Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:51, контрольная работа
Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и положение центра тяжести.
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
Строение и функция кожи
Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
3.1 Глазные болезни и их профилактика.
Общую глазную заболеваемость,
которая у детей и подростков
городов выше, чем в сельской местности,
принято подразделять на невоспалительные
и воспалительные болезни. Распространенность
невоспалительных болезней глаз существенно
ниже, чем воспалительных. Среди
последних наиболее часты конъюнктивиты,
болезни век и слезных желез.
С возрастом у детей и
К мерам профилактики заболеваний глаз
среди школьников прежде всего относится
строгое соблюдение правил личной гигиены:
частое мытье рук с мылом, частая смена
личных полотенец индивидуального пользования,
наволочек, носовых платков. Существенное
значение имеет и питание, степень его
сбалансированности по содержанию пищевых
веществ и особенно витаминов. В случаях
возможного непосредственного воздействия
интенсивной ультрафиолетовой радиации
или высоких уровней яркости от освещенных
поверхностей обязательно использование
специальных защитных очков.
Профилактика травм глаз у школьников
включает строгое соблюдение ими правил
в процессе выполнения различных поделок
на уроках ручного труда, во время обработки
дерева и металла, постановки опытов по
химии.
Для проведения всех этих работ учащиеся
обеспечиваются: соответственно их росту
(высота рабочей поверхности от площади
пола) рабочими местами, достаточными
по площади и освещенности; защитными
очками, приспособлениями, обеспечивающими
правильную уборку рабочего места после
работы.
3.2 Профилактика близорукости.
Преобладающим видом рефракции
(искривления лучей при
Дефицит света существенным образом влияет
на формирование и прогрессирование близорукости.
Острота зрения и устойчивость ясного
видения у учащихся существенно снижаются
от начала к окончанию уроков, и это снижение
тем резче, чем ниже уровень освещенности.
С повышением уровня
освещенности у детей и
Уровень освещенности существенным образом
сказывается и на качестве работы, выполняемой
учащимися. При освещенности рабочих мест
в 400 лк количество безошибочных работ
составляло 74%, при освещенностях же 100
лк и 50 лк — соответственно 47 и 37%.
Параллельно улучшению зрительных функций
в связи с повышением освещенности помещений
у нормально слышащих детей и подростков
обостряется острота слуха, что также
благоприятствует работоспособности
организма, положительно сказывается
на качестве работы. Порог слышимости
при освещенности в 150 лк обостряется у
школьников до 17 дб, а диктанты, написанные
ими, оказываются неизменно качественнее.
Так, число слов, пропущенных и неправильно
записанных учащимися в диктантах, выполненных
при уровне освещенности в 150 лк, на 47% меньше,
чем в аналогичных диктантах, проведенных
при освещенности в 35 лк.
Значимым фактором в снижении остроты
зрения, развитии и прогрессировании у
учащихся близорукости от младших к старшим
классам, при достаточных уровнях освещенности
в учебных помещениях и выдержанности
в нормативных пределах других параметров
световой обстановки, оказывается учебная
нагрузка, ее продолжительность в течение
дня, непосредственно связанная с необходимостью
рассматривания объекта на близком и дальнем
расстоянии. Рассмотрение объекта на близком
расстоянии занимает у учащихся около
32% времени в IV классе, 67—68%—соответственно
в VII и X классах. Значительно меньше
времени (18—26%) приходится на рассматривание
объекта на расстоянии 3—8 м. В школах математического
профиля, а также с преподаванием ряда
предметов на иностранном языке среди
подростков, юношей и девушек миопия регистрируется
чаще, чем среди учащихся массовых школ.
Существенно выраженной оказывается
у детей и подростков взаимосвязь между
частотой близорукой рефракции, состоянием
фосфорно-кальциевого обмена и продолжительностью
ежедневного воздействия на организм
ультрафиолетовых лучей. У учащихся, мало
или совсем не бывающих на воздухе в околополуденное
время, когда интенсивность ультрафиолетовой
радиации максимальна, нарушается фосфорно-кальциевый
обмен. Вследствие этого претерпевает
изменение тонус глазных мышц. Слабость
этих мышц у детей и подростков при высокой
зрительной нагрузке и недостаточной
освещенности способствует развитию близорукости
и ее прогрессированию.
Предупреждение расстройств зрения у
детей и подростков диктует необходимость
нивелирования причин и условий, которые
способствуют нарушению рефракции, снижению
остроты зрения и другим его изменениям.
Миопическая рефракция от 3,25 Д и выше
при остроте зрения с коррекцией от 0,5
до 0,9 является основанием для отнесения
детей и подростков к III и IV группам здоровья, т. е. больным.
Такие учащиеся занимаются физической
культурой только по специальной программе,
им противопоказано выполнение работ
по горячей и холодной обработке металла,
а также работ, связанных с подъемом тяжестей
или длительным пребыванием в согнутом
положении с наклоненной головой.
При любом виде отклонения зрения у детей
и подростков (острота зрения, рефракция,
светоощущение, цветоощущение, поле зрения
и другие изменения) требуется особое
внимание и строгое выполнение в процессе
воспитания и обучения всех предписаний
врача-окулиста. При миопии слабой и средней
степени, гиперметропии, астигматизме
учащиеся осматриваются окулистом один
раз в год, а в случаях высокой степени
миопии (более 6,0 Д) —два раза в год.
3.3 Освещение учебных помещений.
Динамика работоспособности
и зрительных функций оказывается
в равных уровнях освещенности более
благоприятной при
Вместе с тем резкий солнечный свет и
длительная инсоляция неблагоприятно
сказываются на состоянии зрительных
функций и на работоспособности учащихся.
Яркий, слепящий солнечный свет снижает
эффективность уроков. Такие неблагоприятные
световые условия создаются в случае неправильной
ориентации окон учебных помещений по
сторонам света и при отсутствии каких-либо
солнцезащитных приспособлений, особенно
при чрезмерно увеличенной светонесущей
поверхности окон (при применении ленточного
остекления).
Естественное освещение классных комнат,
учебных кабинетов, лабораторий, мастерских
и других основных помещений считается
достаточным, когда коэффициент естественной
освещенности на наиболее удаленном от
окна месте достигает 1,75—2,0% (средняя полоса
Советского Союза). Для северных широт
коэффициент естественной освещенности
повышается, а для южных может быть снижен.
Коэффициент естественной освещенности
— величина постоянная, не меняющаяся
от времени года и погоды, он представляет
выраженное в процентах отношение освещенности
(в люксах) в данное время в помещении к
освещенности в то же время на открытом
месте вблизи здания при рассеянном свете.
Максимальным уровнем естественной освещенности
считается 2000 лк. Более высокие уровни
естественной освещенности неблагоприятно
сказываются на зрительных .функциях и
работоспособности человека. Для классных
комнат, кабинетов и лабораторий (кроме
кабинета черчения и лаборатории биологии)
в школах, школах-интернатах во всех климатических
зонах оптимальной является ориентация
окон на юг, восток, юго-восток. В кабинетах
черчения и рисования оптимальной является
ориентация окон на север, северо-восток,
северо-запад, а в лабораториях биологии
— на юг.
В условиях оптимальной ориентации
окон помещения достаточно инсолируются,
в то же время воздух в них не перегревается.
В случаях ориентации окон учебных комнат
на запад и юго-запад в помещениях в весенние
и осенние месяцы, благодаря глубокому
проникновению солнечных лучей и длительной
инсоляции, создаются дискомфортные условия
микроклимата и зрительной работы учащихся.
Наблюдается напряжение терморегуляторных
процессов, снижение остроты зрения вследствие
большой слепимости потока солнечных
лучей, резко падает работоспособность.
Тем более нежелательна ориентация на
запад окон спальных комнат в школах-интернатах
и интернатах при школах.
(Дискомфортные условия естественной
освещенности и микроклимата создаются
в солнечные дни в помещениях с ленточным
остеклением при отсутствии солнцезащитных
устройств. Наиболее комфортные световой
и тепловой режимы в учебных помещениях II климатической зоны обеспечиваются
применением подъемно-поворотных жалюзи,
расположенных в междурамном пространстве
окон. При отсутствии таких солнцезащитных
устройств: следует применять шторы из
хлопчатобумажных тканей, которые обладают
достаточной степенью светопропускания
и хорошими светорассеивающими свойствами.
Такими тканями, как показали исследования,
являются поплин, штапельное полотно,
репс и льняное полотно. Нельзя применять
шторы из поливинилхлоридной (ПВХ) пленки,
хотя она и улучшает световую обстановку
в помещении. Пленка выделяет в воздух
помещения токсическое вещество — дибутилфталат.
Не допускается также применять для солнцезащитных
устройств легковоспламеняющиеся полимерные
материалы.
3дание размещается на участке с соблюдением
установленных разрывов между соседними
зданиями с тем, чтобы высокие строения
не заслоняли света и не препятствовали
инсоляции помещений. Высокие деревья
также не должны находиться ближе 10 м от
здания, чтобы не загораживать кронами
окна. Каждую весну ветки больших деревьев
подрезают.
Основной поток света в учебных помещениях
должен предусматриваться только с левой
стороны от учащихся. Допускается устраивать
дополнительные светопроемы справа и
сзади от учащихся, а также обеспечивать
поступление дополнительного верхнего
света. Во время учебных занятий яркий
свет не должен слепить глаза, поэтому
световые проемы в стене, на которой расположена
классная доска, не допускаются. Стены
учебных помещений и спален окрашивают
клеевыми красками светлых теплых тонов,
максимально отражающих свет. Более всего
(до 80—90%) отражают свет поверхности, покрашенные
белой, светло-желтой (60%), светло-зеленой
(46%) красками. Потолки белятся, а стены
окрашиваются светлой краской.
Необходимо обращать внимание на чистоту
оконных стекол, так как при запыленных
стеклах может задерживаться до 30— 40%
световых лучей. Не допускается также
закрашивать нижние секции окон краской,
вешать занавеси и шторы при обычной форме
окон, расставлять на подоконниках цветы.
Рекомендуется устраивать переносные
цветочницы, в которые ставят цветы, однако
высота их в этом случае должна быть ограниченной.
Уровень освещенности в различных помещениях
детских и подростковых учреждений установлен
санитарными нормами .
Примечания.
1. При наличии в школах других
мастерских по отдельным специальностям
величина освещенности на рабочих поверхностях
должна обеспечиваться в соответствии
с характером и точностью (разрядом) производимых
работ по нормам освещения промышленных
предприятий, но не ниже освещенности,
указанной для учебных помещений.
2. Оптимальные уровни искусственной
освещенности спортивного зала 400 лк.
3. В кабинете врача, учительской
и кабинете директора предусматривают
дополнительное местное освещение.
Помимо общего освещения, в учебных помещениях обеспечивается дополнительное местное освещение классных досок, рабочих мест в мастерских, столов в читальном зале. Достаточное общее равномерное освещение достигается строго определенным расположением световых точек.
3.4 Рабочее место в школе и дома.
В профилактике расстройств
зрения имеет большое значение расстояние
от глаз до верхней и нижней строки
на странице книги или тетради. Разное
расстояние до этих строк (при расположении
книги на горизонтальной рабочей
поверхности) вызывает утомление, поскольку
форма хрусталика должна изменяться,
чтобы текст мог быть ясно различим.
Наклон крышки стола, который предусматривается
в конструкции парты (ученического
стола), облегчает работу школьника,
ибо при расположении книги на
наклонной плоскости верхняя
и нижняя строки страницы находятся
приблизительно на одинаковом расстоянии
от глаз. Поэтому на всех уроках, где
ребята пишут и читают, крышка парты
(стола) должна, если это предусмотрено
конструкцией, переводиться из горизонтального
положения в наклонное. Дома также
желательна наклонная крышка стола,
за которым ребенок готовит уроки.
Если же таковой нет, то хорошо было
бы изготовить деревянную подставку. Рабочей
поверхности этой подставки придается
наклон в 12—15°. Такая подставка облегчит
работу глаз, обеспечит правильную
посадку в большей мере, чем
обычная горизонтальная поверхность
стола.
Уголок школьника лучше всего располагать
ближе к окну. Стол для занятий ставить
таким образом, чтобы естественный свет
падал слева от ребенка (если он не левша).
3.5 Офтальмотренаж.
Офтальмотренаж — система
упражнений для глаз. Упражнения учащиеся
выполняют 2—3 раза в учебный день
и во время деятельности связанной
с большим напряжением зрения. В основе
упражнений, которые включают в физкультминутки,
лежит многократный (15—20 раз в течение
3 мин) перевод взора с мелкого (3—5 мм) ближнего
(удаленного от глаз на 20 см) предмета на
другой предмет, находящийся, как и первый,
на линии взора, но на расстоянии 7—10 м
от глаз.
Разработана и другая система тренировочных
упражнений, которая включает направленные
движения (10—15 раз) глазных яблок в течение
1,0—1,5 мин по схемам начертанных геометрических
фигур — кругам и эллипсам.
Информация о работе Контрольная работа дисциплина: Анатомия и возрастная физиология