Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение социально-экономических последствий инфляции;
рассмотрение монетаристских и кейнсианских методов антиинфляционной политики;
рассмотрение особенностей антиинфляционной политики в России.

Файлы: 1 файл

catalog_r_1553_antiinfliazia.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

При определении  перспектив инфляции нельзя не упомянуть  о кризисе государственных финансов, подогревшем августовский крах. Неспособность правительства оздоровить бюджет сыграла роковую роль. Необходимо добиться решительного сокращения дефицита бюджетов всех уровней (федерального, регионального и бюджетов муниципальных образований). Нужны реальные сдвиги в состоянии производства, увеличение его объемов и рост доходов. Лучшая антиинфляционная политика в ближайшие годы – это рост производства, инвестиций и экспорта.

В сложившихся  условиях правительству Российской Федерации следует:

  • продолжать кредитно-денежную политику, связанную с ограниченным и предсказуемым ростом денежной массы;
  • развивать сферу производства: увеличивать объемы, качество и доходность;
  • оздоровить банковскую систему, для чего следует, в первую очередь, восстановить доверие населения к банкам – это будет способствовать использованию сбережений населения в качестве инвестиций в производственную и другие сферы экономики;
  • восстановить в полной мере фондовый рынок, восстановить доверие к государству, в том числе к операциям на открытом рынке, не допуская при этом чрезмерного роста сектора государственных ценных бумаг;
  • нейтрализовать внешние факторы инфляционного процесса: для этого необходимо уменьшить степень долларизации российской экономики, продолжать стабильные выплаты по внешним долгам, по возможности не делать новых займов, регулировать валютный рынок и стабилизировать курс рубля, ограничить (в идеале прекратить) «бегство» капитала за рубеж, создать предпосылки замены импортных товаров отечественными, добиться нейтрального или положительного баланса внешней торговли;
  • продолжать разработку эффективного законодательства;
  • восстановить доверие к рублю, оздоровить бюджеты всех уровней (от федерального до бюджетов муниципальных образований);
  • бороться с «теневой» экономикой;
  • добиваться улучшения качества жизни населения для создания стабильной социально-политической ситуации внутри страны.

Проводимая  сейчас правительством и центральным банком России антиинфляционная политика соответствует реальным потребностям общества. Использование применяемых инструментов приемлемо и не создает социальной напряженности в страну. Это уже положительно сказывается на уровне жизни населения и состоянии экономики России.7

 

Заключение

По итогам проведенной работы можно сделать  следующие выводы:

  • В работе был подробно освещены социально-экономические последствия инфляции.
  • Рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики с учетом мирового опыта показало, что существуют два основных комплекса мер по борьбе с инфляцией: подавление инфляции путем воздействия на нее через объем денежного предложения и развитие экономики как антиинфляционный фактор. Мировой опыт показал, что использование их отдельно может принести положительные результаты в очень редких случаях (например, использование только монетаристской концепции может принести положительные плоды в условиях очень хорошо развитой сферы материального производства, сферы обмена, сферы потребления и совершенной банковской системы), однако в большинстве случаев требуется сочетать меры различных методов антиинфляционной политики.
  • Анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России показал, что взятая на вооружение правительством и центральным банком России в 1992-1998 гг. количественная теория денег как средство антиинфляционной политики не смогла обеспечить устойчивого развития России и даже привела ее к финансовому краху. Более шести лет потребовалось правительству, чтобы увидеть это и начать поводить совершенно другую антиинфляционную политику. Применяемая сейчас антиинфляционная политика соответствует реальным потребностям общества. Однако эта проблема требует более детального изучения.

В данной ситуации для контроля за денежной массой ЦБ может повысить ставку рефинансирования. Повышая процентную ставку, национальный банк меньше стимулирует банки к выдаче ссуд, что уменьшает денежную массу.

 

Задача

Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом  в этом году увеличении реального дохода в 1.1% инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.

Изменение предложения денег ((М) центральный  банк может осуществлять посредством  воздействия на резервы коммерческих банков – R (и поэтому на их кредитные возможности – К) и на депозитный мультипликатор (multдеп = 1/rr)

В современных  условиях регулирование предложения  денег центральным банком происходит путем воздействия на величину банковских резервов. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность  центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: изменение  нормы обязательных резервов; изменение  учетной ставки процента; операции на открытом рынке.

Обязательные  резервы — это часть депозитов  коммерческих банков, которую они  не имеют права выдавать в кредит и должны хранить у себя в виде наличных денег и беспроцентных  вкладов в центральном банке.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам: во-первых, сокращаются резервы и, следовательно, кредитные возможности коммерческих банков — сумма, которую они могут выдать в кредит, поскольку при росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину депозитного мультипликатора.

 

Список литературы

 

 

  1. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист, 2002. - №9. – С. 29-32
  2. Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист, 2002. - №8. – С. 31-33.
  3. Введение в рыночную экономику./Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2004.
  4. Долан Э, Линдсей Д. Макроэкономика. – СПб, Питер, 2003.
  5. Инфляция и антиинфляционная политика в России./Под ред. Красавиной Л.Н. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  6. Курс экономической теории./Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: КГУ, 2003.
  7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  8. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России./Под ред. М.М. Загорулько. – М.: БЕК, 2002.
  9. Протас В.Ф. Макроэкономика. – СПб.: Нева, 2003.
  10. Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России.// Деньги и кредит, 2003. - №5. – С. 23-27.

 

 

1 Манцев В. Инфляция: ее особенности и последствия в России. // Диалог. – 1998. – 3 2. – С. 40.

2 Журавлева Г.П. Экономика. – М., 2001. – С. 344.

3 Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабиотности. // Финансы. – 2000. - № 4. – С. 36.

4 Долан Э, Линдсей Д. Макроэкономика. – СПб, Питер, 2003. – С. 214

5 Введение в рыночную экономику./Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2004. – С. 150

6 Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм реализации // Экономист, 2002. - №8. – С. 31-33.

7 Инфляция и антиинфляционная политика в России./Под ред. Красавиной Л.Н. – М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 195


Информация о работе Антиинфляционная политика