Виды предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:19, реферат

Краткое описание

Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей. Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

Файлы: 1 файл

Виды предпринимательской деятельности К.р.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

Введение

Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть  на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических  знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности  к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его  как фактор производства наряду с  материальными, финансовыми и человеческими  ресурсами.

Путь к рынку оказался тернистым. Со всей очевидностью проявились две  разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, формируются, пусть  тяжело и медленно, механизмы рыночных преобразований: меняются методы государственного регулирования экономики, внедряются новые формы собственности, складывается средний класс.

С другой стороны, Россия не достигла ощутимого успеха в экономических  преобразованиях. Сокращается внутренний валовой продукт, происходит разрушение промышленного и аграрного потенциала. Политические катаклизмы, непоследовательность политики реформ, нестабильность законодательства влекут за собой нарушение баланса  в экономике, спад производства и  инвестиционной активности, отток капитала за рубеж и, как итог, недовольство большей части россиян нынешним уровнем жизни и перспективами.

Российский рынок представляет собой не самую благоприятную  среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства  в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражение  в победу. Экономическая нестабильность увеличивает риск, она же повышает шансы того, кто умеет правильно  оценить ситуацию, прогнозировать потери и прибыли.

История России показывает, что именно в бурные, переломные времена зарождались  знаменитые предпринимательские династии. В неспокойное время петровских реформ вошли в силу уральские  промышленники Демидовы. Новое поколение  крупных российских предпринимателей появилось на сцене после отмены крепостного права в 1868 - 1872 годы.

Так или иначе, развитие предпринимательства  играет свою положительную роль, активно  содействуя увеличению числа собственников, формированию среднего класса, росту  доли экономически активного населения  и созданию новых рабочих мест.

Переход к рыночной экономике, юридическое  признание собственности вызвали  к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его  участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное – новых знаний.

За терминами «предпринимательство»  и «предприниматель» стоит предприятие  – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную  систему, задача которой производить  продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жестокой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда  создает наиболее благоприятные  условия для экономического развития как отдельного предприятия, так  и общества в целом и является движущей силой социального и  экономического прогресса.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений  способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости.

Рыночная среда заставляет предприятие  работать рентабельно, если оно не хочет  покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить  только те товары и услуги, которые  удовлетворяют насущные потребности  людей. Работа в условиях рынка требует  от предпринимателей и менеджеров высокой  компетентности при осуществлении  бизнеса.

В римском праве “предпринимательство”  рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался  арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие  “предприниматель” употреблялось  в нескольких смыслах. Прежде всего  к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко  Поло, путешественник, стоявший у истоков  развития торговли между Европой  и Китаем. Отправляясь в путешествие  торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу  товаров. Хотя во время такого путешествия  на долю предпринимателя выпадали различные  физические и моральные испытания  по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов  и представлений. Кроме того, это  понятие использовалось применительно  к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные  ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.

Понятие “предпринимательского риска” получает свое развитие в 17 веке, когда  предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку  стоимость контракта была ранее  оговорена, размеры прибылей или  убытков определяла удачливость  самих предпринимателей. В экономической  литературе понятие “предприниматель”  впервые появилось во «Всеобщем  словаре коммерции» изданном в Париже в 1723г., где под ним понимается человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству  объекта».

В качестве научного термина понятие  “предприниматель” появилось в  работах известного английского  экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал  человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель  должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и  знаниями. Другой французский экономист  Тюрго считал, что предприниматель  должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи  большое внимание уделяли организаторской  функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские  способности.

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая  нация и каждый ее отдельный представитель  гордятся и своей причастностью  к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство  как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости.

 

 

 

 

 

 

1.Сущность, функции и роль предпринимательства и предпринимательской деятельности

Современные экономисты практически  отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической  жизни базирующееся на иных принципах  организации дела.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения  предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс  создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя —  как человека, который затрачивает  на это все необходимое время  и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и  удовлетворение достигнутым».

Английский профессор Алан Хоскинг  утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением  бизнесом и несет личную ответственность  за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской  деятельности прибыль и чувство  удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством». Но наряду с этим он должен принять  на себя весь риск потерь в случае банкротства  его предприятия.

Современная российская экономика  в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более  высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных  условий развития предпринимательской  деятельности в стране.

Реалии российской экономической  жизни таковы, что предприниматели  в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями  в процессе создания своего дела и  его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. Это, в свою очередь, обуславливает  необходимость поддержания достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства. Что же такое  предпринимательство, в каких формах оно реализуется, каковы угрозы его  безопасности и на чем основаны способы  защиты от них – все эти вопросы  были и остаются актуальными в  России.

Предпринимательская деятельность может  быть охарактеризована с двух точек зрения: экономической и правовой.

С экономической точки зрения предпринимательская  деятельность выполняет определенную функцию в экономическом развитии любой страны. Наиболее ярко эту  функцию описал австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Предпринимателями  он называл “хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз  осуществление новых комбинаций”. Функция предпринимателей заключается  в том, что они реализуют нововведения, играющие ведущую роль в развитии экономики. Нововведения включают внедрение  новых продуктов, технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, применение организационных  новшеств и т.п. Синонимом русского термина “нововведение” является все более часто употребляемое  понятие «инновация».

Следовательно, с экономической  точки зрения предпринимательство, это нововведенческая (инновационная) деятельность, а сам предприниматель  является носителем новаторской  функции.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочились в процессе развития экономической теории. В  западной экономической теории введение в предпринимательство и его  развитие связывают с Р. Кантильоном, А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смитом, Ж. Б. Сэем, а  также с К. Марксом, И. Шумпетером, А. Маршаллом, Ф. Хайеком, Л. Мизесом, И. Кирцнером, М. Вебером, В. Зомбартом, П. Дракером и другими исследователями. Эти ученые и возглавляемые ими  школы определили основные моменты  и характеристики предпринимательства  – несение риска и экономической  неопределенности (Р. Кантильон и  Ф. Найт), выведение системы из состояния  равновесия и приведение ее к этому  состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек), революционная  смена факторов производства (Ж. Б. Сэй  и И. Шумпетер), организация практической реализации новаторской идеи (И. Тиммонс  и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер), использование в процессе производства различного рода инноваций в целях  увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс).

Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской  деятельности связана с историей становления обмена, производства и  распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства  дает В. И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое  дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо. Принято  считать, что одним из первых, кто  серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями.

В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства  нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью  предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом  словаре» под общей редакцией  А. Н. Азрилияна дается следующее  определение: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица». К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в Гражданском кодексе Российской Федерации и других, в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства.

Согласно современному российскому  законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Аналогичное определение предпринимательства  принято в мировой практике. Так, например, в книге «Введение в  бизнес» американских авторов А. Стоунера и Э. Долана бизнес характеризуется  как деятельность на частных предприятиях, которые производят товары и услуги, стремятся к прибыли и конкурируют  друг с другом. Анализируя различные  точки зрения на определение предпринимательства, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.      

Информация о работе Виды предпринимательской деятельности