При определении
перспектив инфляции нельзя не упомянуть
о кризисе государственных финансов,
подогревшем августовский крах. Неспособность правительства оздоровить
бюджет сыграла роковую роль. Необходимо
добиться решительного сокращения дефицита
бюджетов всех уровней (федерального,
регионального и бюджетов муниципальных
образований). Нужны реальные сдвиги в
состоянии производства, увеличение его
объемов и рост доходов. Лучшая антиинфляционная
политика в ближайшие годы – это рост
производства, инвестиций и экспорта.
В сложившихся
условиях правительству Российской
Федерации следует:
- продолжать кредитно-денежную политику, связанную с ограниченным и предсказуемым ростом денежной массы;
- развивать сферу производства: увеличивать объемы, качество и доходность;
- оздоровить банковскую систему, для чего следует, в первую очередь, восстановить доверие населения к банкам – это будет способствовать использованию сбережений населения в качестве инвестиций в производственную и другие сферы экономики;
- восстановить в полной мере фондовый рынок, восстановить доверие к государству, в том числе к операциям на открытом рынке, не допуская при этом чрезмерного роста сектора государственных ценных бумаг;
- нейтрализовать внешние факторы инфляционного процесса: для этого необходимо уменьшить степень долларизации российской экономики, продолжать стабильные выплаты по внешним долгам, по возможности не делать новых займов, регулировать валютный рынок и стабилизировать курс рубля, ограничить (в идеале прекратить) «бегство» капитала за рубеж, создать предпосылки замены импортных товаров отечественными, добиться нейтрального или положительного баланса внешней торговли;
- продолжать разработку эффективного законодательства;
- восстановить доверие к рублю, оздоровить бюджеты всех уровней (от федерального до бюджетов муниципальных образований);
- бороться с «теневой» экономикой;
- добиваться улучшения качества жизни населения для создания стабильной социально-политической ситуации внутри страны.
Проводимая
сейчас правительством и центральным банком России
антиинфляционная политика соответствует
реальным потребностям общества. Использование
применяемых инструментов приемлемо и
не создает социальной напряженности
в страну. Это уже положительно сказывается
на уровне жизни населения и состоянии
экономики России.7
Заключение
По итогам
проведенной работы можно сделать
следующие выводы:
- В работе был подробно освещены социально-экономические последствия инфляции.
- Рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики с учетом мирового опыта показало, что существуют два основных комплекса мер по борьбе с инфляцией: подавление инфляции путем воздействия на нее через объем денежного предложения и развитие экономики как антиинфляционный фактор. Мировой опыт показал, что использование их отдельно может принести положительные результаты в очень редких случаях (например, использование только монетаристской концепции может принести положительные плоды в условиях очень хорошо развитой сферы материального производства, сферы обмена, сферы потребления и совершенной банковской системы), однако в большинстве случаев требуется сочетать меры различных методов антиинфляционной политики.
- Анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России показал, что взятая на вооружение правительством и центральным банком России в 1992-1998 гг. количественная теория денег как средство антиинфляционной политики не смогла обеспечить устойчивого развития России и даже привела ее к финансовому краху. Более шести лет потребовалось правительству, чтобы увидеть это и начать поводить совершенно другую антиинфляционную политику. Применяемая сейчас антиинфляционная политика соответствует реальным потребностям общества. Однако эта проблема требует более детального изучения.
В данной ситуации
для контроля за денежной массой ЦБ может повысить
ставку рефинансирования. Повышая процентную
ставку, национальный банк меньше стимулирует
банки к выдаче ссуд, что уменьшает денежную
массу.
Задача
Как Центральный Банк
страны должен изменить предложение денег в
экономике в соответствии с количественной
теорией денег, чтобы в целях борьбы с
инфляцией при предполагаемом в этом
году увеличении реального дохода в 1.1%
инфляция увеличилась всего на 2% в год
при стабильной скорости обращения денег?
Назовите и опишите возможные методы и
инструменты антиинфляционной политики,
которые будут задействованы ЦБ для достижения
этого результата.
Изменение
предложения денег ((М) центральный
банк может осуществлять посредством
воздействия на резервы коммерческих
банков – R (и поэтому на их кредитные возможности
– К) и на депозитный мультипликатор (multдеп
= 1/rr)
В современных
условиях регулирование предложения
денег центральным банком происходит
путем воздействия на величину банковских
резервов. Фактический объем денежной
массы является результатом операций
коммерческих банков по приему депозитов
и выдаче кредитов.
К инструментам
монетарной политики, дающим возможность
центральному банку контролировать
величину денежной массы, относятся: изменение
нормы обязательных резервов; изменение
учетной ставки процента;
операции на открытом рынке.
Обязательные
резервы — это часть депозитов
коммерческих банков, которую они
не имеют права выдавать в кредит
и должны хранить у себя в виде
наличных денег и беспроцентных
вкладов в центральном банке.
Если центральный банк
повышает норму обязательных резервов,
то предложение денег сокращается по двум
причинам: во-первых, сокращаются резервы
и, следовательно, кредитные возможности
коммерческих банков — сумма, которую
они могут выдать в кредит, поскольку при
росте нормы обязательных резервов сумма
обязательных резервов, которую коммерческий
банк не имеет права использовать на цели
кредитования, увеличивается, во-вторых,
норма обязательных резервов определяет
величину депозитного мультипликатора.
Список литературы
- Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист, 2002. - №9. – С. 29-32
- Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист, 2002. - №8. – С. 31-33.
- Введение в рыночную экономику./Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2004.
- Долан Э, Линдсей Д. Макроэкономика. – СПб, Питер, 2003.
- Инфляция и антиинфляционная политика в России./Под ред. Красавиной Л.Н. – М.: ЮНИТИ, 2003.
- Курс экономической теории./Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: КГУ, 2003.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2003.
- Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России./Под ред. М.М. Загорулько. – М.: БЕК, 2002.
- Протас В.Ф. Макроэкономика. – СПб.: Нева, 2003.
- Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России.// Деньги и кредит, 2003. - №5. – С. 23-27.
1
Манцев В. Инфляция: ее особенности и последствия
в России. // Диалог. – 1998. – 3 2. – С. 40.
2
Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С.
344.
3
Красавина Л.Н. Регулирование инфляции
как фактор экономической стабиотности.
// Финансы. – 2000. - № 4. – С. 36.
4 Долан Э, Линдсей Д. Макроэкономика. –
СПб, Питер, 2003. – С. 214
5 Введение в рыночную экономику./Под ред.
А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина. – М.: ИНФРА-ДАНА,
2004. – С. 150
6 Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная
политика: механизм реализации // Экономист,
2002. - №8. – С. 31-33.
7 Инфляция и антиинфляционная политика
в России./Под ред. Красавиной Л.Н. – М.:
ЮНИТИ, 2003. – С. 195