Мутация голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 18:04, реферат

Краткое описание

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении дается обзор исследовательской литературы по вопросу мутации голоса. В первой главе рассматриваются характерные черты процесса мутации голоса у мальчиков и девочек. Во второй главе нашей работы подробно описываются периоды и формы протекания мутации голоса. В третьей главе рассматривается патологический характер протекания мутации, причины ее возникновения и виды. Заключение содержит основные выводы по данной теме. В списке использованной литературы указаны изученные при работе литературные источники в количестве десяти наименований.

Файлы: 1 файл

мутация голоса реферат.docx

— 37.89 Кб (Скачать)

 

3. Патологическая  мутация голоса, причины ее возникновения  и виды

 

Голос имеет важное социальное значение в развитии ребенка, в формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушения голосообразования влияют на развитие речи, нервно-психическое состояние, затрудняют коммуникацию, нередко являются причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека. Одним из критических периодов в развитии и формировании голоса является период мутации. В большинстве случаев мутация голоса протекает сравнительно спокойно, однако у некоторых подростков она приобретает патологический характер, вследствие чего возникают разные функциональные и органические дисфонии. По данным разных ученых, распространенность нарушений голоса при патологической мутации составляет от 6 до 24%.

Вопрос о том, сопровождается ли период мутации переломом голоса или его постепенным изменением, решается исследователями в пользу последнего. В статье ученых Кутукова Ю. Н. и Линькова В. И. «Эндокринологические аспекты мутации голоса подростков» указывается, что «только 3-4% юношей страдает от перелома голоса, так называемой патологической мутации», для большинства же этот процесс протекает почти незаметно.

Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация — неуверенной. Наблюдается диплофония (битональность), т. е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки. У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсированно работать.

Нормально протекающая мутация может проявляться в нескольких формах, перечисленных нами ранее в первой главе. Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.

Наиболее часто патологический характер проявляется в затянувшейся мутации. В течение нескольких лет (3-5) наблюдается неустойчивость пользования голосом с постоянным чередованием в разговоре высоких и низких нот. Основной причиной затянувшейся мутации принято считать нарушение координации работы голосовых складок и мышц гортани.

Также у мальчиков встречается иногда преждевременная мутация (в 11-12 лет), когда голос раньше времени становится низким, грубым. Причина этого явления — преждевременное наступление половой зрелости и длительная, чрезмерно напряженная работа голосового аппарата (при крике, форсированном пении).

Довольно редко встречается скрытая мутация, когда видимых признаков мутации в голосе еще нет, но часто возникают труднообъяснимые приступы кашля.

В работе исследователей Орловой О. С. И Гончарук Л. Е. «Личностные особенности больных со спастической дисфонией» встречаются и такие два вида патологической мутации, как «запоздалая мутация» (происходит после наступления половой зрелости) и «поздняя мутация» (голос длительное время сохраняет детское звучание даже при нормальном строении гортани). Основной причиной этих видов мутаций можно назвать различные нарушения функций щитовидной железы, надпочечников, половых желез.

Вследствие нарушения работы желез внутренней секреции, перенапряжения голоса или курения у мужчин может наступить и вторичная мутация (в голосе слышны тембровые изменения).

У девочек изредка наблюдается извращенная мутация, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности.

Причины патологической мутации весьма разнообразны. Исследователь Орлова О. С. в своей работе «Нарушение голоса у детей» выделяет четыре типа причин: местные, нервно-психические, сенсорные и гормональные. К местным причинам возникновения мутационных дисфоний она относит бурный рост гортани в период полового созревания и неумение подростка перестроить голос в новых анатомо-физиологических условиях. Представляется, однако, что должны быть еще какие-то патогенные факторы, так как это процесс физиологический и у большинства подростков проходит естественно.

Весьма убедительным представляется положение о нервно-психических нарушениях, так как многие подростки в период мутации становятся более мнительными и тревожными.

 

Бесспорно, актуальным является вопрос о сенсорных возможностях индивида при овладении голосоречевой функцией. При чем здесь обретают большую роль не только сохранный слух и достаточно развитый музыкальный слух. Важное значение имеет способность к установлению прочных связей между слухоречевым и речедвигательным анализаторами. Именно они служат основой для овладения правильным звукопроизношением, интонацией и фонацией, содержащих главные его акустические характеристики. Подростки с мутационными нарушениями голоса слышат свой дефект, но в силу различных причин перестроить функции голосоречевого тракта не могут. Они жалуются не только на качество голоса, но и на сильное утомление в момент речи, напряжение, ощущения дискомфорта в горле. При прослушивании подростка отмечается явная дискоординация между дыханием и фонацией. Картина гортани характеризуется покраснением слизистой оболочки, асинхронностью колебаний голосовых складок, их несмыканием в форме треугольника в заднем отделе. Но чаще при патологической мутации несмыкание голосовых складок приобретает форму овала.

Развитие и функция гортани, а также спокойное протекание мутации голоса зависят непосредственно от половых желез и косвенно от всех других желез внутренней секреции, которые функционируют взаимосвязано и составляют единую, очень важную систему организма. Половые железы имеют первостепенное значение для развития голосового аппарата. Отсутствие гормона мужских половых желез приводит к задержке развития гортани и нарушению вокальной функции. Хирургическая кастрация у мальчиков сохраняет детское, чистое, ясное, высокое звучание голоса. У девочек и женщин половые железы оказывают влияние на голос в течение всей жизни.

Приводимые в таблице №1 данные из выписки из историй болезни детей и подростков иллюстрируют патологическую мутацию при нарушении эндокринной системы, которая играет важную роль в развитии гортани и голоса. Щитовидная железа, прежде всего, влияет на рост гортани и ее хрящей. При нарушении гормональной функции щитовидной железы наблюдается щитоголосовой синдром — голос сиплый, низкий, диапазон его уменьшается, невозможны голосовые усилия, голос быстро утомляется.

При гиперфункции щитовидной железы резко выражено голосовое расстройство. Наблюдается хрипота, усталость, быстрая утомляемость голоса (ложная фонастения при базедовой болезни).

При гипофункции щитовидной железы полностью или частично выпадает ее гормональная функция, что оказывает отрицательное влияние на развитие голоса.

 

Таблица №1

Люда Е., 16 лет.

Гипотиреоз.

Интеллект снижен.

Голос: низкий, слабый, иссякающий, хриплый, грубый, назализованный. Диапазон голоса — 2 тона.

Таким образом, наблюдается дисфония при гипофункции щитовидной железы.

Далее рассмотрим, как протекает мутация голоса (таблица №2) при неправильном функционировании гипофиза. Гипофиз, регулируя функцию половых желез, влияет и на развитие гортани, ее хрящей. При снижении функции гипофиза ребенок перестает расти, задерживается и рост гортани.

Таблица №2

Володя Д., 16 лет. Гипофизарный нанизм (гипофизарный карликовый рост).

Голос: высокий, звонкий, детского звучания, без признаков мутации.

Диагноз: задержка мутации на почве гипофизарного нанизма.

Таким образом, нарушение функционирования гипофиза приводит к задержке развития гортани и, следственно, к патологическому протеканию мутации голоса, а именно, одной из ее видов — затянувшейся мутации.

Приведем еще один пример (таблица №3). Надпочечники регулируют силу мышечного напряжения и влияния на кровообращение, выделяют адреналин. Снижение уровня адреналина в крови вызывает голосовые расстройства. Понижается тонус мышц гортани, голосовые складки смыкаются не полностью; в результате голос срывается и быстро утомляется.

Таблица №3

Станислав 3., 10 лет.

Врожденная дисфункция коры надпочечников.

 Мальчик в физическом  развитии опережает сверстников (выглядит на 13 лет). Есть признаки  ускоренного полового развития.

Голос: быстро утомляется, низкий, слабый, иссякающий, хриплый, грубый, сдавленный, зажатый, немодулированный.

Диагноз: преждевременная мутация на почве нарушения функции коры надпочечников.

Данный пример иллюстрирует нам обратный вид патологической мутации — преждевременная мутация, когда голос раньше времени становится низким и грубым.

Следовательно, железы внутренней секреции регулируют функцию голосообразования, влияют на формирование голоса у детей и подростков.

 

Таким образом, функциональные нарушения голоса у детей и подростков проявляются весьма своеобразно в зависимости от этиологических факторов, а также возраста и пола больного. Все функциональные расстройства характеризуются отсутствием стойких анатомических дефектов в строении гортани и голосовых складок. Изменения в гортани, обнаруженные при ларингоскопировании (гиперемия, отечность, утолщения, неравномерность и недостаточность смыкания голосовых складок и др.), носят местный приходящий характер и полностью исчезают после соответствующего медикаментозного лечения, голосового покоя и логопедических (фонопедических) упражнений. Немаловажная роль отводится профилактике и гигиене голоса.

 

Заключение

 

Таким образом, суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Наблюдается диплофония (битональность), т. е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки. Наиболее заметно это явление выражено у мальчиков. У девочек же процесс мутации происходит значительно медленнее и без каких-либо ярко выраженных признаков.

Период мутации у каждого подростка протекает индивидуально, в зависимости от темпов роста организма и данного индивидуального гормонального фона. Для нормального протекания мутации важны закаливающие процедуры, занятия спортом, чтобы гармонизировать перестройку организма. Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Агеева, А., Парамонова, Е. А. Особенности физиологии гортани у детей / А. Агеева, Е. А. Парамонова. — М., 2004. — 168 с.

2.Алмазова, Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков / Е. С. Алмазова // Расстройства речи у детей и подростков. — М.: «Медицина», 2002. — С. 13-16.

3.Бирюлина, П. Ю. Нарушения голоса у подростков в период мутации / П. Ю. Бирюлина // Российская оториноларингология. — М., 2003. — № 1. — С. 30-32.

4.Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей / К. Д. Вильсон. — М.: «Медицина», 2006. — 220 с.

5.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — М., 2003. — 68 с.

6.Жинкин, Н. И. О теориях голосообразования / Н. И. Жинкин // Мышление и речь. — М.; 2003. — № 10. — С. 38-46.

7.Кутуков, Ю. Н., Линьков, В. И. Эндокринологические аспекты мутации голоса подростков / Ю. Н. Кутуков, В. И. Линьков // XV Съезд отоларингологов России. — СПб, 2005. — № 2. — С. 252-254.

8.Лаврова, Е. В. Функциональная афония у подростков / Е. В. Лаврова // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 2007. — № 5. — С. 79-84.

9.Орлова, О. С., Гончарук, Л. Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией / О. С. Орлова, Л. Е. Гончарук // Коррекционное обучение при нарушениях речевой деятельности. — М., 2003. — № 2. — С. 75-82.

10.Орлова, О. С. Нарушение голоса у детей / О. С. Орлова. — М., 2005. — 154 с

 

 

 


Информация о работе Мутация голоса