Слуховой анализатор и его изменения с возрастом

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

Органами чувств, или анализаторами, называются приборы, посредством которых нервная система получает раздражения от внешней среды, а также от органов самого тела и воспринимает эти раздражения в виде ощущений.
Показания органов чувств являются источниками представлений об окружающем нас мире.

Файлы: 1 файл

РАБОТА!!!.docx

— 36.21 Кб (Скачать)

Различают два вида передачи звуковых колебаний – воздушную  и костную проводимость звука. При  воздушной проводимости звука звуковые волны улавливаются ушной раковиной  и передаются по наружному слуховому  проходу на барабанную перепонку, а затем через систему слуховых косточек перилимфе и эндолимфе. Человек при воздушной проводимости способен воспринимать звуки от 16 до 20 000 Гц. Костная проводимость звука осуществляется через кости черепа, которые также обладают звукопроводимостью. Воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная.

 

  1. Гигиена органа слуха ребенка.

 

Один из навыков личной гигиены — следить за опрятностью  своего лица, в частности ушей —  также должен прививаться ребенку  по возможности раньше. Мыть уши, следить  за чистотой их, удалять выделения, если таковые имеются.

У ребенка с гноетечением из уха, даже, казалось бы, самым незначительным, нередко развивается воспаление наружного слухового прохода. Об экземе, причинами которой нередко  являются гнойный средний отит, а  также механические, термические  и химические повреждения, вызванные  в процессе очищения слухового прохода. Самое главное при этом — соблюдение гигиены уха: нужно очищать его  от гноя, осушать в случае закапывания  капель при среднем гнойном отите, смазывать слуховой проход вазелиновым  маслом, трещины — настойкой йода. Обычно врачи назначают сухое  тепло, синий свет. Профилактика заболевания  в основном заключается в гигиеническом  содержании уха при гнойном среднем  отите.

Чистить уши нужно 1 раз  в неделю. Предварительно закапать в каждое ухо на 5 минут перекись водорода 3% раствор. Серные массы размягчаются и превращаются в пену, их легко  удалить. При "сухой" чистке велика опасность протолкнуть часть  серных масс в глубь наружного  слухового прохода, к барабанной перепонке (так формируется серная пробка).

Прокалывать мочку уха  нужно только в косметических  кабинетах, чтобы не вызвать инфицирования  ушной раковины и ее воспаления.

Систематическое пребывание в шумной обстановке или кратковременное, но весьма интенсивное воздействие  звука может привести к тугоухости. Ученые выяснили, что продолжительное  воздействие громкого шума вредит слуху. Сильные, резкие звуки ведут к  разрыву барабанной перепонки, а  постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

В заключение необходимо подчеркнуть, что гигиеническое воспитание тесно  связано с другими видами воспитания — умственным, трудовым, эстетическим, нравственным, т. е. с воспитанием  личности.

Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и  последовательности формирования культурно-гигиенических  навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

 

  1. Как сохранить слух ребенка?

 

Каждый день миллионы людей  подвергаются шумовому воздействию, которое  эксперты определяют как «раздражающее  слух и вредное для здоровья». И действительно, независимо от того, живете ли вы в большом городе или  небольшом поселке, вы можете попасть  в 87% людей, которые со временем рискуют  потерять часть слуха.

Дети особенно уязвимы  к ухудшению слуха, связанному с  вредным шумовым воздействием, причем, как правило, это происходит безболезненно  и постепенно. Чрезмерный шум наносит  вред микроскопическим сенсорным рецепторам, находящимся во внутреннем ухе ребенка. Во внутреннем ухе находится от 15 до 20 тысяч таких рецепторов, и  поврежденные рецепторы больше не могут  передавать звуковую информацию в мозг. Ситуацию ухудшает и тот факт, что  повреждение слуха при чрезмерном шумовом воздействии носит практически  необратимый характер.

Эксперты считают, что  первые несколько лет жизни ребенка  – являются наиболее важными для  его развития. Недостаточно хороший  слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.

К несчастью, большинство  проблем со слухом обнаруживаются довольно поздно. От начала ухудшения слуха  и до того времени, как вы можете заметить очевидные признаки нарушения  слуха у вашего ребенка, может  пройти довольно значительное время. Существует несколько признаков, в зависимости  от возраста ребенка, по которым вы можете понять, все ли у него в  порядке со слухом:

Новорожденный: должен вздрагивать  при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке  вашего голоса.

От 6 до 12 месяцев: должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.

1,5 года: Должен говорить простые односложные слова и показывать на части тела, когда его просят.

2 года: должен выполнять простые команды, поданные голосом без помощи жестов, и повторять за взрослым простые слова.

3 года: должен поворачивать голову непосредственно к источнику звука.

4 года: должен выполнять поочередно две простые команды (например «Помой руки и ешь суп»).

5 лет: должен уметь поддерживать простой разговор и иметь более или менее членораздельную речь.

Школьник: Ухудшение слуха у школьников часто проявляется в виде невнимательности во время уроков, недостаточной концентрации, плохой учебы, частых простуд и ушной боли.

Если вы заметили, что  ваш ребенок отстает в слуховом и/или речевом развитии, или имеет  проблемы со слухом, незамедлительно  проконсультируйтесь у врача.

Дети, живущие в городах, особенно подвержены губительному влиянию  шума. Наиболее часто поражается слух детей, чьи дома или школы находятся  вблизи загруженных трасс или  железных дорог. Но не менее важна  и домашняя обстановка. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не подвергался  таким привычным для нас источникам громкого шума, как телевизор, домашний кинотеатр или стереосистема  на повышенной громкости. При срочной  необходимости, например работе с дрелью, лучше надеть ребенку наушники без  звука.

В домашней обстановке защитить слух ребенка от внешнего шумового воздействия помогут самые простые  приемы:

- Напольные ковровые покрытия  от стены до стены.

- Панели на потолке  и стенах.

- Хорошо подогнанные и  плотно прилегающие окна и  двери.

Потенциально  вредные шумы

Согласно медицинским  данным, к ухудшению слуха может  привести длительное шумовое воздействие  более 85 децибел. Ниже приводятся некоторые  уровни различных звуков, которые  ребенок может услышать в окружающей его обстановке:

- Трасса с большим движением: 85 децибел

- Шум от ресторана или  кафе: 85 децибел

- Музыкальный плеер на  средней громкости: 110 децибел

- Сирена скорой помощи: 120 децибел

- Снегоход: 110 децибел

- Рок-концерт: 120 децибел

- Громкие музыкальные  игрушки: 125 децибел

- Фейерверки и петарды: 135 децибел

- Дрель: 140 децибел

 

 

Заключение.

 

Количество информации, которое  мозг получает через слуховые каналы, существенно меньше области средних частот (от 1000 до 4000 Гц). В речи используются звуки в пределах 150—2500 Гц.

С физической точки зрения звуки  характеризуются тремя параметрами: амплитудой (сила или громкость), частотой (высота) и формой звуковой волны (тембр). Громкость, или сила, звука измеряется в белах 1 и децибелах (дБ). Человеческое ухо воспринимает звуки различной силы, от 1 до 140 дБ. Причем субъективная оценка силы (громкости) звука зависит от частоты. Например, звук в 120 дБ частотой в 10 Гц воспринимается как равный по силе звуку в 100 дБ и частотой в 1000 Гц.

Важное значение для правильной оценки громкости и высоты звука  имеет время восприятия (временной  порог), оно в зоне максимальной чувствительности слухового анализатора (сила звука 30 дБ, частота 1000 Гц) составляет около 50 мс. Оценка более коротких звуков практически невозможна, они воспринимаются как щелчки.

Слуховой, или акустический, анализатор, так же как зрительный, способен к адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
  2. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1977. - 653 с. с ил. и табл.
  3. И.Н.Федюкович Анатомия и физиология: Учебное пособие. – Ростов – н/Д.: изд-во «Феникс», 2000. – 416 с.
  4. Н.И. Федюкович Анатомия и физиология: Учеб. пособие. – Мн.: ООО «Полифакт - Альфа», 1998. – 400 с.: ил.
  5. Некуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология /Т.Г.Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 410, [1] с. – (Высшее образование).

 


Информация о работе Слуховой анализатор и его изменения с возрастом