Развитие эмоций в процессе онтогенеза. Сенситивные и критические точки развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функ¬ционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противопо¬ложное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развива¬ется.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с дру¬гом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Эле¬ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления ор¬ганических состояний, действительно изменяются мало. Не случай¬но эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устой¬чивых личностных характеристик человека.

Файлы: 1 файл

развитие эмоций в процессе онтогинеза.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     Наряду  с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

       Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку.

     В этом возрасте происходят положительные изменения в самовосприятии, в частности растет самоуважение и повышается оценка себя как личности.

     По  мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки.

     В развитии рефлексии, т.е. способности  осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем — черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности.

     Установлено, что с возрастом меняется и  восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными.

     Заключение

     Уже давно пришло то время, когда считали, что между психическими процессами ребенка и психическими процессами взрослого имеется только качественное развитие, что ребенок – это маленький взрослый, который обладает теми же пропорциями тела и теми же психическими особенностями, какими обладает взрослый, но проявляются эти пропорции лишь в уменьшенном, миниатюрном виде. И именно поэтому я решила остановиться на развитие в подростковом возрасте, так как в этот период завершаются основные этапы формирования эмоций.

     Какой итог можно подвести сказанному выше?

     Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущения, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия.

     Переживание человека к окружающему, его отношение  к миру, людям, обществу и составляет его эмоциональную сферу. Эмоциональная  сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная  от младенчества, до юношеского состояния эмоциональная сфера постоянно совершенствуется и достигает самых высоких порогов чувствительности.

     Эмоции  являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью. Появление эмоций начинается в младенчестве. В раннем возрасте развитие эмоционально–потребностной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками для того возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.

     В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развивается эмоциональная сфера, формируется самосознание. Поступление ребенка в школу знаменует собой возникновение новых условий для его личностного роста. В этот период времени ведущей для ребенка  становится учебная деятельность и начинают складываться многие деловые качества ребенка.

     В процессе работы были выделены особенности  формирования эмоций. Главным фактором становления личности является чувство  взрослости, как центральное новообразование подростничества. На основе, которого осуществляется развитие самосознания, выражающееся в критичности  мышления, склонности к рефлексии, формированию самоанализа. Физиологически обусловленная повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность и осуществление контроля над этими состояниями приводит к заметному развитию волевых качеств. Успешное протекание ведущей деятельности подросткового возраста: интимно-личностное общение со сверстниками и общественно-полезная деятельность на основе этого общения, вызывает потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

     Я сделала вывод, что эмоции это  корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования  в этом мире, так как мы реагируем  на мир через свои эмоции и правильное развитие эмоций в период становления личности очень важны.

     Список  литературы

    1. Ковалева, Л.Е. Формула эмоций.: Публицист. очерки / Л.Е. Ковалева; - М.: дет. лич. 1974.
    2. Изард, К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; – М.: издательство МГУ, 1980.
    3. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; – 8-е издание. – СПб.: Питер, 2000.
    4. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.
    5. Миллер, С. Психология развития: методы исследования./ С.Миллер.; - СПб.: Питер.
    6. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.
    7. Абрамова «Возрастная психология» М. 2005г.
    8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997г.
    9. Галигузова П.Н., Смирнова Е.О. «Ступени общения: от года до семи лет».-М.,1992г.
    10. Лисина М.И. «Проблема онтогенеза общения» М. 1986г.

Информация о работе Развитие эмоций в процессе онтогенеза. Сенситивные и критические точки развития