Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:54, реферат
В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. По результатам экономических исследований, проводимых рядом отечественных экономистов, ухудшение финансового положения значительного числа коммерческих банков является следствием внешних и внутренних причин, обострившихся в банковском секторе.
Для определения недостатка
у кредитной организации
При оценке возможности восстановления
платежеспособности и ликвидности
кредитной организации в
При оценке мероприятий по сокращению административно-хозяйственных расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.
При оценке реальности мероприятий,
предусматривающих повышение
Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств. В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.
При оценке влияния указанных
мероприятий на восстановление платежеспособности
и ликвидности кредитной
Важным моментом в работе
с банками, имеющими внешние признаки
банкротства, является направление
в них рабочих групп для
оценки возможностей санирования и
установления непосредственно на месте
реального финансового
В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичным от носится работа в них Временных администраций, создаваемых приказом Банка России. В случае, если финансовое состояние банка слишком запущено и вызывает опасение способность существующей администрации выправить его, ЦБ единовластно принимает решение о введении в банк временной администрации. Временная администрация так же обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его. Оценивая усилия Временных администраций по управлению банками с внешними признаками банкротства, следует признать, что в большинстве своем они не дают положительных результатов. В ряде случаев введение Временных администраций было неоправданным, так как осуществлялось в практически недействующие кредитные организации, а проведенный анализ их финансового состояния свидетельствовал, что санации они не подлежат.
Если ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.
Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что отечественная практика санации проблемных кредитных учреждений выделяет три основных пути реализации планов финансового оздоровления: 1) разработка и реализация планов санации самой кредитной организацией; 2) введение внешнего управления в проблемный банк с целью реализации плана санации, или же подготовки и проведения процедуры банкротства; 3) реорганизация банка. Однако действительная схема реализации планов финансового оздоровления далека от совершенства и изобилует множеством пробелов.
2. Основные пробелы
в составлении и реализации
планов финансового
Разработка плана финансового оздоровления — ответственный этап в процедуре санации кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто частичное или полной восстановление утраченной платежеспособности, повысится ликвидность, улучшатся показатели рентабельности и проч. Однако, практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. Практически все поступившие в Управление по организации банковского санирования планы в первоначальном варианте не соответствовали требованиям Банка России, изложенным в указаниях ЦБ РФ №363 от 22.11.96 г. «О планах санации кредитных организаций» и методических рекомендациях , и были возвращены в банки на доработку.
Какие же ошибки и недочеты наиболее часто встречаются в планах санации?
- ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Составителям планов санации необходимо точно представлять размеры дефицита финансовых средств у того или иного банка, иначе планируемые меры окажутся неадекватными. Поэтому очень важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как активные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действующими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован резервный фонд и оплачен ФОР. В итоге, если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то реальной окажется и величина минимально необходимого капитала, при которой обязательные экономические нормативы будут выполняться;
- нежелание или отсутствие
возможностей у собственников
кредитных организаций
- декларативный характер,
т.е. отсутствие документов, подтверждающих
реальность запланированных
- на сегодняшний день
объектами санирования
Несовершенство банковского законодательства проявляется и в том, что некоторые негативные моменты деятельности кредитной организации, способные нанести серьезную угрозу банку, никак не отражаются в банковском законодательстве. Это происходит в том случае, когда учредители или акционеры банка так тесно связаны между собой (через капиталы или руководящие органы), что определить, каким имуществом владеет данный банк не всегда представляется возможным, а при банкротстве банка ликвидационная комиссия сталкивается с фактом аренды большей части основных средств банков у фирм-акционеров, которые таким способом создают гарантии своих средств, размещенных в банке. Интересы кредиторов в этом случае не являются равными и поэтому необходимо решить эти вопросы на законодательном уровне.
В результате того, что потребности
экономики на первых этапах развития
рыночных отношений диктовали
Для преодоления негативных
тенденций состояния проблемных
банков, а также разрешения вопроса
эффективности отечественной
Кроме того, необходимо выработать
эффективный механизм поддержки
действующих банков путем развития
операций рефинансирования со стороны
центрального банка. Значительные объемы
средств, уже задействованные
признана эффективной в большинстве экономически развитых стран и вполне могла бы быть применена и в наших условиях.
Для усиления ответственности
сотрудников и руководства
Кроме того, необходимо доработать
законодательные вопросы
Необходимо ввести в практику и законодательно закрепить:
- основные критерии, при
наличии которых управление
- ответственность сотрудников
банка при противодействии
- возможности надзорных
органов по временному