Коррупция, хищения и силовое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:37, реферат

Краткое описание

Коррупция оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты, в результате чего установленные нормы права заменяются правилами, продиктованными индивидуальными интересами тех, кто способен оказывать влияние на представителей госаппарата и готов за это платить. Серьезная угроза также во вторжении коррупции в систему юстиции в целом и отправление правосудия, в частности, поскольку это с неизбежностью приведет к деформированию общей практики правоприменения, сделает ее менее цивилизованной и эффективной.

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!Доклад.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

На тему:

Коррупция, хищения и силовое предпринимательство

По предмету:

Теория  и практика контрактов 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: ст. гр. 25 им 702

                      Султанаева  К. Е.

                      Научный руководитель:

                      Данилова  Е. П. 
                       
                       
                       

Тюмень  – 2010 г. 

     Проблема  коррупции и взяточничества в  России встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Сегодня взгляды государства и общества на коррупцию в целом остаются весьма разнообразными. Существуют разные мнения о причинах возникновения, значении и степени влияния данного явления на государственные и общественные институты, что во многом объясняется тем, кем исследуются вопросы коррупции - экономистами, социологами, политологами или правоведами. Также есть и бытовое понимание коррупции, которое формируется на основе опыта населения. К сожалению, этот разнобой затрудняет формирование относительно универсального понятия коррупции, что, в свою очередь, объективно ограничивает и выработку более эффективных механизмов противодействия ее распространению. Известно, что в основе термина «коррупция» лежит латинское слово «corruptio», означающее в буквальном переводе «порчу, подкуп» (однокоренным в этом смысле является и слово «коррозия»). В целом этот перевод дает общее представление о сущности коррупции – порче или коррозии власти путем ее подкупа – с точки зрения рассмотрения ее в качестве социального явления, коим она, безусловно, является.

     Суть  коррупции не в подкупе, продажности  публичных и иных служащих, а в  нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе государственной власти.

      Коррупция оказывает разрушительное воздействие  на все правовые институты, в результате чего установленные нормы права  заменяются правилами, продиктованными  индивидуальными интересами тех, кто  способен оказывать влияние на представителей госаппарата и готов за это платить. Серьезная угроза также во вторжении коррупции в систему юстиции в целом и отправление правосудия, в частности, поскольку это с неизбежностью приведет к деформированию общей практики правоприменения, сделает ее менее цивилизованной и эффективной.

      С понятием коррупции в ее общесоциальном значении связанно понятие коррумпированности. Коррумпированность – это вовлеченность  должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения. Реализация этой возможности зависит от нравственных устоев человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от отношения к своему долгу.

      Помимо  коррупции в системе государственной  и муниципальной службы и среди  лиц, привлеченных к государственному (муниципальному) управлению, действующее  уголовное законодательство позволяет  вполне обоснованно говорить о коррумпированности лиц, выполняющих властные и управленческие функции в коммерческих и иных организациях, а также о коррупции в спорте и шоу-бизнесе. Так ст.184. УК РФ Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, предусматривает ответственнсть субъектов в этой сфере.

      Можно отметить, что наиболее основательно в Уголовном кодексе проработаны  вопросы ответственности за взяточничество. В ст. 290 получением взятки признается «получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе». Квалифицирующими признаками данного преступления являются получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) и совершение его лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, а также группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки и в крупном размере (крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда).

      Еще одно важное обстоятельство, которое  следует учитывать при анализе  сущности коррупции, причем как в  качестве социального явления, так  и объекта правового воздействия. Речь идет о так называемой мелкой (низовой) и крупной (элитарной) коррупции. Несмотря на существенную разницу в уровнях, между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

      Низовая коррупция, существуя на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей, фактически стала нормой жизни, пронизывает  самые различные слои общества. Однако, это же делает ее более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявлений разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

     Гораздо изощреннее выглядит элитарная коррупция. Она характеризуется высоким  социальным положением субъектов ее совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покровительственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров. Не случайно был издан Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, занимающие государственные должности РФ или заменяющие государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления сведений о доходах и имуществе».

     Элитарная коррупция, обладая скрытым и  согласительным характером, в условиях доминирования алчности и продажности  властей взаимовыгодна как для  берущих, так и для дающих. Если мелкая коррупция повседневно посягает на материальное благосостояние населения, то элитарная коррупция поглощает огромные куски государственной и частной экономики.

     Наиболее  распространёнными преступлениями против собственности являются хищения, а самым распространённым видом  хищения – кража.

     Законодательное определение хищения содержится в примечании 1 к статье 158 Уголовного кодекса РФ2: "Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершённые с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества".

     Предметом хищения может быть движимое и  недвижимое имущество. Первое по делам  о хищениях встречается значительно  чаще. Предметом хищения может  быть только чужое имущество. Похищаемое имущество может находиться во владении собственника либо в законном владении иных лиц, например, в аренде, на хранении, на перевозке. Поскольку хищение – всегда противоправное деяние, то предметом хищения не может быть имущество, находящееся в законном владении данного лица.

      В статьях о хищении чаще всего  встречаются следующие квалифицирующие  обстоятельства, относящиеся к объекту  и объективной стороне:

  • совершение в крупном размере;
  • причинение значительного ущерба гражданину, с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище.

Уголовный кодекс устанавливает шесть форм хищения:

  • кражу (статья 158);
  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение (статья 160);
  • растрату (статья 160);
  • грабёж (статья 161);
  • разбой (статья 162).

      Силовое предпринимательство рассматривается и как определенный тип действия, и как важнейшая составляющая социально-экономической структуры раннего капитализма в России в 1988—2001 гг. Используя термины "силовое предпринимательство" и "силовая структура" как широкие аналитические категории, употребляются и принятые в обыденном языке термины, обозначающие различные эмпирические объекты: "преступная группировка", "бандит(ы)", "крыша" и т. п., несмотря на то, что они могут привносить нежелательные для социологического исследования предрассудки, моральные оценки или правовые определения.

      Можно ли свести на нет силовое предпринимательство, не рискуя историческим будущим страны? Это явление развивается при  наличии двух условий: автономии  силовых структур и спроса на услуги, связанные с охраной и принуждением. Автономия силовых структур — это отчасти следствие распада государства в 1990-е гг., отчасти результат слабости общественного контроля, в том числе отсутствия свободы средств массовой информации. Рассчитывать на реформу силового блока пока не приходится, потому что он слишком близок к власти. И только СМИ пока что-то меняют, хотя кардинально изменить ситуацию не способны. 
 Но любой бизнес слабеет, если сокращается спрос. В случае силового предпринимательства спрос на услуги, если он не создается искусственно прямыми и косвенными угрозами, поддерживается самими бизнесменами, склонными «заказать» уголовное дело, прослушку, проверку — и далее по прейскуранту — в отношении конкурента или партнера по бизнесу или чтобы захватить активы. Или искать, кто может «занести» судье, чтобы обеспечительными мерами связать руки другому бизнесмену. Каждый готов платить для реализации своих интересов, но предпринимательский класс в целом проигрывает, а силовики выигрывают и по отдельности, и как класс. Поэтому снижение спроса на неформальные силовые услуги, которое способно сократить соответствующий рынок, предполагает солидарное, коллективное действие предпринимателей.

Информация о работе Коррупция, хищения и силовое предпринимательство