Банкротство и ликвидация предприятия: этапы, процедуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.
Целью работы является изучение банкротства и ликвидации предприятия.

Оглавление

Введение 3
Понятие банкротства 4
Признаки банкротства 5
Процедуры банкротства 5
Процедура наблюдения 5
Финансовое оздоровление 7
Введение внешнего управления на предприятии 8
Конкурсное производство 9
Мировое соглашение 12
Ликвидация и основания для ликвидации 13
Этапы ликвидации 16
Заключение 27

Файлы: 1 файл

антикризис управл.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

   Конкурсное  производство как процедура представляет большой интерес для рассмотрения потому, что она неразрывно связана с признанием должника банкротом и определяет дальнейшие действия, направленные на удовлетворение требований кредиторов.

В ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»  дано определение конкурсного производства. Конкурсное производство – процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Данная  процедура является обязательной после  принятия арбитражным судом решения  о признании должника банкротом. Конкурсное производство открывается даже в том случае, когда в ходе судебного разбирательства устанавливается, что должник не только не имеет возможности заплатить по счетам, но и никаких поступлений на его счет в будущем не ожидается.

Цель  осуществления конкурсного производства, по сравнению с целью, установленной  Законом 1992 г., не изменилась. Она состоит в соразмерности удовлетворения требований кредиторов, освобождении должника от долгов и защиты сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Но надо отметить, что, по сравнению с Законом 1992 г., есть отличия в сути самой процедуры. Эти отличия:

- в сроке  проведения конкурсного производства;

- в открытии  конкурсного производства;

- в действиях  конкурсного управляющего;

- в очередности  удовлетворения требований кредиторов  и т.д.

Следует отметить, что открытие конкурсного  производства сопровождается опубликованием сообщения и сведений о признании  должника банкротом в «Вестнике  Высшего Арбитражного суда РФ» и  официальном издании Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

С момента  опубликования сведений о признании  должника банкротом информация о  финансовом состоянии должника прекращает относиться к категории сведений, носящих конфиденциальных характер либо являющихся коммерческой тайной.

Сообщение о признании должника банкротом  и открытии конкурсного производства публикуется арбитражным судом (ст. 28 Закона о банкротстве). Здесь следует  заметить, что данные сведения публикуются  с учетом выхода в свет номеров вышеуказанных изданий, то есть даты опубликования информации в этих изданиях различны. В данном случае вопрос о том как будет определяться дата публикации сведений в Законе не решен и, возможно, решится в ходе арбитражной практики.

Нельзя  обойти здесь и вопрос оплаты такой  публикации. В ст. 28 Закона о банкротстве  говорится, что в этом случае все  расходы несет должник. Но надо учитывать, что нередки случаи, когда у  должника могут отсутствовать какие  бы то ни было средства. В таком случае публикация осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением в арбитражный суд. В деле о признания должника банкротом кредитор является пострадавшей стороной и, зачастую, в результате процедур банкротства так и не получает от должника каких-либо денежных средств. Получается, кто кредитор не только не получает возмещения убытков, но и вынужден понести расходы по оплате публикации. В настоящее время данный вопрос остается не решенным.

Срок проведения конкурсного производства.

      Надо отметить, что до принятия Закон а о банкротстве 1998 г. не раз вставал вопрос о сроках осуществления конкурсного производства. В Законе о банкротстве 1992 г. срок не был определен, поэтому такие дела длились годами, не оставляя кредиторам надежды на получение хотя бы части задолженности. В Законе о банкротстве 2002 г. сроку продолжительности конкурсного производства посвящена ст. 124. В данной статье говорится, что «Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев».

С даты принятия арбитражным судом решения  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Руководитель  должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний  управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности  руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

   3.5 Мировое соглашение

   Как и прежде, мировое соглашение между  должником и конкурсными кредиторами может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника.

   Из  текста Закона о банкротстве исключены  положения, допускающие возможность последующего признания мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, недействительным. Вместо этого предусмотрены правила, регулирующие  порядок обжалования и последствия отмены определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения.

   Наряду  с общей нормой о том, что определение  об утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ (чего в принципе было бы достаточно), Закон о банкротстве включает в себя отдельное положение об основаниях пересмотра указанного определения арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

   К числу вновь открывшихся отнесены обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, которые не были и не могли быть известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения, а также на случай, когда заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, однако мировым соглашением нарушены его права и законные интересы. При таком подходе всякое мировое соглашение будет находиться под постоянной угрозой отмены (по "вновь открывшимся обстоятельствам" ) утвердившего его определения арбитражного суда.

   Согласно  ст. 164 Закона о банкротства мировое  соглашение может быть расторгнуто в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (то есть в полном объеме, целиком) по заявлению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований к должнику. Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства исключается возможность расторжения мирового соглашения в отношении отдельного кредитора по заявлению последнего. И это правильно: предусматривая такую возможность, Закон о банкротстве 1998 года тем самым допускал несправедливое предпочтительное удовлетворение требований отдельного кредитора, вышедшего из мирового соглашения и благодаря этому восстановившего свое требование в прежнем объеме, в то время как остальные кредиторы могли рассчитывать лишь на удовлетворение своих требований на условиях мирового соглашения.

   4. Ликвидация и основания для ликвидации.

   Ликвидация  может произойти в связи с  окончанием срока действия, отзывом  лицензии, нарушений и т. п. Ликвидация - это прекращение деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей третьим лицам. Конечными результатами ликвидации и подтверждением факта ликвидации предприятия является внесение об этом записи в Госреестр и получение свидетельства о ликвидации. Ликвидация - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, занимающий в среднем 10-12 месяцев в зависимости от конкретной ситуации.

   Ликвидация  может быть инициирована по решению  ее участников или по решению суда. Процедура ликвидации требует безупречных  бухгалтерских документов, так как  при подаче заявления о ликвидации почти наверняка будет назначена  налоговая проверка за весь период деятельности предприятия. Все сделки должны быть завершены и документы приведены в соответствие законным образом. На предприятии не должно оставаться никаких задолженностей, включая коммунальные платежи и расчеты с фондами. Все кредиты, выданные предприятию, должны быть возвращены.

   Как только подано заявление о ликвидации в налоговую инспекцию, создается  ликвидационная комиссия, состоящая  обычно из учредителей или ответственных  работников предприятия. Ее задача - выявление кредиторов и получение дебиторских задолженностей, объявление о ликвидации в средствах массовой информации и управление всеми делами фирмы до полного прекращения работы предприятия. Два месяца это обычный срок предъявления требований кредиторов, на основании которых приготавливается промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть отражены: имущество, требования кредиторов и результаты их рассмотрения. В случае, если активы предприятия не позволяют погасить все задолженности, имущество фирмы продается с публичных торгов.

   В соответствии с мировой практикой и ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим причинам:

  1. По решению учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:
    • в связи с истечением срока, на который была создана организация;
    • достижением цели, ради которой организация была создана;
    • признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

   Учредители (участники) организации при прекращении её деятельности обязаны обеспечить ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.

  1. По решению хозяйственного суда в случае:
    • непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который было создано предприятие, достижением цели, ради которой оно было создано;
    • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством;
    • признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства;
    • экономической несостоятельности (банкротства).
  2. Решением регистрирующего органа в случае:
    • осуществления деятельности, противоречащей уставным целям организации, либо непредусмотренной её учредительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
    • сокрытия доходов и других объектов налогообложения;
    • нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда в соответствии с законодательством;
    • наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления организации по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
    • наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев;
    • размещения органов управления организации, а также документов бухгалтерского учёта и отчётности не по месту нахождения организации;
    • отсутствия движения средств на счетах в банках в течение определённого
    • осуществления недобросовестной рекламы и неоднократного нарушения прав потребителей;
    • нарушения прав работников, установленных законодательством о труде;

   Ликвидация  юридического лица может быть начата уполномоченным государственным органом. В результате ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекращается без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства.

Информация о работе Банкротство и ликвидация предприятия: этапы, процедуры