Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Введение
1 Методы государственного регулирования внешней торговли
1.1 Тарифные методы регулирования
1.2 Нетарифные методы регулирования
2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе
3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
·
Количественные ограничения. Римский
договор сохранял за национальными
государствами право
·
Антидемпинговые и
·
Защитные оговорки. Они предусматривают
введение временных ограничений
на импорт определенного вида товаров
в том случае, если этот импорт наносит
серьезный ущерб
·
Правила происхождения товара. Одним
из острых вопросов общей торговой
политики ЕС является установление происхождения
товара и определение порога, при
котором товар, содержащий иностранные
компоненты, признается товаром, произведенным
на территории ЕС. Интернационализация
производства делает все более трудным
непротиворечивое решение этого
вопроса. Основное правило определения
страны происхождения товаров в
ЕС следующее: новый товар, в производство
которого вовлечено две и более
страны, будет считаться происходящим
из страны, в которой осуществлялся
последний по времени экономически
оправданный существенный процесс
его изготовления, выполняемый на
предприятии, оборудованном для
этих целей. Вместе с тем действуют
специальные правила
·
Определение таможенной стоимости
товара. В ЕС определение таможенной
стоимости товара проводится в соответствии
с Кодексом о таможенной стоимости
ГАТТ, который является международно-правовым
стандартом. Кодекс закрепляет в качестве
основного принципа таможенной оценки
использование цены сделки, под которой
понимается цена, реально уплаченная за
импортируемые товары. В цену сделки могут
включаться некоторые дополнительные
расходы (например, затраты покупателя
на лицензионное вознаграждение, комиссионные
и брокерские вознаграждения, стоимость
упаковки и др.);
·
Установление норм охраны окружающей
сред, здравоохранения, защиты прав потребителей
и т. д. Протекционистский мотив
в применении данных норм очевиден
лишь в отдельных малочисленных
случаях – в основном, преследуются
декларируемые цели: защита от низкокачественных
и опасных товаров.
Составляющей таможенного
тарифа являются преференции, предоставляемые
некоторым странам согласно двусторонним
договоренностям. В настоящее время
в Европейском Союзе действует
шесть схем предоставления преференций.
Наиболее общая из них – схема
Общей системы преференций (ОСП).
Страна производства товаров должно
подтверждаться сертификатом происхождения;
необходимо также соблюдение требования
прямой отгрузки товара из страны-экспортера
в ЕС. ОСП распространяется на развивающиеся
страны и на некоторые страны с
переходной экономикой. Республика Беларусь
также включена в этот список. [2,
с. 264]
Все товары, в отношении
которых действует ОСП, разделены
на четыре группы в зависимости от
чувствительности их импорта для
рынка ЕС. Однако, некоторые, такие,
как текстиль и черные металлы, вообще
выведены за пределы ОСП. Их ввоз ограничивается
определенными квотами. Тарифные преференции
определяются путем модуляции ставок
пошлин в зависимости от принадлежности
к одной из этих групп: 15% – для
очень чувствительных товаров (т. е.
на столько снижается ставка тарифа),
30% – для чувствительных, 65% –
для получувствительных, с нечувствительных
товаров таможенная пошлина не взимается.
Сельскохозяйственный раздел ОСП более
ограничен по сравнению с промышленным.
Это связано с тем, что система
преференций направлена на поощрение
именно индустриального развития стран
«третьего мира», а не экспорта конкурирующей
агропродукции. Так, на большинство
видов агропродукции
В настоящее время
центральное место в общей
внешнеторговой политике ЕС занимают
многосторонняя экономическая дипломатия
в рамках ГАТТ/ВТО и решение
торгово-политических вопросов, связанных
с расширением ЕС.
Итак, в рамках Европейского
Союза действует общая торговая
политика, официальной целью которой
считается свободная внешняя
торговля. На практике же ЕС использует
разнообразные методы тарифной и
нетарифной защиты для своих чувствительных
отраслей от иностранной конкуренции.
Средний уровень тарифов на импорт
в ЕС является невысоким – примерно
4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2%; однако
ставки пошлины значительно
3 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Оценка системы
государственного регулирования внешней
торговли в Республике Беларусь крайне
необходима и актуальна на современном
этапе интернационализации
Неотъемлемой частью
таможенного законодательства и
основным элементом регулирования
внешней торговли в Республике Беларусь
является таможенный тариф. Таможенные
пошлины определяются Советом Министров.
В настоящее время действуют
пошлины, введенные Постановлением
Совета Министров №865 от 28 июня 2002г.
«Об утверждении ставок ввозных
таможенных пошлин» [17, с. 2]. Согласно расчетам
НИЭИ Министерства экономики Республики
Беларусь, средневзвешенный уровень
пошлин составляет 9,8% (их среднеарифметический
уровень равняется 12%), в том числе
по сельскохозяйственной продукции
– 12%, по промышленной – 9,6% [7, с. 35]. Так
же, как и в ЕС, существует тенденция
возрастания ставки таможенной пошлины
в зависимости от увеличения степени
обработки сырья (пример и сравнение
тарифных ставок Республики Беларусь
и ЕС представлены в таблице А.1).
Применяемые в Беларуси и ЕС ставки
на некоторые готовые товары сравниваются
в таблице А.2.
Как можно заметить,
уровень тарифной защиты в Республике
Беларусь превышает имеющийся в
странах ЕС. Однако в Евросоюзе
более развита система мер
нетарифного регулирования, чем
в нашей республике. Следует также
учитывать различие в уровнях
развития Беларуси, страны с переходной
экономикой, и ЕС, одного из наиболее
развитого региона мира. В подобных
условиях невозможно абсолютное копирование
опыт Евросоюза, так как необходимо
до определенного момента
Беларусь также
имеет собственную автономную систему
преференций, пользователями которой
являются развивающиеся страны. В
перечень чувствительных товаров Республике
Беларусь в основном входит продукция
пищевой (мясо, молоко и молочные продукты,
подсолнечное масло, маргарин, колбасы,
сахар и др.), а также химической
(шины, удобрения минеральные, лекарственные
средства), легкой (хлопчатобумажные ткани,
продукция швейной
Протекционистская государственная
политика проявляется и в использовании
нетарифных инструментов внешней политики.
При определении страны
происхождения и таможенной стоимости
товара в Республике Беларусь применяются
нормы, выработанные международной
практикой, и не существует значительных
отличий от законодательства ЕС в
этой области [7, с. 35].
В настоящий момент
квотирование импорта установлено
Правительством Республики Беларусь в
отношении следующих товаров:
· алкогольных изделий
и спирта этилового из пищевого сырья;
· табачных изделий;
· сахара-сырца тростникового;
[2, с. 272]
Советом министров
Республики Беларусь утверждены исчерпывающие
перечни товаров:
· экспорт которых
осуществляется по специальным лицензиям
образца ЕС для торговли текстильными
изделиями;
· экспорт которых
осуществляется по лицензиям Министерства
торговли;
· импорт
которых осуществляется по лицензиям
Министерства торговли;
· экспорт
которых осуществляется при условии
регистрации контрактов в Министерстве
торговли. [1, с. 114]
В соответствии с Положением
о порядке выдачи лицензий на экспорт
и импорт товаров в Республике
Беларусь, Министерством торговли выдаются
следующие виды лицензий:
· разовые
– выдаются на один контракт на срок
до 12 месяцев;
· генеральные
– выдается по решению Совета Министров
Республики Беларусь, при реализации
товаров в пределах установленных
квот, при выполнении межправительственных
соглашений либо при экспорте товаров
собственного производства; при реализации
квотируемого товара генеральная лицензия
действует в пределах текущего календарного
года, в остальных случаях –
в пределах 12 месяцев с момента
выдачи лицензии;
· специальные
– выдаются заявителю на экспорт
текстильных изделий в страны
Европейского Союза и Турцию. [10,
с. 65]
Одним из способов защиты
национальных производителей от иностранной
конкуренции является налог с
продаж импортной продукции, который
различается в зависимости от
типа товара; например, налог с продаж
импортной пищевой продукции
составляет 15%.
Крупнейшим партнером
Беларуси по импорту является Россия:
ее импорт в республику составил 7559,3
млн. долларов США в 2003г., и это 65,7%
от всего объема импорта в Беларусь
[25]. В 1995 г. между Россией и Беларусью
было подписано соглашение о создании
Таможенного союза. Несмотря на этот
факт в настоящее время существует
множество препятствий для