Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:57, реферат
Для кредиторов предприятия-банкрота актуальными являются в основном вопросы, связанные со списанием безнадежной задолженности, которая возникает в случае недостаточности имущества банкрота для погашения всех требований. Кредиторы должны учитывать, что безнадежная задолженность, которая осталась непогашенной после распределения активов дебитора, объявленного банкротом на постановление арбитражного суда, покрывается за счет страхового резерва и относится к составу валовых расходов кредитора после принятия арбитражным судом решения о признании дебитора банкротом. Средства, полученные кредитором в результате завершения ликвидационной процедуры и продажи имущества заемщика, включаются в состав валовых доходов кредитора в налоговый период их поступления.
Для специалистов, ответственных за финансово-экономическую работу на предприятиях, значительный интерес представляют налоговые аспекты банкротства и ликвидации юридических лиц. Рассмотрим основные вопросы налогообложения, с которыми сталкиваются в случае банкротства и ликвидации хозяйствующего субъекта его кредиторы, владельцы корпоративных прав, налоговые органы и само предприятие.
Для кредиторов предприятия-банкрота актуальными являются в основном вопросы, связанные со списанием безнадежной задолженности, которая возникает в случае недостаточности имущества банкрота для погашения всех требований. Кредиторы должны учитывать, что безнадежная задолженность, которая осталась непогашенной после распределения активов дебитора, объявленного банкротом на постановление арбитражного суда, покрывается за счет страхового резерва и относится к составу валовых расходов кредитора после принятия арбитражным судом решения о признании дебитора банкротом. Средства, полученные кредитором в результате завершения ликвидационной процедуры и продажи имущества заемщика, включаются в состав валовых доходов кредитора в налоговый период их поступления.
В случае, когда кредитор
к моменту заключения кредитного
соглашения предоставляет ссуду
дебитору, против которого возбуждено
дело о банкротстве, причем информация
о возбуждении такого дела была обнародованная
(за исключением случаев
Кредитор, имущественные права которого обеспечены залогом, имеет право возместить за счет страхового резерва (валовых расходов) часть задолженности, которая осталась непогашенной в результате недостаточности средств, полученных им от продажи имущества дебитора, переданного в залог, если другие юридические действия касательно принудительного взыскания остального имущества заемщика не привели к полному покрытию задолженности. Продажа имущества, переданного в залог, осуществляется лишь через аукционы (публичные торги). В случае отчуждения имущества, переданного в залог, другими способами кредитор покрывает убытки за счет прибыли, которая остается в его распоряжении после налогообложения.
Владельцев корпоративных прав предприятия, которое ликвидируется, интересует, как погашать убытки от ликвидации предприятия и облагать налогом прибыль (если она возникает в процессе ликвидационных процедур). Здесь следует отметить следующее. Если в результате полной ликвидации предприятия плательщик налога — владелец корпоративных прав, эмитированных таким предприятием, получает средства или имущество, стоимость которых превышает балансовую стоимость таких корпоративных прав, сумма превышения включается в валовый доход этого лица. Налогом на добавленную стоимость такие операции не облагаются. Если сумма средств или стоимость имущества меньше чем номинальная стоимости корпоративных прав, сумма убытков входит в состав валовых расходов плательщика налога в налоговый период получения такой компенсации, но не раньше периода полной ликвидации предприятия-эмитента.
Для предприятия, которое ликвидируется, важно правильно облагать налогом операции, связанные с продажей ликвидационной массы и ликвидацией основных фондов. При этом предприятия должны выходить из того, что операции по продаже объектов, которые включены в ликвидационную массу, подлежат налогообложению на добавленную стоимость на общих основаниях.
В случае если основные производственные или непроизводственные фонды ликвидируются по собственному решению налогоплательщика, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как продажа основных производственных фондов по обычным ценам, которые действуют на момент такой продажи (а для недвижимости — по обычным ценам, но не меньше балансовой стоимости таких основных фондов). Если из баланса предприятий списываются полностью изношенные или непригодные для использования или реализации основные фонды и оприходуются как металлолом, полученный от ликвидации этих основных фондов, с которым в дальнейшем осуществляются операции по продаже, то такие операции подлежат налогообложению на добавленную стоимость по ставке 20%. Если осуществляется продажа отдельных узлов, агрегатов, других материалов, полученных в результате демонтажа основных фондов, то такие операции также являются объектом налогообложения на добавленную стоимость .
Из баланса предприятия может быть списано морально обветшалое, изношенное и непригодное для последующего использования оборудование и другие фонды, если возобновление такого имущества является невозможным или экономически нецелесообразным и если оно не может быть реализовано. Такого рода операции не подлежат налогообложению на добавленную стоимость и налогом на прибыль предприятий.
Относительно налогообложения операций по продаже объектов ликвидационной массы налогом на прибыль предприятий следует отметить, что средства, полученные предприятием в результате продажи имущества, входят в состав его валовых доходов в налоговый период их поступления. При этом следует придерживаться такого порядка: в случае выведения из эксплуатации отдельных объектов основных фондов первой группы в связи с их продажей сумма превышения выручки от продажи над балансовой стоимостью объектов основных фондов и нематериальных активов включается в валовые доходы налогоплательщика, а сумма превышения балансовой стоимости над выручкой от такой продажи включается в валовые расходы. Что же касается продажи основных фондов 2 и 3 групп, а также отдельных элементов оборотных активов (сырье, материалы, полуфабрикаты, МШП), то сумма превышения полученной выручки над их балансовой стоимостью включается в состав валовых доходов предприятия. Сумма превышения балансовой стоимости таких объектов ликвидационной массы над выручкой от их продажи не относится на валовые расходы и возмещается за счет собственных источников плательщика налога.
Следовательно, объем требований налогового органа к предприятию, которое ликвидируется, в ходе ликвидационных процедур увеличивается на сумму налоговых обязательств, которые возникают при реализации ликвидационной массы.
Отдельный блок вопросов касается порядка объявления предприятий банкротами и их ликвидации по инициативе налоговых органов.
Если налогоплательщиками в течение 9 месяцев не подаются в государственные налоговые органы налоговые декларации и другая налоговая отчетность, установленная действующим законодательством, государственные налоговые органы принимают решения об остановке движения средств на всех счетах и сообщают об этом учреждения банков, где открытые счета этих налогоплательщиков.
Если налогоплательщик не
имеет задолженности перед
В последние годы налоговые органы являются инициаторами большинства дел о банкротстве в Украине. Львиная доля хозяйствующих субъектов, против которых налоговая инспекция согласно законодательству вынуждена возбуждать дела о банкротстве, является фиктивными предприятиями которые основывают на подставные лица и функционируют короткий промежуток времени (от 1 недели до нескольких месяцев) для осуществления ряда операций с целью уклонения от налогообложения, после проведения которых фирмы, а также их реальное руководство исчезают. Акты обследований местонахождения таких предприятий по юридическому адресу показывают, что там предприятий-банкротов нет, а следовательно отсутствует какое-либо имущество, которое бы можно было отнести в состав ликвидационной массы. Именно этим объясняется очень низкий уровень удовлетворения претензий налоговых органов к предприятиям-банкротам. По данным Государственной налоговой администрации, в бюджет от продажи имущества предприятий, которые объявлены банкротами, поступает в среднем лишь 0,5% от суммы, которая подлежала возвращению.
Невзирая на это, налоговые органы и арбитражные суды вынуждены придерживаться всех требований законодательства относительно оглашения банкротами и ликвидации таких предприятий. Ведь лишь после этого можно списать их задолженность. Осуществление дела о банкротстве фиктивных фирм требует как материальных расходов, так и затрат рабочего времени работников, налоговых органов, арбитражных судов и банковских учреждений, где был открытый счет таких предприятий. Следует должным образом провести все процедуры, в том числе опубликовать объявление о возбуждении дела о банкротстве, назначить ликвидационную комиссию, провести обследование местонахождения по юридическому адресу, составить и утвердить ликвидационный баланс.
С целью уменьшения непродуктивных расходов всех сторон, которые задействованы в процессе осуществления дел о банкротстве (в первую очередь арбитражного суда и заявителя), целесообразно было бы внедрить порядок возбуждения дела о банкротстве, который действует в большинстве экономически развитых стран. Этим порядком предусматривается, что дело о банкротстве не может быть возбуждено, если имущества должника недостаточно для покрытия расходов, связанных с осуществлением дела. Очевидно, следует установить упрощенный порядок ликвидации такого рода предприятий-должников.
С целью уменьшения возможностей основания и функционирования фиктивных фирм принимаются меры относительно внесения в нормативно-правовые акты изменений, направленных на внедрение во время государственной регистрации обязательной проверки местонахождения субъекта предпринимательской деятельности и достоверности паспортных данных его основателей; обеспечение создания единственного автоматизированного банка данных потерянных, похищенных паспортов, паспортов умерших граждан, и разработка механизма предоставления информации относительно таких паспортов органам государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и органам государственной налоговой службы.
Кроме этого, упрощается порядок взыскания средств в государственный бюджет из счетов обнаруженных фиктивных предприятий, по которым органы государственной налоговой службы прекратили операции.
С целью обеспечения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНБАССКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Кафедра «Финансы»
РЕФЕРАТ
Краматорск 2013 г.
Информация о работе Налоговые аспекты банкротства и ликвидации