Аудит - как новый вид предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Краткое описание

Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.26 Кб (Скачать)

     Задача  аудитора состоит:

  • в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
  • в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
  • в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

     В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это  оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах  и арбитражных судах.

     Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда, могут  быть преданы огласке до вступления в силу договора (решения) арбитражного суда только с разрешения органов  в том объеме, в котором они  признают это возможным.

     Аудитор (аудиторская фирма) обязана предоставить экономическому субъекту по его запросам исчерпывающую информацию о требованиях  законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением – о нормативных актах, на которых основываются его замечания и выводы. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (фирмы) могут быть взысканы на основании решения арбитражного суда по иску, предъявленному органом, выдавшим лицензию понесенные убытки в полном объеме, расходы на проведение перепроверки, штраф - с аудиторской фирмы. Кроме того, деятельность, при которой аудитор (фирма) осуществляют аудиторские услуги в установленном порядке без получения лицензий, влечет за собой взыскание на основании решения арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, государственной налоговой службой и органами налоговой полиции. Полученные в результате незаконной деятельности доходы изымаются в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размере понесенных ими расходов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Современный аудит
 

     Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в России новой  сферы предпринимательской деятельности - аудита.

     Определяя аудит как независимую финансовую и бухгалтерскую проверку, все  же следует отметить, что аудит  имеет более широкое назначение. Наряду с оказанием практической помощи по восстановлению и ведению  бухгалтерского учета аудиторские  фирмы оказывают услуги по разработке рациональной модели бухгалтерского учета  для целей финансового анализа, по оптимизации налогообложения, по определению будущих потребностей в финансировании. Аудит в сфере  управления помогает оптимизировать структуру  предприятия, аудит в сфере экономического анализа финансовой и производственно-хозяйственной  деятельности способствует повышению  экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Таким  образом, определяя эти направления  аудиторской деятельности, можно  сделать вывод о том, что аудит - это своеобразная экспертиза бизнеса, способствующая повышению конкурентоспособности  хозяйствующих субъектов и, безусловно, представляющая в этих аспектах интерес  для предпринимателей.

     В то же время аудит, защищая интересы собственников предприятий, необходим  не только субъектам предпринимательской  деятельности, но и миллионам рядовых  граждан нашей страны, которые, будучи вовлеченными в процессы приватизации предприятий и инвестирования вновь образующихся субъектов предпринимательской деятельности, стали их совладельцами, вложив деньги и ваучеры в их акции.

     Серьезной посылкой для распространения аудитного бизнеса в нашей стране явилось, с точки зрения правоведов, широкое развитие акционерных форм хозяйственной деятельности, внедрение частной формы собственности в различные сферы предпринимательской деятельности и отделение права собственности от управления предприятием.

     Рассмотрим  некоторые аспекты правового  регулирования аудита, закрепленные в действующем законодательстве Российской Федерации.

     Институт  аудита впервые получил законодательное  отражение в п. 155 Положения об акционерных обществах, утвержденного  постановлением Совета Министров РСФСР  от 25 декабря 1990 года № 601, в котором  предусмотрена возможность проведения аудиторских проверок акционерных  обществ с целью подтверждения  годовой финансовой отчетности. В названной статье указано на необходимость подписи аудитора на годовом отчете в подтверждение его соответствия имеющейся информации о реальном положении дел. Однако необходимой правовой регламентации института аудита названное Положение не содержит.

     Более детальную правовую регламентацию  аудита находим во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263.

     Названный документ определяет правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля.

     Однако, как уже отмечалось, содержание аудиторской  деятельности не сводится лишь к функции  финансового контроля, а является многофункциональным и требует  всестороннего правового регулирования.

     Правила предусматривают как обязательные, так и инициативные аудиторские  проверки. В то же время следует  обратить внимание на то, что Правила  в большей степени регламентируют аудиторскую деятельность как функцию  финансового контроля за деятельностью экономических субъектов, осуществляемую по поручению государственных органов: органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда. Однако Правила не содержат достаточной правовой регламентации аудиторской деятельности как услуги, предоставляемой специальными аудиторскими фирмами хозяйствующим субъектам по их инициативе и в целях их хозяйственной деятельности. Этот институт нуждается, на наш взгляд, в более детальной правовой регламентации.

     Необходимость правового регулирования обязательных аудиторских проверок, осуществляемых по поручению государственных органов, определяется интересами государства  и общества. Эти проверки основаны на административно-властных отношениях и обеспечиваются принудительными  мерами государственного воздействия.

     Особо следует сказать об обязательных аудиторских проверках, осуществляемых по поручению арбитражного суда. Законодательная  возможность проведения таких проверок закреплена, в частности, по делам  о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Так, в п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» сказано, что в случае непредставления должником в течение 15 дней со дня подачи заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов арбитражный суд поручает составление и представление бухгалтерского баланса независимому аудитору за счет должника.

     Основанием  проведения обязательных аудиторских  проверок также могут быть определенные в законодательном порядке критерии деятельности (система показателей) экономических субъектов. Правила  не содержат таких критериев и  не устанавливают императивного  порядка проведения обязательных аудиторских  проверок в отношении определенных хозяйствующих субъектов. В то же время в некоторых законодательных  и нормативных актах Российской Федерации содержатся нормы о  необходимости проведения обязательных аудиторских проверок в отношении  некоторых субъектов предпринимательской  деятельности.

     Так, правило об обязательной аудиторской  проверке распространяется на банки  Российской Федерации, которые обязаны  ежегодно подвергаться аудиторским  проверкам и публиковать годовой  баланс после подтверждения аудиторской  организацией достоверности указанных  в них сведений (ст. 43 и 45 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2 декабря 1990 года с  изменениями, внесенными Законом РСФСР  от 13 декабря 1991 года). Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат также баланс и операции по счетам Центрального банка России (ст. 8 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 2 декабря 1990 года).

     Кроме того, правило об обязательных аудиторских  проверках распространяется и на предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, которые обязаны представлять налоговым  органам помимо бухгалтерского отчета или декларации о доходах заключение аудитора о достоверности отчета (п. 10 ст. 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий  и организаций" от 27 декабря 1991 года с изменениями и дополнениями, внесенными законами от 16 июля и 22 декабря 1992 года).

     Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации, образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года в  соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", рассмотрен вопрос о  разработке основных критериев (системы  показателей) деятельности экономических  субъектов, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной ежегодной  аудиторской проверке. Предположительно такими критериями деятельности экономических субъектов могут быть размер стоимости имущества хозяйствующего субъекта, указанный в его балансе; объем реализации услуг; число работающих либо определенный вид предпринимательской деятельности. Вероятно, многим субъектам предпринимательской деятельности в текущем году придется позаботиться об обеспечении проведения обязательной аудиторской проверки, в связи с чем необходимо заранее приступить к поиску квалифицированного аудитора.

     Инициативные  аудиторские проверки, основываясь  на равноправном свободном волеизъявлении сторон, должны проводиться на базе заключенного между ними договора. Однако следует отметить, что договорная природа отношений должна быть присуща  и обязательным аудиторским проверкам  за исключением, вероятно, аудиторских  проверок, проводимых по поручению  государственных органов, в силу того, что в данном случае отношения  сторон не основаны на соглашении, свободном  встречном волеизъявлении. Порядок  и условия проведения аудиторской  проверки, осуществляемой по поручению  государственного органа, должны быть определены законом и конкретизированы лицом, выдавшим поручение.

     Результат проведения аудиторской проверки должен быть изложен в заключении аудитора (аудиторской фирмы). Правила устанавливают требования, предъявляемые к аудиторскому заключению: к его содержанию, оформлению.

     Аудитор (аудиторская фирма) обязан выдать заключение заказчику. При этом аудиторское заключение должно отражать объективную картину обследуемого объекта, являться как бы его "фотографией" и не может быть заказным, то есть таким, каким хотел бы видеть его контрагент. А в случае отказа в оплате работы, проделанной аудиторской фирмой, в связи с невыдачей ею положительного заключения аудиторская фирма имеет право на обращение в арбитражный суд.

     Следует отметить также, что Правила устанавливают  меры имущественной ответственности  аудитора (аудиторской фирмы) в случае неквалифицированного проведения аудиторской  проверки. Однако сам факт ответственности  связан с фактом причинения убытков  государству или экономическому субъекту. Так, в соответствии с п. 15 Правил в случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшего к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию: понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

     Регламентируя общие основы аудиторской деятельности, Правила определяют требования к  субъектам этой деятельности. Аудиторской  деятельностью вправе заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы, которые могут  образовываться на базе любой формы  собственности в соответствии с  законодательством о собственности  и в любых организационно-правовых формах, предусмотренных Законом  Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", за исключением формы акционерного общества открытого типа.

     Это объясняется тем, что аудиторская  деятельность открыта только для  специалистов. Аудиторская деятельность должна быть специализированной: аудиторы и аудиторские фирмы не вправе заниматься иной кроме аудиторской и связанной с ней деятельностью.

     Аудиторские фирмы подлежат государственной  регистрации как предприятия, а  физические лица, намеренные заниматься этой деятельностью, обязаны зарегистрироваться в качестве предпринимателей. Правила  также предусматривают обязательную аттестацию физических лиц, занимающихся аудиторской деятельностью, и обязательное ее лицензирование. Правила содержат общие положения об аттестации и  лицензировании аудиторской деятельности: устанавливают критерии для лиц, допущенных к аттестации, сроки выдачи квалификационного аттестата и обжалования отказа в его выдаче, а также определяют перечень документов, необходимых для получения лицензии, устанавливают исчерпывающий перечень оснований, ведущих к аннулированию лицензии.

Информация о работе Аудит - как новый вид предпринимательской деятельности