Виды анализов и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:16, доклад

Краткое описание

По времени
Предварительный анализ (до совершения анализа)
Последующий
По пространственному признаку

Файлы: 1 файл

ивакина-лекции.docx

— 29.18 Кб (Скачать)

Виды анализов и их классификация

  1. По  времени
  • Предварительный анализ (до совершения анализа)
  • Последующий
  1. По пространственному признаку
  • Внутрифирменный
  • Межфирменный
  1. По аспектам исследования
  • Финансовый (диагностика и прогнозирование финансового состояния)
    • Ликвидность (насколько предприятие может оплачивать краткосрочные займы)
    • Финансовая устойчивость (соотношение между собственными средствами и заемными)
    • Деловая активность (насколько выполняется план)
    • Рентабельность
  • Управленческий
  • Функционально-стоимостной (исследует функции, которые выполняет объект и выявляет ненужные для того, чтобы предотвратить лишние затраты)
  • Логистический
  1. По методике изучения
  • Количественный
  • Качественный
  • Экспресс-анализ
  • Углубленный
  • Маржинальный
  • Внешний
  • Внутренний

Предмет и объекты  анализа

Предметом анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Эти связи позволяют дать правильную оценку достигнутых результатов и выявляют резервы повышения эффективности производства.

Объектом анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности, например себестоимость услуг, использование материальных ресурсов и т.д.

Метод и методика анализа  хозяйственной деятельности

Диалектика – движение, изменение, развитие.

Диалектический метод исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии. Отсюда следует, что одной из характеристик метода анализа хозяйственной деятельности является необходимость постоянных сравнений.

Диалектика учит, что каждое явление нужно рассматривать  как единство и борьбу противоположностей. Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий положительных  и отрицательных сторон каждого  явления и каждого процесса.

Важной методологической чертой является то, что анализ способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать количественную характеристику. Метод анализа хозяйственной деятельности представляет собой системное комплексное изучение измерений и обобщение влияния фактора на результаты деятельности предприятия с целью нахождения ее эффективности.

Методика - совокупность правил и способов, которые в наибольшей степени подходят для выполнения какой-либо работы.

Используют следующие  технические приемы и способы:

  1. Логические
  • Сравнение
  • Расчет относительных и средних величин
  • Графическое и табличное представление данных
  • Эвристические
  • Методы группировки данных и т.д.
  1. Способы детерминированного факторного анализа
  • Способ цепной подстановки
  • Метод абсолютных разниц
  • Логарифмированный
  1. Способы стохастического факторного анализа
  • Корреляционный анализ (устанавливает взаимосвязь между величинами, не связанными математическими формулами)
  1. Методы оптимизации решения экономических задач
  • Линейное и нелинейное программирование
  • Теория игр
  • Теория массового обслуживания

Методика факторного анализа

Если тот или иной показатель рассматривается как результат  действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта  исследования, то его называют результативным показателем.

Показатель, который определяет поведение результативного показателя, называется факторным.

Детерминированный факторный анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, то есть, представлена в виде произведения частного к алгебраической сумме факторов.

Стохастический анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем является неполной или вероятностной.

Основные задачи факторного анализа

  1. Отбор факторов для анализа, исследуемых показателей
  2. Факторы классифицируются и систематизируются с целью обеспечения системного подхода
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Работа с факторной моделью

Классификация и систематизация факторов

Факторы классифицируются по различным признакам, что позволяет  точнее определить место и роль каждого  из них в формирование результата.

  1. По своей природе
  • Природно-климатические
  • Социально-экономические (жилищные условия, уровень образования)
  • Производственно-экономические (отвечают за полноту использования рессурсов)
  1. По зависимости от коллектива
  • Объективные (зависят)
  • Субъективные (не зависят)
  1. По времени действия
  • Постоянные
  • Переменные

Систематизация – размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с учетом их взаимосвязи и соподчиненности.

Моделирование взаимосвязей в детерминированном факторном  анализе

Сущность моделирования  заключается в том, что взаимосвязь  исследуемого показателя с факторным выражается в конкретных математических уравнениях. 

Аддитивные модели – взаимосвязь результативного показателя с факторным, которая выражается суммой факторов Y = X1 + X2 + X3 +…Xn

Мультипликативные модели

Y= X1 * X2 * X3 *…Xn

Используются там, где  результативный фактор есть произведение факторов.

Кратные модели

Y=

Результативный показатель есть частное от деления двух факторов.

Смешанные модели

Y =

Моделирование аддитивных факторных систем

Осуществляется разложением  факторов исходной модели на составные  элементы.

Объем реализованной продукции (VРП) = Объем выпущенной продукции – Остатки нереализованной продукции

Моделирование мультипликативной  модели

Разложение исходных факторов на составные элементы

К кратным моделям применяют методы удлинения, расширения и сокращения.

Удлинение – предусматривает удлинение исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей.

 

Расширение – предусматривает расширение исходной модели путем умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей.

 

Сокращение – создается новая факторная модель путем деления числителя и знаменателя на один и тот же показатель.

 

В - выручка

А – активы

Способы обработки информации

Способ сравнения

Сущность состоит в  том, что однородные объекты сопоставляются друг с другом для нахождения либо сходства, либо различий между ними.

Типы сравнений

  • Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Дает возможность оценить темпы изменения показателей определить закономерности.
  • Сравнение фактического уровня показателей с плановыми. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана и определение неиспользованных резервов.
  • Сравнение с утвержденными нормами расходов ресурсов. Такое сравнение необходимо для оценки эффективного использования ресурсов и определение возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.
  • Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми. Это сравнение нужно для определения рейтинга предприятия среди других субъектов.

Способы привидения показателей  в сопоставимый вид

Привидение показателей  в сопоставимый вид необходимо, потому что можно сравнивать только однородные величины. Несопоставимость может быть вызвана:

  • Разным уровнем цен
  • Разными объемами деятельности
  • Разным качеством продукции
  • Различными методиками расчета показателей и т.д.

Сопоставимость достигается  тем, что сравнимые показатели приводятся в единой базе по уровню перечисленных  выше факторов. Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем  стоимостной оценки, то, для нейтрализации данного фактора их уровень выражается в одних и тех же ценах.

 

Где Q1 и Q0 – физические объемы производства в отчетном и базисном периодах

П0 – цена продукции в базисном периоде

Использование относительных  т средних величин в анализе  хозяйственной деятельности

Относительные показатели показывают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления. Относительные показатели всегда получаются в результате деления одной величины на другую.

Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений.

В анализе хозяйственной  деятельности используются разные виды относительных величин.

Относительная величина пространственного  сравнения. Определяется сопоставлением уровня показателей относящихся к различным объектам, но взятых за один и тот же период.

Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнями показателя одного отчетного периода, выраженного в процентах.

Для характеристики изменения  показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателей текущего периода на его уровень в предыдущем периоде. Такие показатели называются темпами роста или прироста.

Показатели структуры – относительная доля или удельный вес какой-то части в общем. Эта часть выражается в процентах или долях.

Относительные величины эффективности – соотношение полученного эффекта с ресурсами или затратами.

Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени.

Средняя арифметическая величина невзвешенная используется тогда, когда расчеты производятся по несгруппированным данным.

Например: есть три торговых точки. В первой товарооборот = 38 млн. руб, во второй = 25 млн. руб., в третьей = 41 млн. руб.

Расчет простой невзвешенной арифметической величины: (38+25+41)/3 = 33 млн. руб.

Средняя арифметическая взвешенная величина

При расчете средних величин  отдельные значения осредняемго признака могут повторяться. В подобных случаях расчет средней должен проводиться по сгруппированным данным. Такая средняя будет называться взвешенной, т.е. с учетом удельного веса.

Например: Было совершено  три сделки по продажам акций. В первой сделке продали 700 акций по курсу 420 руб., во второй – 200 акций по 440 руб., а в третьей продали 950 акций по цене 410 руб.

 

 

 

Темп роста ТР (или цепной индекс) рассчитывают делением последующего показателя на предыдущий:

ТР

,

Темп прироста ТПР определяют делением абсолютного прироста на значение показателя в базисном периоде:

 

ТПР =

,

План перевозок образует ту базу, на основе которой строится вся система  внутрипроизводственного планирования, а выполнение заданий согласно плану  определяет уровень показателей, характеризующих  производственно-хозяйственную деятельность. К таким показателям относится  доход АТП, уровень себестоимости, прибыли и рентабельности.


Информация о работе Виды анализов и их классификация