Анатомо-физиологические и гигиенические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Специфика этого этапа развития, в частности подросткового возраста, в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором — половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему.
Нейрогуморальные механизмы полового созревания. Чем определяется столь значительное влияние полового созревания на организм подростка? Запускающим звеном этого процесса является гипоталамус . Существует пять стадий полового созревания ,вот их особенности:

Оглавление

Введение
1.Анатомо-физиологические особенности школьников среднего и старшего школьного возраста.
1.1.Стадии полового созревания
1.2.Рост и вес
1.3.Нервная система
1.4.Сердечно -сосудистая система
1.5.Система органов дыхания
1.6.Пищеварительная система
1.7.Система органов мочевыделения

1.8.Эндокринная система
1.9.Иммунная система
1.10.Кожа и подкожно-жировая клетчатка
1.11.Мышечная система
1.12.Костная система
2.Гигиенические особенности организма среднего и старшего школьного возраста.
2.1 Правила личной гигиены школьников
2.2

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.49 Кб (Скачать)

                                       Реферат

 

 

На тему: Анатомо-физиологические  и гигиенические особенности  организма детей среднего и старшего школьного возраста.

 

 

 

 

Исполнитель:                                                                     Студентка гр. ПСП-101

Савина С. С.

Проверил:                                                                                           Махнева С. Г.

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

 

 

 

 

 

 

Содержание ???

 

Введение                                                                                                   

1.Анатомо-физиологические особенности школьников среднего и старшего школьного возраста. 

1.1.Стадии полового созревания 

1.2.Рост и вес 

1.3.Нервная система 

1.4.Сердечно -сосудистая система 

1.5.Система органов дыхания 

1.6.Пищеварительная система 

1.7.Система органов мочевыделения

 

1.8.Эндокринная система

1.9.Иммунная система

1.10.Кожа и подкожно-жировая клетчатка

1.11.Мышечная система 

1.12.Костная система  

2.Гигиенические особенности организма среднего и старшего школьного возраста.

2.1 Правила личной гигиены школьников

2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение ???

 

Цель данного реферата состоит в том ,чтобы  изучить анатомо-физиологические и гигиенические особенности детей среднего и старшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика этого этапа  развития, в частности подросткового  возраста, в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором — половым созреванием. Процесс  полового созревания, в особенности  его начальный период, сопровождается существенными изменениями в  деятельности всех физиологических  систем, включая центральную нервную  систему. 
Нейрогуморальные механизмы полового созревания. Чем определяется столь значительное влияние полового созревания на организм подростка? Запускающим звеном этого процесса является гипоталамус .          Существует пять  стадий полового созревания ,вот их особенности:

Начало полового созревания — II стадия — приходится у девочек  и мальчиков на разный календарный  возраст: у девочек это 11—12 лет, у  большинства мальчиков 12—13 лет.                                                                    II стадия полового созревания 
Ростовые процессы.                                                                                                III стадия полового созревания 
Скачок роста.                                                                                                          IV стадия полового созревания 
Ростовые процессы.

V стадия полового развития 
 
Наступление этой стадии у девочек в большинстве случаев происходит в 15—16 лет, реже — в 13—14, у мальчиков в основном в 16—17, иногда в 18 лет, т.е. уже не в подростковом, а в юношеском возрасте. Темп полового созревания во многом определяется наследственностью, в частности типом телосложения. Так, у представителей астенического  и астеноторокального типов половое созревание происходит сравнительно медленно, а половая зрелость наступает в возрасте 16—17 лет. У подростков мышечного и дигестивного типов половое созревание завершается в среднем на 1,5—2 года раньше. Люди с разным типом телосложения не только различаются внешне, их физиологические системы также функционируют по-разному. Поэтому определение типа телосложения имеет важное значение  для индивидуальной характеристики подростка и юноши. [1,с 382-392]

 

 

 

Рост и вес

В связи с тем, что в начале среднего школьного  возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется  на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек 13-15 лет рост - в пределах 154-160 см, а вес - 42-52 кг. У мальчиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела... В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста - 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг. 

 

В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над  девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес - 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно - 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека. 

 

Нервная система

Ребенок среднего и  старшего шккольного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еше не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов - особенно, если ребенок шриучен много читать и если он читает медленно, вдумчиво, не перескакивая с пятого на десятое, если он мысленно проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность. 

 

Сердечно-сосудистая система

Частота пульса ребенка  с возрастом постепенно уменьшается  и приближается к стандарту взрослого  человека; так пульс у ребенка

13 лет по данным  большинства авторов равняется  72-80 ударам в минуту, в 14 лет пульс уже - 72-78 ударов в минуту, в 15 - 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека. 

 

Артериальное давление с взрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека). 

 

Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются). 

 

Система органов  дыхания

Частота дыхания  у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном  состоянии совершает 18-20 дыхательных движений, а в 14-15 - уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника - как у взрослого человека. 

 

Хорошо развиты  верхние дыхательные пути. С поднятием  свода носоглотки последняя становится шире. 

 

Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.  

 

Пищеварительная система

Система органов  пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от питания взрослого человека. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки. 

 

Система органов  мочевыделения

Почки по своему строению ничем не отличаются от почек взрослого человека. Суточное количество мочи - обычно в пределах 1200-1600 мл. Моча прозрачная, удельный вес ее - от 1002 до 1030; реакция -кислая или нейтральная; белок и сахар в моче отсутствуют или содержатся в минимальных количествах.  

 

Эндокринная система

Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения.  

 

У девочек к 12-13 годам  начинаются менструации (которые еще  в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного  характера), грудные железы увеличиваются, соски становятся пигментированными; в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмышечных впадинах; к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, какие характерны для взрослой женщины; в 15-16 лет менструации обретают регулярный характер. 

 

У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться  предстательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего - в 13-14 лет - происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу, а к 16-17 годам - по мужскому типу. В 14-15 лет обнаруживается узловатое и несколько болезненное уплотнение в около сосковой области. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция. Сперматозоиды созревают к 16-17 годам. 

 

Иммунная  система

Иммунная система  у детей среднего и старшего школьного  возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.  

 

Кожа  и подкожно-жировая клетчатка

Кожные покровы  постепенно становятся несколько грубее. У девочек в возрасте 12-13 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. У мальчиков в 12-13 лет начинают расти волосы на лобке (сначала - по женскому типу, а впоследствии - к 16-17 годам - по мужскому типу). В 14-15 лет кожа мошонки становится более пигментированной, у мальчиков начинают расти волосы на лице. У подростков в возрасте 15-16 лет появляются на коже так называемые юношеские угри.  

 

При нормальном питании  и нормальном обмене веществ подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышенное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бедер; у мальчиков - в области лобка. 

 

Мышечная  система

Мышечная система  развита хорошо. Поскольку ребенок  ведет весьма подвижный образ  жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его  мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.  

 

Ребенок среднего и  старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достиг нуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д.  

 

Костная система

У девочек к 14-15 годам  таз приобретает формы, которые  характерны для взрослой женщины. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.[2]

 

 

Правила личной гигиены школьников

Для того, чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм его развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении, был преисполнен  оптимизма и в течение дня  сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.  
♦ ребенок должен самостоятельно умываться несколько раз в день; в холодное время года – можно несколько реже, в теплое время года – рекомендуется чаще, поскольку воздух в теплое время года более загрязнен, а поверхность тела более открыта и более доступна для всевозможной инфекции; рекомендуется приучить ребенка умываться холодной водой – этим достигается прекрасный закаливающий эффект (имеет место активная рефлекторная реакция периферических кровеносных сосудов); 
♦ во время утреннего умывания ребенок должен с тщательностью почистить нос; при высмаркивании из носоглотки и полости носа удаляется слизь, скопившаяся за ночь, а вместе со слизью удаляются и микроорганизмы, среди которых немало болезнетворных; 
♦ один-два раза в день ребенок должен умываться с мылом; особенно важно умыться с мылом после возвращения с улицы, после школы; тщательное умывание с мылом способствует устранению с поверхности кожи инфекционных агентов (бактерий, вирусов, грибков) и иных загрязнений, которые могут стать причиной различных кожных заболеваний; 
♦ чем чаще ребенок моет руки, тем лучше; обязательно мытье рук после посещения туалета, после прогулки на улице, после игр в песке, после работы на огороде и т.д.; обязательно мытье рук и всякий раз перед едой; 
♦ ребенок должен чистить зубы со щеткой и хорошей зубной пастой не реже, чем два раза в день: утром – после завтрака, вечером – перед сном; зубная щетка не должна быть слишком жесткой, чтобы не ранить слизистую оболочку десен, и не должна быть чересчур мягкой, иначе она не будет в полной мере соответствовать своему функциональному назначению; пожалуй, нет необходимости чистить зубы со щеткой чаще, нежели два раза в день, потому что при слишком частой и очень энергичной чистке не исключается возможность травмирования десен щетинкой щетки; вода, используемая во время чистки зубов, должна быть непременно теплая – примерно соответствовать температуре тела; нельзя чистить зубы с использованием холодной или горячей воды – такая чистка не столько предотвратит кариес, сколько будет способствовать разрушению зубной эмали; 
♦ остатки плотной пищи (например, мяса), застрявшие между зубов, должны своевременно удаляться с помощью зубочистки (предпочтительнее – деревянной) или специальной ниточки; не удаленные с поверхности зубов остатки пищи – прекрасная среда для развития бактерий, жизнедеятельность которых приводит к кариесу; 
♦ в течение дня ребенок должен несколько раз прополаскивать полость рта теплой водой; особенно важно это делать всякий раз после еды, чтобы удалить из полости рта остатки пищи; для данной цели подходит и теплая вода из-под крана, вовсе не обязательно готовить для таких профилактических полосканий специальные растворы с тем или иным антисептиком; 
♦ один раз в день ребенок должен принимать душ или ванну; мыть волосы с мылом или шампунем достаточно один-два раза в неделю; в теплое время года можно принимать душ или ванну чаще; обусловлено это тем, что в теплое время года ребенок больше потеет, и остатки пота могут стать причиной раздражения и последующего воспаления кожных покровов; помимо того, что душ или ванна хорошо очищают поверхность тела ребенка, эти процедуры еще обеспечивают хороший закаливающий эффект; 
♦ при мытье обязательно должна использоваться мочалка (у детей особенно популярны поролоновые «губки»); при использовании намыленной мочалки загрязнения удаляются и в результате сложного физико-химического процесса (действие мыльного раствора), и механическим путем – и не только с поверхности кожи, но и из выводных протоков потовых и сальных желез, которые в простонародье известны как поры кожи; 
♦ для мальчиков нет особенной разницы – принимать душ или ванну; девочкам в силу особенностей анатомического строения наружных половых органов рекомендуется отдавать предпочтение душу; 
♦ мальчик должен быть приучен регулярно и тщательно промывать все складки полового члена; делать такие промывания рекомендуется один-два раза в день: в противном случае нельзя гарантировать, что у ребенка однажды не воспалится крайняя плоть; 
♦ к душу следует относиться не только как к процедуре, в результате которой с поверхности тела удаляются загрязнения, но и как к закаливающей, оздоравливающей процедуре; струи воды механически воздействуют на нервные окончания, заложенные в коже, и вызывают рефлекторную реакцию со стороны организма – главным образом, со стороны кровеносной и лимфатической систем; воздействие душа на организм – аналогично воздействию поверхностного массажа (способствует устранению застойных явлений в организме, также способствует очищению организма от побочных, вредных продуктов обмена веществ, поступлению в ткани кислорода и питательных веществ и т.д.); 
♦ ребенок младшего школьного возраста в бассейне может проводить много времени; купание в бассейне способствует активному и гармоничному развитию дыхательной, сердечнососудистой, костно-суставной и мышечной систем, хорошо закаливает организм; перед купанием в бассейне ребенок должен обязательно принять душ; у ребенка, посещающего бассейн, должна быть соответствующая обувь, чтобы ребенок не поскользнулся и не травмировался; также у ребенка должна быть резиновая шапочка; 
♦ примерно один раз в неделю у ребенка должны остригаться ногти; не следует слишком затягивать со стрижкой ногтей – не следует дожидаться, когда под ногтями начнет скапливаться грязь; эта грязь представляет опасность для здоровья ребенка, поскольку может содержать не только бактерии, вирусы и грибки, но и яйца кишечных паразитов; особенно важно следить за тем, чтобы у ребенка не развилась привычка грызть ногти; дети, имеющие эту опасную привычку, значительно чаще других детей страдают гельминтозами; 
♦ удалению грязи из подногтевого пространства способствует использование при мытье рук специальной щетки; особенно активно такую щетку рекомендуется использовать в летнее время; 
♦ перед сном ребенок должен обязательно вымыть ноги; это важно потому, что кожа на подошвах ног изобилует потовыми железами и, как правило, к концу дня на поверхности кожи образуются значительные скопления остатков пота, какие вместе с иными загрязнениями представляют прекрасную питательную среду для микроорганизмов, в том числе и грибков; таким образом, помимо того, что остатки пота и загрязнения являются источником неприятного запаха, они еще могут стать причиной кожных заболеваний; регулярное мытье ног – процедура, направленная не только на удаление всех загрязнений, но и эффективная закаливающая процедура; 
♦ всякий раз после опорожнения кишечника ребенку следует не только воспользоваться туалетной бумагой, но и с тщательностью подмыться; 
♦ иногда возникает необходимость обработать кожные покровы вокруг анального отверстия детским кремом или каким-нибудь другим жирным кремом; эта мера помогает предотвратить раздражение кожи остатками фекалий, помогает при потертостях (неудобная, тесная одежда); эта же мера эффективна при трещинах в заднем проходе, которые могут возникнуть при трудностях с опорожнением кишечника (запоры, прохождение слишком плотных каловых масс). 
   В возрасте 7 лет ребенок уже обладает определенными гигиеническими навыками. Нужно только следить, чтобы он не ленился их соблюдать. 
   Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10-15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза. Желательно организовать ребенку удобный школьный уголок. Стол для занятий ставят так, чтобы свет падал слева. Свет от настольной лампы (60 Вт) не должен бить в глаза и ослеплять ребенка. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, сидеть надо прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаться грудью на стол; ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову следует держать вперед, расстояние от глаз до стола — 25 см. 
   Утро ребенка должно начинаться с гигиенической гимнастики, комплекс упражнений следует подобрать с учетом его здоровья и функциональных особенностей. До занятий в школе проводится вводная гимнастика, цель которой — подготовить организм к усидчивости, повысить уровень функционирования всех систем, сократить период вхождения в ритм занятий в школе. Ее длительность 7—10 мин, включает она 5-7 упражнений (ходьба, прыжки, наклоны, повороты и заключительные движения на внимание, которые выполняются не по показу, а по рассказу). Такую гимнастику целесообразно проводить и перед выполнением домашних заданий. Во время учебных занятий предусматриваются короткие перерывы для физкультминуток, гимнастики для глаз (чтобы изменить позу, углубить дыхание, улучшить кровообращение головы, дать отдых глазам).[3]

Информация о работе Анатомо-физиологические и гигиенические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста