Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:15, реферат
Тема работы имеет особую актуальность в настоящее время. Это объясняется, главным образом тем, что детей, страдающих различными речевыми отклонениями, становится все больше. Соответственно, необходимо развивать методологический аппарат коррекционного воздействия на данную категорию детей.
Ринолалия— нарушение тембра голоса и произношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Введение 3
1.Открытая ринолалия 4-6
2.Закрытая ринолалия 6-8
3.Смешанная ринолалия 8-9
4.Психическое и речевое развитие детей с ринолалией 9-13
Заключение 14
Список литературы 15
Дальнейшая социальная адаптация ринолалика во многом зависит не только от качественного хирургического лечения и адекватной логопедической помощи, но и от характера семейного окружения и установок семьи на исправление дефекта.
В устной речи отмечаются обыденность и аномальные условия протекания доречевого развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается.
Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи.
Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сенситивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.
В результате
периферической недостаточности
Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных.
Помимо этого выявляется специфическая окраска некоторых согласных звуков (чаще задненёбных) за счет подключения глоточного резонатора. Фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство.
Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани (глоттализация), что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук.
Выявляется множество и других более частных дефектов.
Например: опускание начального согласного («оманые» — ломаные, «ак ам» — так там); нейтрализация зубных звуков по способу образования; замена взрывных звуков фрикативными; резкое превращение звучания звука х (фрикативного) в конце слова; свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (с или ш); оглушение сонорных звуков в конце слова; отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе; наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.); перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции).
В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук в заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.
Взаимосвязь назализации речи и искажении в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразна.
Нельзя
установить прямого соответствия между
величиной нёбного дефекта и
степенью искажения речи. Слишком
разнообразны компенсаторные приемы,
которыми пользуются дети для производства
звуков. Многое зависит также от
соотношения резонирующих полостей
и от многообразия индивидуальных особенностей
конфигурации ротовой и носовой
полости. Имеются факторы, менее
специфические, но также влияющие на
степень внятности
Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.
М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений. Таким образом, механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим:
- отсутствием
нёбно-глоточного затвора и
Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.
Заключение.
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м”, н, н”. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б', д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
Список литературы.