Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:01, реферат
Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.
Задача аудитора состоит:
В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда, могут быть преданы огласке до вступления в силу договора (решения) арбитражного суда только с разрешения органов в том объеме, в котором они признают это возможным.
Аудитор
(аудиторская фирма) обязана предоставить
экономическому субъекту по его запросам
исчерпывающую информацию о требованиях
законодательства, касающихся проведения
аудиторской проверки, правах и обязанностях
сторон, а после ознакомления с заключением
– о нормативных актах, на которых основываются
его замечания и выводы. В случае обнаружения
неквалифицированного проведения аудиторской
проверки, приведшей к убыткам для государства
или для экономического субъекта, с аудитора
(фирмы) могут быть взысканы на основании
решения арбитражного суда по иску, предъявленному
органом, выдавшим лицензию понесенные
убытки в полном объеме, расходы на проведение
перепроверки, штраф - с аудиторской фирмы.
Кроме того, деятельность, при которой
аудитор (фирма) осуществляют аудиторские
услуги в установленном порядке без получения
лицензий, влечет за собой взыскание на
основании решения арбитражного суда
по искам, предъявляемым прокурором, органами
федерального казначейства, государственной
налоговой службой и органами налоговой
полиции. Полученные в результате незаконной
деятельности доходы изымаются в пользу
введенных ими в заблуждение заказчиков
в размере понесенных ими расходов.
Становление
рыночной инфраструктуры способствовало
возникновению в России новой
сферы предпринимательской
Определяя
аудит как независимую
В то же время аудит, защищая интересы собственников предприятий, необходим не только субъектам предпринимательской деятельности, но и миллионам рядовых граждан нашей страны, которые, будучи вовлеченными в процессы приватизации предприятий и инвестирования вновь образующихся субъектов предпринимательской деятельности, стали их совладельцами, вложив деньги и ваучеры в их акции.
Серьезной посылкой для распространения аудитного бизнеса в нашей стране явилось, с точки зрения правоведов, широкое развитие акционерных форм хозяйственной деятельности, внедрение частной формы собственности в различные сферы предпринимательской деятельности и отделение права собственности от управления предприятием.
Рассмотрим некоторые аспекты правового регулирования аудита, закрепленные в действующем законодательстве Российской Федерации.
Институт
аудита впервые получил
Более детальную правовую регламентацию аудита находим во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263.
Названный документ определяет правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля.
Однако,
как уже отмечалось, содержание аудиторской
деятельности не сводится лишь к функции
финансового контроля, а является
многофункциональным и требует
всестороннего правового
Правила
предусматривают как
Необходимость
правового регулирования
Особо следует сказать об обязательных аудиторских проверках, осуществляемых по поручению арбитражного суда. Законодательная возможность проведения таких проверок закреплена, в частности, по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Так, в п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» сказано, что в случае непредставления должником в течение 15 дней со дня подачи заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов арбитражный суд поручает составление и представление бухгалтерского баланса независимому аудитору за счет должника.
Основанием
проведения обязательных аудиторских
проверок также могут быть определенные
в законодательном порядке
Так,
правило об обязательной аудиторской
проверке распространяется на банки
Российской Федерации, которые обязаны
ежегодно подвергаться аудиторским
проверкам и публиковать
Кроме
того, правило об обязательных аудиторских
проверках распространяется и на
предприятия с иностранными инвестициями
и иностранные юридические
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", рассмотрен вопрос о разработке основных критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Предположительно такими критериями деятельности экономических субъектов могут быть размер стоимости имущества хозяйствующего субъекта, указанный в его балансе; объем реализации услуг; число работающих либо определенный вид предпринимательской деятельности. Вероятно, многим субъектам предпринимательской деятельности в текущем году придется позаботиться об обеспечении проведения обязательной аудиторской проверки, в связи с чем необходимо заранее приступить к поиску квалифицированного аудитора.
Инициативные аудиторские проверки, основываясь на равноправном свободном волеизъявлении сторон, должны проводиться на базе заключенного между ними договора. Однако следует отметить, что договорная природа отношений должна быть присуща и обязательным аудиторским проверкам за исключением, вероятно, аудиторских проверок, проводимых по поручению государственных органов, в силу того, что в данном случае отношения сторон не основаны на соглашении, свободном встречном волеизъявлении. Порядок и условия проведения аудиторской проверки, осуществляемой по поручению государственного органа, должны быть определены законом и конкретизированы лицом, выдавшим поручение.
Результат проведения аудиторской проверки должен быть изложен в заключении аудитора (аудиторской фирмы). Правила устанавливают требования, предъявляемые к аудиторскому заключению: к его содержанию, оформлению.
Аудитор (аудиторская фирма) обязан выдать заключение заказчику. При этом аудиторское заключение должно отражать объективную картину обследуемого объекта, являться как бы его "фотографией" и не может быть заказным, то есть таким, каким хотел бы видеть его контрагент. А в случае отказа в оплате работы, проделанной аудиторской фирмой, в связи с невыдачей ею положительного заключения аудиторская фирма имеет право на обращение в арбитражный суд.
Следует отметить также, что Правила устанавливают меры имущественной ответственности аудитора (аудиторской фирмы) в случае неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Однако сам факт ответственности связан с фактом причинения убытков государству или экономическому субъекту. Так, в соответствии с п. 15 Правил в случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшего к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию: понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета Российской Федерации.
Регламентируя
общие основы аудиторской деятельности,
Правила определяют требования к
субъектам этой деятельности. Аудиторской
деятельностью вправе заниматься физические
лица - аудиторы и юридические лица
- аудиторские фирмы, которые могут
образовываться на базе любой формы
собственности в соответствии с
законодательством о
Это объясняется тем, что аудиторская деятельность открыта только для специалистов. Аудиторская деятельность должна быть специализированной: аудиторы и аудиторские фирмы не вправе заниматься иной кроме аудиторской и связанной с ней деятельностью.
Аудиторские
фирмы подлежат государственной
регистрации как предприятия, а
физические лица, намеренные заниматься
этой деятельностью, обязаны зарегистрироваться
в качестве предпринимателей. Правила
также предусматривают
Информация о работе Аудит - как новый вид предпринимательской деятельности