Легкая промышленность антикризисное упровление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:26, доклад

Краткое описание

Российская легкая промышленность стала одной из самых больших жертв перестройки. В советский период она приносила в российский бюджет больший доход, чем многие сырьевые отрасли. В 1990-х в результате экономического кризиса многие предприятия этой отрасли стали банкротами. За 15 лет доля легкой промышленности в ВВП России сократилась в 30 раз: с 12% от общего объема в 1990 г. до 0,4% в 2005-м.

Файлы: 1 файл

Легкая промышленность.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Рост продаж в натуральном выражении происходит не в корпоративном сегменте, а  прежде всего в рознице и мелком опте, то есть в областях, до сих пор  находящихся в тени, поэтому компании все чаще задумываются о собственной  рознице.

Корпоративный сегмент рынка спецодежды уже поделен, и на него в 2007 г. приходилось 20-30% продаж основных участников рынка, причем эта доля постепенно снижается. Рост здесь происходит в основном за счет увеличения добавленной стоимости. Отчасти рост вызван и переходом на более качественную спецодежду и СИЗ, т.к. официальные нормативы здесь становятся все жестче.

Пока емкость  российского розничного рынка спецодежды достаточна для параллельного существования  и мелких магазинов (как например, на рынке СИЗ в Германии), так  и гипермаркетов (подобных английской сети Arco).

Выход на российский рынок спецодежды для крупных  западных компаний затруднен отличиями  в нормативах и для полноценной  работы им нужно не только адаптировать ассортимент к отечественным  нуждам, но еще и ждать, когда уровень потребления дорастет до мировых показателей. Однако с приближением присоединения России к ВТО эта проблема становится все менее значимой, т.к. российское законодательство приводится к европейским нормам. 

Обувная промышленность

По мнению Андрея Бережного, генерального директора компании Ralf Ringer, российский обувной рынок представляет собой тайну за семью печатями. Непонятны структура спроса ни по ценовым предпочтениям, ни по модельному ряду, ни по маркам. Нет точного понимания даже объема рынка. В 2006 г. продажи составили $10 млрд, а по оценкам маркетингового агентства Step by Step - $16,9 млрд. В натуральном выражении в нашей стране могло быть продано от 320 млн до 380 млн пар обуви. При этом более половины обуви по-прежнему приходится на вещевые рынки. По оценке Most Marketing, в 2007 г. оборот российского обувного рынка достиг $23 млрд, или 412 млн пар, увеличившись соответственно на 30% в денежном выражении и на 15% в натуральном выражении. При этом на долю отечественной обуви пришлось порядка 20% обувного рынка в натуральном выражении. Discovery Research Group оценивает объемы нелегального импорта в 2007 г. в 222 - 235 млн пар.

Обувь в России выпускают 185 предприятий, из которых 15 начали свою деятельность лишь в 2006 г. По оценке Национального обувного союза, в 2006 г. производство обуви в целом выросло на 14%. Однако, согласно данным Step by Step, объемы нарастили только 45% фабрик. При этом половину обеспечили две наиболее крупные - российско-турецкое предприятие "Брис-Босфор", которое выпускает продукцию под маркой Espa, и торговый дом "Белка". Обе компании контролируют треть всего отечественного производства обуви.

Для импортеров и производителей в России созданы  неравные условия. По предварительной  информации, полученной компанией Ralf Ringer от Минэкономразвития, в результате переговоров по вступлению в ВТО российский рынок обуви фактически готовятся отдать на откуп Китаю: к 2011 г. ставки таможенных пошлин на импорт обуви будут снижены вдвое, по ряду категорий — до нуля. Конкурировать с китайской обувью будет невозможно: в рознице наша пара обуви стоит $70-80, китайская — $50-70 с учетом торговых наценок. По мнению производителей, такие пошлины убьют обувную промышленность России, которая в последние годы только начала потихоньку оживать: вот уже в течение трех лет, начиная с 2005 г. не наблюдается снижения объемов производства, а по итогам 2006 г. даже был отмечен 10-14% рост. Взамен МЭРТ (минестервство экономического развития и торговли ) предложило обувщикам возможность обвинить поставщика в демпинге, провести антидемпинговое расследование и после этого ввести запретительные меры против китайских производителей. Но практика ведения таких расследований может быть эффективна, когда теневой оборот отрасли не такой большой, как на российском обувном рынке: в 2007 г. он доходил до 50%. Еще один вариант спасения, предлагаемый МЭРТ - аргументированно убедить правительство, что предлагаемые ставки пошлин наносят отечественному производству ущерб. Но у обувного рынка нет белой статистики, чтобы доказать уровень этого ущерба и степень вредности таких тарифов. Основной аргумент МЭРТа, оправдывающего свою позицию по обуви, состоит в том, что сегодня легкая промышленность имеет вклад в ВВП менее 1%, и бороться не за что. Но эта ситуация сиюминутная, в советское время доля легкой промышленности составляла 28%. Размер рынка потребительских товаров легкой промышленности в 2007 г. составил около $40 млрд (из них обуви — около $10 млрд). Это сравнимо с внутренним рынком энергоносителей и объемом российского автомобильного рынка. Зачем отдавать на откуп иностранцам такой огромный рынок?

Согласно официальной  статистике, на долю Китая уже сейчас приходится 75 - 80% российского импорта  обуви. Это не удивительно, т.к. Китай  контролирует две трети мирового производства обуви. Соперничать с ним по соотношению цены и качества трудно большинству европейских компаний. Участники рынка считают, что отечественного производителя можно защитить, приняв единую ввозную пошлину (в размере 16,5%, такой тариф ввел недавно Евросоюз для третьих стран, чтобы оградить свой обувной рынок от китайской экспансии). Однако протекционистские меры едва ли способны улучшить положение нашей обувной индустрии. Половина импортной обуви ввезена в обход таможни, и увеличение пошлин только поспособствует росту контрафакта.

Рыночная ситуация подталкивает российских производителей обуви развивать собственную  розницу, а не производство. Отечественный  розничный обувной рынок не консолидирован. Ни одна специализированная сеть не занимает более 1% рынка. На долю десятка крупнейших сетей, состоящих из 100 и более магазинов, в 2007 г. приходилось менее 15%. При этом в России очень мало по-настоящему раскрученных обувных брендов. По прогнозам экспертов, в 2011 г. 30 - 40% розничного рынка будут контролировать специализированные сети. Некоторые компании развивают новый для нашей страны формат - шуз-корты. Они построены по принципу фуд-кортов: на одной территории представлено несколько монобрендовых точек. В российских регионах наиболее привлекательным сегодня считается формат дискаунтеров.

Пока в России покупают мало обуви. По данным Ralf Ringer, в 2007 г. каждый житель страны в среднем  приобрел по 2,5 пары - это меньше одной  пары в сезон. При этом эксперты не сомневаются в высоком потенциале российского обувного рынка. Однако большинство российских предприятий не умеют производить хорошую модную обувь. И до тех пор пока они не будут уделять внимание дизайну и дистрибуции, занять лидирующие позиции им не удастся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Если многие российские промышленные предприятия  последние три года переживают непростые  времена, то у компаний легкой промышленности все не так уж и плохо. Объясняется  это простой статистикой: именно на эту отрасль приходится более 40 процентов всех непродовольственных товаров народного потребления в стране – одежда, обувь, чулочно-носочные изделия, белье и ткани. Эта повседневная продукция нужна всегда: носки нынче никто уже не зашивает, и на обуви мало кто экономит. По мнению экономистов, как раз посткризисный 2009 год стал одним из пиковых в плане продаж для отечественных производителей.

«Нынешний 2011 год  оказался достатоточно кризисным  (рост продаж от розничной торговли составил всего +10%), чем 2009 (+ 28%) и 2010 (+25%) годы, –  говорит генеральный директор ЗАО «Обувная фабрика «Юничел» Владимир Денисенко. – Причина кроется в поставках импорта. Если в 2009-м импорт из Китая, например, был провальным, и рынок освободился, то в 2011-м его снова заняли «китайцы», потому что объемы поставок импорта восстановились.

Владимир Денисенко  также отметил, что именно кризис спровоцировал небывалый рост «малых»  конкурентов – частных предпринимателей и небольших предприятий, готовых  предложить более дешевый товар, о качестве которого они корректно  умалчивают. Это обстоятельство заставило челябинских обувщиков решать важные стратегические задачи по повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности выпускаемой продукции и профессионализма

Аналогичных принципов  управления придерживается и генеральный  директор другой заметной челябинской компании в сфере легкой промышленности – ООО «Силуэт-Классик». Артем Гридин отмечает, что его компании пришлось менять технологии производства трикотажа. Причина заключалась в росте цен на основное производственное сырье – хлопок. В «Силуэт-Классик» сработали на опережение еще три года назад, когда к номенклатуре корсетного белья добавили белье и верхнюю одежду из трикотажа и вискозы. По словам генерального директора компании Артема Гридина, сейчас объем производства этого товара составляет 20% от общего.

«Пришлось создавать  новые модели, в которых хлопок можно комбинировать с другими  материалами, – говорит он. –  Важно было сохранить соотношение  цены и качества, не допустить резкого  скачка цен на наш товар. Некоторые  фирмы-конкуренты прибегали к хитростям: например «химичили» так, что после первой же стирки их изделия превращались в марлю. Мы же, порой в ущерб себе, старались сохранить качество. И не жалеем об этом. Покупателей за время кризиса особо не убавилось».

Однако в «Силуэте» отмечают, что за последние три года наблюдали новую статистику порайонных продаж. Например, самые пассивные покупатели отмечались в Тракторозаводском районе, там, где находится заметно пострадавшее от кризиса градообразующее предприятие ОАО «ЧТЗ-Уралтрак», а также в предзаводской зоне Ленинского района. На фабрике даже шутят: «Хорошо, хоть москвичи не экономят. Столичные филиалы всегда приносят стабильный доход».

В итоге ООО  «Силуэт-Классик» тоже удалось удержаться на плаву и не уйти в минус. Так, в 2009 году отмечался рост розничных продаж на три, в 2009 – на шесть, а в 2011 – уже на девять процентов. «Цифры небольшие, но стабильные. Благодаря хоть и небольшому, но приросту нам удалось полностью сохранить штат», – отмечает Артем Гридин.

А вот трудовой коллектив ЗАО «Обувная фабрика «Юничел» нахадясь в очень сложной ситуации смог удержаться на плову . По словам директора фирмы Владимира Денисенко,   в 2010 году сокрушение штата составило всего 50 человек.

 «В советское  время предприятия текстильной  и легкой промышленности относились к группе «Б», то есть практически считались вторым сортом. Все финансирование и техперевооружение были направлены на тяжелую промышленность. Поэтому в 90-е годы швейные и обувные фабрики оказались неконкурентоспособны в сравнении с импортом. Особенно китайским. Он их просто задавил, Уцелели те, кто смог удержать соотношение качества и цены, привлечь дополнительный капитал, настроиться на новый лад. Красноречивый пример – челябинские «Юничел» и «Силуэт». Продажи у этих предприятий резко не упали и после так называемого кризиса».

Как известно, в 2009 и в 2010 годах правительство  РФ активно внедряло меры экономической  поддержки для отечественных  промышленных предприятий. На текстильную  и легкую промышленность времени  и денег опять практически не осталось. Однако недавно все же был принят ряд постановлений о временном освобождении от импортных пошлин важнейших видов технологического оборудования, ввозимого для модернизации производства отечественных фабрик. Также решаются вопросы выделения средств из федерального бюджета для частичного субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным для сезонной закупки сырья и материалов. Может быть, именно эти меры будут тем самым дополнительным спасательным кругом для предприятий легкой промышленности, который поможет им удержаться на плаву в штормующем море нестабильной экономики. 
 

Информация о работе Легкая промышленность антикризисное упровление