен на автокомплектующие, сохранение зарплат, а также снижение административных издержек, по нашим предварительным оценкам, позволят АвтоВАЗу получить операционную прибыль.  
           Тем не менее, как мы полагаем, более важным вопросом является реализация инвестиционной программы. Напомним, что ранее сообщалось, что Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк подпишут соглашения с акционерами АвтоВАЗа на предоставление 90 млрд руб. на выполнение инвестпрограммы российского предприятия. Как мы уже отмечали ранее, наиболее опасным моментом текущего кризиса для российского автомобилестроения может стать остановка инвестиционных программ, без которых большинству отечественных предприятий уже в 2010-2011 гг. просто нечего будет предложить рынку. В этом смысле программа АвтоВАЗа, рассчитанная на создание новой модельной линейки на основе собственной платформы Project C и приобретенной у Renault платформы RF 90, позволит АвтоВАЗу как минимум сохранить объемы производства на текущих уровнях, что должно стать основой будущих денежных потоков компании. 
 
.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Последствия реализации  антикризисной программы

 

Газета "Ведомости"   12 января 2010 года опубликовала  результаты проверки АВТОВАЗа аудиторами Счетной палаты.   Проверка проходила в октябре — ноябре 2009 года, СП рассматривала работу завода в 2008-2009 годах. Отчет был утвержден коллегией ведомства 18 декабря.

Как отмечает издание, антикризисная  программа оказалась неэффективной. Например, задача частичного снижения запасов была решена не за счет мер  по стимулированию продаж, а за счет полной остановки завода в январе и августе. Простои обошлись заводу в 7,7 млрд руб., говорится в отчете.

Не оправдались и планы  на завоевание рынков Урала, Сибири и  Дальнего Востока: предполагалось, что  из-за введения запретительных пошлин на подержанные иномарки местные  жители будут более благосклонны к продукции АВТОВАЗа, но в этих регионах падение продаж в первых трех кварталах 2009 г. было даже больше, чем в целом по России, — 51% против 44%.

Приобретение лицензии у Renault, как выяснила Счетная палата, содержит существенное ограничение: даже если АВТОВАЗ за свой счет улучшит  выпускаемые по лицензии машины, права  на эти улучшения все равно  останутся за французским автоконцерном. Зачем это было сделано, представители  завода и Renault рассказать не смогли, отмечает газета.

АВТОВАЗ слишком поздно начал  заниматься реализацией долгосрочных планов — лишь в середине 2009 г., когда  предприятие уже находилось в  кризисе, а госпомощь была получена.

Так, например, уже новый  менеджмент начал работать над повышением качества продукции лишь в октябре 2009 г., хотя количество выявляемых дефектов за первые три месяца эксплуатации составляло 306 для Lada Priora и 268 для Lada Kalina, при том что для лучших марок  в этом классе этот показатель равен 20, отмечается в отчете СП.

Чиновник Минфина рассказал  газете, что при принятии решения  о выделении помощи АВТОВАЗу антикризисные  инициативы завода действительно рассматривались, но практически никакого значения это  не имело. «Решение было политическим, просто заводу необходимо было помочь», — утверждает он.

10 марта 2010 года совет директоров «АвтоВАЗа» одобрил бизнес-план до 2020 года, по которому планируется рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к концу 2010-х годов, а также инвестиции в предприятие за 2010—2020 годы в размере до 3 млрд евро.

26 августа 2010 года президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что чистая прибыль «АвтоВАЗ» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года.

23 июня 2011 г. в Тольятти прошло  годовое общее собрание акционеров  ОАО "АВТОВАЗ". Собрание акционеров  утвердило Годовой отчет Общества  за 2010 г., годовую бухгалтерскую отчетность, в т.ч. отчет о прибылях и  убытках. По словам Председателя  Совета директоров ОАО "АВТОВАЗ"  Генерального директора ГК "Ростехнологии"  Сергея Чемезова: "Сегодня, я  считаю, мы имеем все возможности  для создания нового АВТОВАЗа  – современного и сильного, технологически  развитого, обладающего высококвалифицированным  персоналом и сложнейшими инженерными  компетенциями. Мы понимаем –  это необходимо делать сегодня,  второго шанса у нас не будет".  

Президент АВТОВАЗа Игорь Комаров 2010 г. назвал переломным для компании. По его словам, за этот период успешно  реализована антикризисная программа, разработан и реализуется программа  развития компании до 2020 г., реформируется  система закупок и дилерской  сети, серьезно модернизируется и  готовится производство к выпуску  новых моделей. Игорь Комаров  отметил: "Положение завода стабилизировалось. Об этом говорит и зафиксированная  впервые после нескольких лет  убытков прибыль. По итогам 2010 года чистая прибыль АВТОВАЗа составила 2 миллиарда 106 миллионов рублей".  

В числе основных задач компании на 2011 г. президент АВТОВАЗа указал производство и реализацию около 700 тыс. автомобилей и автокомплектов, а также начало выпуска без  остановки производства нового народного  автомобиля LADA Granta и автомобилей R90 и F90 на платформе B0 под брендом LADA. По словам Игоря Комарова: "Результаты нашей работы по обновлению предприятия  реально видны, и мы с оптимизмом смотрим в будущее". 

В состав Совета директоров ОАО "АВТОВАЗ" избраны: Владимир Артяков, Михаил Бройтман, Рубен Варданян, Игорь Завьялов, Игорь Комаров, Николай Карагин, Гон Карлос (Carlos Ghosn), Сергей Когогин, Анселен Бруно (Bruno Ancelen), Патрик Пелата (Patrick PELATA), Сергей Скворцов и Сергей Чемезов. Совет директоров избрал состав ревизионной комиссии и назначил аудитора Общества – ООО "Эрнст  энд Янг". В совместном пресс-релизе ГК "Ростехнологии" и ОАО "АВТОВАЗ" отмечено, что дивиденды и вознаграждение выплачиваться не будут, а прибыль  по итогам 2010 финансового года будет  направлена на погашение убытков  прошлых лет.

Чистая прибыль ОАО "Автоваз" , крупнейшего российского автопроизводителя, по РСБУ в 2011 году составила 3,106 миллиарда  рублей, что на 25,6% выше показателей 2010 года. Выручка автопроизводителя  по итогам 2011 года увеличилась на 27,6% и составила 174,846 миллиарда рублей. 
        ОАО "АвтоВАЗ" - одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы. Производственные мощности позволяют выпускать свыше 800 тысяч автомобилей в год. По итогам 2011 года увеличил продажи в России на 10,6% по сравнению с предыдущим годом - до 578,387 тысячи автомобилей Lada. На "АвтоВАЗе" работает около 66 тысяч человек. 
        По результатам 6 месяцев 2012 года Группа АВТОВАЗ получила положительный финансовый результат: чистая прибыль Группы составила 27,4 млрд. руб. 
        Финансовый результат Группы АВТОВАЗ сформировался за счет прибыли от основной деятельности в сумме 0,7 млрд. руб. (за 6 мес. 2011 г. – убыток 0,5 млрд. руб.) и дохода от дисконтирования беспроцентных займов в сумме 26,7 млрд. руб. (за 6 мес. 2011 г. - 6,9 млрд. руб.) 
        В первом полугодии 2012 г. подписаны дополнительные соглашения к договорам займа с ГК "Ростехнологии" о продлении сроков погашения до 2032 г. Изменения в условиях займов учтены как погашение первоначальных финансовых обязательств и отражение новых по справедливой стоимости с использованием текущей рыночной ставки в размере 12,6%. В результате в отчетности отражены доход от дисконтирования в сумме 34,4 млрд. руб. и расход в сумме 7,7 млрд. руб. (в т.ч. – проценты в сумме 1,0 млрд. руб.). 
         До 2032 г. Группа АВТОВАЗ будет отражать в отчетности финансовые расходы, связанные с начислением процентов на сумму отраженного дохода.      

Информация о работе Положение АвтоВАЗа в 2008-2009 годах. Антикризисная программа АВТОВАЗ