Мониторинг несостоятельных предприятий на материалах ведущих исследователей в области оценки риска банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:05, контрольная работа

Краткое описание

За 2014 год рост банкротства предприятий РФ составил 10%. Статистика в России по юридическим лицам, признанными банкротами, показывает, что за минувший 2014 год обанкротилось на 10% больше предприятий в соотношении с показателем 2013 года. Эксперты связывают это не только с ухудшением экономики страны, но и с повышением ее прозрачности и ростом эффективности работы налоговой службы.

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.docx

— 67.86 Кб (Скачать)

3. Оценку имущества, входящего  в состав ликвидационной (конкурсной) массы, по рыночной стоимости. Так  как имущество предприятия-банкрота  подлежит реализации с целью  удовлетворения претензий кредиторов, оно должно быть предварительно  оценено по минимально возможной  рыночной стоимости (по цене спроса).

4. Определение объема  реальных финансовых обязательств предприятия-банкрота. Ликвидационная комиссия после истечения законодательно установленного срока предъявления претензий кредиторами к предприятию-должнику анализирует все его финансовые обязательства независимо от поступления претензий кредиторов, составляет список признанных и отклоненных претензий и очередности их удовлетворения и в течение предусмотренного срока направляет этот список кредиторам.

5. Выбор наиболее эффективных  форм продажи имущества. Этот  выбор основывается на возможностях  получения максимальной суммы  средств от реализации имущества  предприятия-банкрота. О порядке  продажи имущества потенциальные  покупатели должны быть заранее  через средства массовой информации. При поступлении двух или более  предложений от покупателей, назначается  проведение конкурса или аукциона.

6. Обеспечение удовлетворения  претензий кредиторов за счет  реализации имущества предприятия-банкрота. Это наиболее сложная и ответственная  функции финансового менеджмента  в процессе осуществления ликвидационных  процедур при банкротстве. Источником  обеспечения такого удовлетворения  претензий являются средства, вырученные  от продажи имущества предприятия-банкрота. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. Система очередности удовлетворения финансовых требований при продаже имущества обанкротившегося предприятия приведена в схеме 1.

В процессе распределения средств требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме.

7. Разработка ликвидационного  баланса предприятия-банкрота. Он  представляет собой баланс предприятия-банкрота, составленный ликвидационной комиссией  после реализации необходимой  части его активов и полного  удовлетворения всех требований  кредиторов, передаваемый в арбитражный  суд. Если по результатам ликвидационного  баланса не осталось имущества  после удовлетворения требований  кредиторов, арбитражный суд выносит  постановление о ликвидации юридического  лица-банкрота. Если же имущества  предприятия-банкрота хватило для  удовлетворения всех требований  кредиторов, то предприятие считается  свободным от долгов и может  продолжить свою предпринимательскую  деятельность (если средств по  ликвидационному балансу достаточно  с позиций законодательства для  его функционирования в данной  организационно-правовой форме)5.

 

 

    1. Политика антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства

 

С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение своей хозяйственной деятельности. Преодоление такого кризисного состояния, диагностируемого как «угроза банкротства», требует разработки и осуществления специальных методов финансового управления предприятием. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства, которая получила название «Системы антикризисного финансового управления». Для реализации этой системы управления готовятся особые финансовые специалисты -- менеджеры по антикризисному управлению предприятием.

Суть этой финансовой системы управления состоит в том, что угроза банкротства диагностируется еще на ранних стадиях ее возникновения, что позволяет своевременно привести в действие специальные финансовые механизмы или обосновать необходимость определенных реорганизационных процедур. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа» Если эти механизмы и процедуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного их осуществления не привели к финансовому оздоровлению предприятия, оно стоит перед необходимостью в добровольном или принудительном порядке прекратить свою хозяйственную деятельность и начать ликвидационные процедуры. Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и «включении» механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход их кризисного состояния. Реализация политики антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает:

I. Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития. В этих целях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, формирующая возможное «кризисное поле», реализующее угрозу его банкротства. В процессе наблюдения используются как традиционные, так и специальные показатели -- «индикаторы кризисного развития».

II. Определение масштабов кризисного состояния предприятия. При обнаружении в процессе мониторинга существенных отклонений от нормального хода финансовой деятельности, определяемого нарушениями его финансовых показателей, выявляются масштабы кризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системы механизмов защиты от возможного банкротства.

III. Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия.

Разработка политики антикризисного финансового управления определяет необходимость предварительной группировки таких факторов по основным определяющим признакам; исследование степени влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного финансового развития; прогнозирование развития факторов, оказывающих такое негативное влияние.

IV. Формирование системы целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам. Цели антикризисного финансового управления конкретизируются в соответствии с масштабами кризисного состояния предприятия. Они должны учитывать также прогноз развития основных факторов, определяющих угрозу банкротства предприятия. С учетом этих условий финансовый менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию трех принципиальных целей, адекватных масштабам кризисного состояния предприятия:

· устранение неплатежеспособности предприятия;

· восстановление финансовой устойчивости предприятия (обеспечение его финансового равновесия в краткосрочной перспективе);

· изменение финансовой стратегии с целью обеспечения устойчивого экономического роста предприятия (достижение его финансового равновесия в долгосрочной перспективе).

V. Выбор и использование действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия, соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния. Внутренние механизмы финансовой стабилизации призваны обеспечить реализацию срочных мер по возобновлению платежеспособности и восстановлению финансового равновесия предприятия за счет внутренних резервов. Эти механизмы основаны на последовательном использовании определенных моделей управленческих решений, выбираемых в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности предприятия и масштабами его кризисного развития. В системе антикризисного финансового управления предприятием этому направлению политики уделяется первостепенное внимание.

VI. Выбор эффективных форм санации предприятия. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет реализации внутренних методов и финансовых резервов, предприятие вынуждено прибегнуть к внешней помощи, которая обычно принимает форму его санации. Санация предприятия может проводиться как до, так и в процессе производства само может выступить инициатором своей санации и выбора ее форм. В процессе санации необходимо обосновать выбор наиболее эффективных ее форм (включая формы, связанные с реорганизацией предприятия) с тем, чтобы в возможно более короткие сроки достичь финансового оздоровления и не допустить объявления банкротства предприятия.

VII. Обеспечение контроля за результатами разработанных мероприятий по выводу предприятия из финансового кризиса. Учитывая важность реализации разработанных мероприятий для последующей жизнедеятельности предприятия, такому контролю уделяется первостепенное внимание. Он возлагается, как правило, непосредственно на руководителей предприятия. Основная часть этих мероприятий контролируется в системе оперативного контролинга, организованного на предприятии. Результаты контроля периодически обсуждаются с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности антикризисных мер6.

 

 

    1. Система оценки масштабов кризисного финансового состояния

 

Система таких индикаторов формируется по каждому объекту наблюдения «кризисного поля». В процессе формирования все показатели-индикаторы подразделяются на объемные (выражаемые абсолютной суммой) и структурные (выражаемые относительными показателями). Важнейшие из этих индикаторов оценки угрозы банкротства представлены в табл.1

Таблица 1

Система важнейших индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия в разрезе отдельных объектов наблюдения «кризисного поля»

 

Объекты наблюдения «кризисного поля»

Показатели-индикаторы

 
 

Объемные

Структурные

Чистый денежный поток предприятия

1. Сумма чистого денежного  потока предприятия в целом.

2. Сумма чистого денежного  потока по операционной деятельности предприятия.

1.Коэффициент достаточности  чистого денежного потока.

2.Коэффициент ликвидности  денежного потока.

3.Коэффициент эффективности  денежного потока.

4.Коэффициент реинвестирования  чистого денежного потока.

Рыночная стоимость предприятия

Сумма чистых активов предприятия по рыночной стоимости

Рыночная стоимость предприятия по коэффициенту капитализации прибыли

Структура капитала предприятия

1.Сумма собственного капитала  предприятия.

2. Сумма заемного капитала  предприятия.

1.Коэффициент автономии.

2.Коэффициент финансирования (коэффициент финансового левериджа).

Состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения

1. Сумма долгосрочных  финансовых обязательств.

2. Сумма краткосрочных  финансовых обязательств.

3. Сумма финансового кредита.

4. Сумма товарного (коммерческого) кредита.

5. Сумма внутренней кредиторской  задолженности.

1. Коэффициент соотношения  долгосрочных и краткосрочных  финансовых обязательств.

2.Коэффициент соотношения  привлеченного финансового и  товарного кредита.

3.Коэффициент неотложных  финансовых обязательств в общей  их сумме.

4. Период обращения кредиторской  задолженности

Состав активов предприятия

1. Сумма внеоборотных активов.

2. Сумма оборотных активов.

3. Сумма дебиторской задолженности - всего, в т.ч. просроченной.

4. Сумма денежных активов

1.Коэффициент маневренности  активов.

2. Коэффициент обеспеченности  высоколиквидными активами.

3. Коэффициент обеспеченности  готовыми средствами платежа.

4. Коэффициент текущей  платежеспособности.

5. Коэффициент абсолютной  платежеспособности.


 

 

Приведенная система индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия может быть расширена с учетом особенностей его финансовой деятельности и целей диагностики7.

 

 

2.4. Финансовое оздоровление

 

Финансовое оздоровление понимается как совокупность процедур, осуществляемых на добровольных началах организацией-должником и ее кредиторами для урегулирования отношений из-за неисполнения предприятием своих обязательств. Устанавливается, что процедуры финансового оздоровления должны проходить при значительном влиянии государства в лице органа по финансовому оздоровлению и банкротству в отличие от судебных процедур банкротства, где роль и влияние органов исполнительной власти существенно ограниченны. Это должно создать новые действенные механизмы реализации государственной промышленной политики и регулирования экономических отношений.

Вводится понятие комплексного финансового оздоровления нескольких организаций, связанных в технологическую цепочку, предприятий одной отрасли, одного региона. Это объясняется тем, что оздоровление отдельной организации может оказаться невозможным из-за того, что необходимость взаимодействия с «нездоровыми» партнерами вновь приведет эту организацию к кризисному состоянию. Помимо управляющего, привлекаемого для реализации реструктуризации, не исключается возможность привлечения к этим процедурам специализированной управляющей компании или создания новой управляющей компании с участием кредиторов8.

 

 

Список литературы

 

    1. Парыгин Ю. П. О банкротстве отсутствующих должников // Аваль - 2009- № 4- с.27-29.
    2. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы Менеджмента; Учебник.-6-у изд., перераб. И доп.-М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-556с
    3. Терещенко О. В., Гладков И. В. Банкротство в современной России: сущность и состояние законодательства // Аваль - 2007 - № 2 - с.76-78.
    4. Шатрова Е.В. Жизнеспособность хозяйственных систем. - СПб.; Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
    5. http://torg94.ru/
    6. http://www.kartoteka.ru/

 

1 http://torg94.ru/stat/4576.html

2 http://www.kartoteka.ru/info_jur/

3 http://www.kartoteka.ru/info_ip/

4 Газета "КоммерсантЪ"

5 Парыгин Ю. П. О банкротстве отсутствующих должников // Аваль - 2009- № 4- с.27-29

6 Семенов А.К., Набоков В.И. Основы Менеджмента; Учебник.-6-у изд., перераб. И доп.-М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-556с

Информация о работе Мониторинг несостоятельных предприятий на материалах ведущих исследователей в области оценки риска банкротства