Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:16, доклад
По времени
Предварительный анализ (до совершения анализа)
Последующий
По пространственному признаку
Предметом анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Эти связи позволяют дать правильную оценку достигнутых результатов и выявляют резервы повышения эффективности производства.
Объектом анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности, например себестоимость услуг, использование материальных ресурсов и т.д.
Диалектика – движение, изменение, развитие.
Диалектический метод исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии. Отсюда следует, что одной из характеристик метода анализа хозяйственной деятельности является необходимость постоянных сравнений.
Диалектика учит, что каждое явление нужно рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий положительных и отрицательных сторон каждого явления и каждого процесса.
Важной методологической
чертой является то, что анализ способен
не только устанавливать причинно-
Методика - совокупность правил и способов, которые в наибольшей степени подходят для выполнения какой-либо работы.
Используют следующие технические приемы и способы:
Если тот или иной показатель рассматривается как результат действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то его называют результативным показателем.
Показатель, который определяет
поведение результативного
Детерминированный факторный анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, то есть, представлена в виде произведения частного к алгебраической сумме факторов.
Стохастический анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем является неполной или вероятностной.
Основные задачи факторного анализа
Факторы классифицируются по различным признакам, что позволяет точнее определить место и роль каждого из них в формирование результата.
Систематизация – размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с учетом их взаимосвязи и соподчиненности.
Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторным выражается в конкретных математических уравнениях.
Аддитивные модели – взаимосвязь результативного показателя с факторным, которая выражается суммой факторов Y = X1 + X2 + X3 +…Xn
Мультипликативные модели
Y= X1 * X2 * X3 *…Xn
Используются там, где результативный фактор есть произведение факторов.
Кратные модели
Y=
Результативный показатель есть частное от деления двух факторов.
Смешанные модели
Y =
Моделирование аддитивных факторных систем
Осуществляется разложением факторов исходной модели на составные элементы.
Объем реализованной продукции (VРП) = Объем выпущенной продукции – Остатки нереализованной продукции
Моделирование мультипликативной модели
Разложение исходных факторов на составные элементы
К кратным моделям применяют методы удлинения, расширения и сокращения.
Удлинение – предусматривает удлинение исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей.
Расширение – предусматривает расширение исходной модели путем умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей.
Сокращение – создается новая факторная модель путем деления числителя и знаменателя на один и тот же показатель.
В - выручка
А – активы
Сущность состоит в том, что однородные объекты сопоставляются друг с другом для нахождения либо сходства, либо различий между ними.
Типы сравнений
Привидение показателей в сопоставимый вид необходимо, потому что можно сравнивать только однородные величины. Несопоставимость может быть вызвана:
Сопоставимость достигается тем, что сравнимые показатели приводятся в единой базе по уровню перечисленных выше факторов. Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то, для нейтрализации данного фактора их уровень выражается в одних и тех же ценах.
Где Q1 и Q0 – физические объемы производства в отчетном и базисном периодах
П0 – цена продукции в базисном периоде
Относительные показатели показывают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления. Относительные показатели всегда получаются в результате деления одной величины на другую.
Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений.
В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин.
Относительная величина пространственного сравнения. Определяется сопоставлением уровня показателей относящихся к различным объектам, но взятых за один и тот же период.
Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнями показателя одного отчетного периода, выраженного в процентах.
Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателей текущего периода на его уровень в предыдущем периоде. Такие показатели называются темпами роста или прироста.
Показатели структуры – относительная доля или удельный вес какой-то части в общем. Эта часть выражается в процентах или долях.
Относительные величины эффективности – соотношение полученного эффекта с ресурсами или затратами.
Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени.
Средняя арифметическая величина невзвешенная используется тогда, когда расчеты производятся по несгруппированным данным.
Например: есть три торговых точки. В первой товарооборот = 38 млн. руб, во второй = 25 млн. руб., в третьей = 41 млн. руб.
Расчет простой невзвешенной арифметической величины: (38+25+41)/3 = 33 млн. руб.
Средняя арифметическая взвешенная величина
При расчете средних величин отдельные значения осредняемго признака могут повторяться. В подобных случаях расчет средней должен проводиться по сгруппированным данным. Такая средняя будет называться взвешенной, т.е. с учетом удельного веса.
Например: Было совершено три сделки по продажам акций. В первой сделке продали 700 акций по курсу 420 руб., во второй – 200 акций по 440 руб., а в третьей продали 950 акций по цене 410 руб.
Темп роста ТР (или цепной индекс) рассчитывают делением последующего показателя на предыдущий:
ТР =
Темп прироста ТПР определяют делением абсолютного прироста на значение показателя в базисном периоде:
ТПР =
План перевозок образует ту базу,
на основе которой строится вся система
внутрипроизводственного