Анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические особенности детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:45, доклад

Краткое описание

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Файлы: 1 файл

anatomo-fiziologicheskie-yemocional-nyieipsixologicheskieosobennostideteymladshegoshkol-nogovozrasta.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

 

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

 

5) эмоциогенными факторами для  младших школьников являются  не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

 

6) свои и чужие эмоции и  чувства слабо осознаются и  понимаются; мимика других воспринимается  часто неверно, так же как  и истолкование выражения чувств  окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции

В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной  сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение  к героям, выдающимся спортсменам. В  этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам

На первой стадии (до 7 лет) дружба основана на соображениях физического или  географического порядка и носит  эгоцентрический характер: друг —  это просто партнер в играх, тот, кто живет рядом, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. О понимании интересов друга речи пока нет.

 

На второй стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться идеей взаимности и сознавать чувства другого. Для установления дружеских отношений важна субъективная оценка поступков другого.

 

На третьей стадии (от 9 до 11 лет) дружба основана на взаимопомощи. Впервые  появляется понятие обязательства  друг перед другом. Узы дружбы очень  сильны, пока сохраняются, но они, как  правило, не долговечны. На четвертой стадии (11-12 лет), проявляемой, по данным Селмана, довольно редко, дружба понимается как длительные, устойчивые отношения, основанные на обязательности и взаимном доверии.

Чаще всего детская дружба прерывается: друзья могут перейти в другую школу или уехать из города. Тогда оба испытывают чувство настоящей потери, чувство горя, пока не находят новых друзей. Иногда дружба прерывается из-за появления новых интересов, вследствие чего дети обращаются к новым партнерам, могущим удовлетворить их потребности (Rubin, 1980).

 

Друзья есть не у всех детей. В  таком случае возникает опасность  столкнуться с проблемами социальной адаптации таких детей. Некоторые  исследования говорят о том, что  наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние одиночества и неприязни со стороны других детей.

 

Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

 

ВЫВОД: Психологические особенности учащихся 5-6 классов

 

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в  познавательной сфере младшего подростка:

 

1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы  теперь школьнику требуется больше  времени, в том числе и на  выполнение домашнего задания).

 

2. Дети часто отвлекаются, неадекватно  реагируют на замечания.

 

3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется

 

Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Вы, родители, должны знать, что все  эти особенности объективны и  они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия

Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию расписания и построение дополнительных занятий с детьми младшего школьного возраста. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.

 

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию. На занятиях широко использовать дидактические игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых качеств младшего школьника.

 

Возрастные психологические  особенности пятиклассников

 

Возраст детей пятого класса можно  назвать переходным от младшего школьного  к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным  обретением чувства взрослости -5 главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм -первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.

 

Именно в силу психологической  ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной  деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.

 

 

Эмоциональная сфера подростков

 

Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностнозначимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций

Для эмоциональной сферы подростков характерны:

 

1) очень большая эмоциональная  возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

 

2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;

 

3) повышенная готовность к ожиданию  страха, проявляющая в тревожности  (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;

 

4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;

 

5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;

 

6) сильно развитое чувство принадлежности  к группе, поэтому они острее  и болезненнее переживают неодобрение  товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;

 

7) предъявление высоких требований  к дружбе, в основе которой  лежит не совместная игра, как  у младших школьников, а общность  интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба; 
ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Дорогие родители!

  1. Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные  отношения.

 

  1. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

 

 

  1. Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.

 

  1. Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите   поспешных   приговоров.   Лучше   отправиться   в школу   и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы   в   ребенке   закладывает   не   столько школа,   сколько   семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) - плохая черта. От нее лучше избавиться уже в детстве.


Информация о работе Анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические особенности детей младшего школьного возраста