Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа
Цель работы - изучение техники управления затратами, которая предполагает выполнение следующих задач:
- определить этапы разработки системы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- рассмотреть типичные ошибки в управлении затратами.
Введение………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1.Теоретические основы управления затратами
1.1 Классификация затрат……………………………………………………6
1.2 Этапы разработки системы управления затратами……………………13
Заключение…………………………………………………………………..18
Практическая часть………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………....
Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного анализа «затраты - объем - прибыль», который позволяет находить критический объем продаж, или точку безубыточности, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Точку безубыточности особенно важно знать при неполной загрузке производственных мощностей, поскольку продажи ниже этой точки влекут за собой потери для предприятия.
4. Прямые и косвенные
затраты. По способу отнесения
на себестоимость продукции
- прямые - это расходы,
которые можно непосредственно
отнести на конкретный вид
продукции, работы, услуги. К ним
относятся затраты на сырье
и материалы, заработную плату
основных производственных
- косвенные - это расходы, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции. К косвенным затратам относятся затраты на управление и обслуживание предприятия в целом и его подразделений (если внутри подразделений производится несколько видов продукции).
Если предприятие производит один продукт, то все затраты на его производство и реализацию будут прямыми. Важно понимать, что распределение на прямые и косвенные расходы не соответствует разделению на постоянные и переменные затраты [8, с.255].
С развитием технологий, усложнением организационных структур предприятий, совершенствованием организации управления доля прямых затрат снижается, поэтому приоритетными направлениями учета и управления затратами становятся вопросы правильного отнесения затрат на себестоимость, выбора экономически обоснованных коэффициентов распределения и расчета полной себестоимости отдельных видов продукции.
Для решения принципиальных задач - сколько нужно продавать, и по какой цене, чтобы данный продукт приносил компании прибыль - необходимо посчитать, во что обходится производство одной единицы продукции, т.е. посчитать ее себестоимость.
Классический расчет себестоимости единицы продукции предполагает прохождение трех шагов:
Шаг 1 - определение переменных затрат на производство единицы продукции (сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата) по нормам расхода. Переменные расходы должны охватывать и налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции.
Шаг 2 - выделение в составе общепроизводственных расходов тех затрат, которые могут быть отнесены напрямую на конкретный вид продукции (связанных с производством конкретного вида продукции). Определение затрат на единицу продукции путем деления их абсолютной величины на объем производства данного вида продукции в натуральных единицах измерения.
Шаг 3 - суммирование всех прочих расходов,
произведенных за период, и отнесение
их к конкретным видам продукции (разделение
накладных расходов по видам продукции).
Классическими представителями таких
«прочих расходов» являются расходы на
содержание и ремонт оборудования, зданий,
сооружений, заработная плата административно-
1.2 Этапы разработки системы управления затратами
Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами. Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:
- подразделения предприятия, связанные с осуществлением затрат, отражением их в учете, контролем;
- подчиненность этих подразделений;
- сфера их ответственности;
- взаимосвязь с другими подразделениями;
- функциональные обязанности для каждой должности;
- документооборот, сопровождающи
Данный этап осуществляется кадровой службой при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической службами, бухгалтерией, службой снабжения и т.п.
Отдельно финансово-экономической службе поручается разработка элементов, необходимых для функционирования системы:
- центров затрат - подразделений, которые осуществляют расходы;
- ответственности - в т.ч. материальной;
- норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;
- образцов первичных документов по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету рабочего времени и т.п.;
- регламента предоставления информации -порядок, сроки, получатели данных.
Этап 2. Информационное обеспечение учета затрат. Это необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.
Этап 3. Планирование затрат. Планирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба.
Этап 4. Оперативный контроль расходов. Оперативный контроль расходов - это функция сотрудников структурных подразделений, в рамках которых осуществляются расходы. Для контроля над затратами необходимо организовать:
- фиксирование затрат на рабочих местах в центрах затрат;
- сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;
- своевременную передачу
данных в подразделение,
Этап 5. Учет затрат. Данный
этап подразумевает отражение
Этот этап включает также разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических и других требований.
Этап 6. Анализ затрат. Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки на производстве, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба. Руководителю предприятия необходимо потребовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе обобщенных статей расходов.
Например, если предприятие решает провести «аттестацию» производимой продукции, целесообразно выполнить следующие этапы.
1. Начать с маржинального
анализа - анализа соотношения
цен реализации и переменных
затрат на производство
Безусловно, вопрос формирования «продуктового портфеля» не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора - производственные мощности и рыночный спрос. Например, желание увеличить объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула идеального продуктового набора - максимальный спрос при максимальном ценовом коэффициенте и отсутствии ограничений по росту объемов производства.
2. Затраты, не вошедшие в состав переменных, распределить на разные виды продукции в соответствии со степенью их «участия» при производстве этих видов продукции.
Распределенные затраты
прибавляются к переменным, и получается
искомая себестоимость. Сравнивая
себестоимость с ценой
В результате появляется возможность сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня приносит убыток, но цена покрывает переменные затраты, увеличение объемов продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой овцы» из рядов производимой продукции.
Этап 7. Разработка управленческих решений. По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений.
При управлении затратами необходимо придерживаться классификации, принятой в традиционном бухгалтерском учете.
1) Производственные (коммерческие)
затраты. Расходы, необходимые
для реализации товаров, услуг,
Общепроизводственные расходы. Отличаются от производственных тем, что не привязаны к какому-то конкретному виду реализуемой номенклатуры. Они также зависят от объемов реализации и необходимы для ее осуществления. К таким расходам относятся: заработная плата прочего производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные расходы (большинство из них входят именно в эту статью затрат) и т.д.
3) Управленческие расходы.
Содержание управленческого
4) Общехозяйственные расходы (электроэнергия, тепло, вода, чай, кофе и пр.).
В результате проведенной курсовой работы по теме “Управление затратами на предприятии” были решены следующие задачи:
1 Рассмотрена сущность процесса управления затратами. В первой главе работы проанализировано влияние основных внешних и внутренних факторов на динамику затрат и определены направления их использования в интересах предприятия. Так, например, установлено, каким образом масштаб деятельности влияет на затраты, с ней связанные, и что понимание механизмов этого влияния помогает повысить чувствительность предприятия к тому типу масштаба, в котором оно имеет наибольшее преимущество перед конкурентами.
Рассмотрены различные группировки затрат, которые дают возможность видеть руководству предприятия, во что обходится производство всей продукции (группировка по элементам затрат); реализация отдельных видов изделий (классификация по статьям расходов); какой вклад на покрытие постоянных затрат вносят отдельные продукты и как может быть достигнут положительный эффект масштаба (деление затрат на переменные и постоянные) эффективность работы отдельных подразделений (с помощью “центров затрат”).
Выделены резервы снижения себестоимости, т.е. основные направления, по которым менеджеры должны вести борьбу за уменьшение расходов на предприятии. К ним относятся: во-первых, повышение технического уровня производства (внедрение новой, прогрессивной технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; изменение конструкции и технических характеристик изделий и т.д.); во-вторых, совершенствование организации производства и труда (специализация производства; совершенствование управления, повышение производительности труда); в-третьих, изменение объема и структуры продукции.
2. Представлена методика исследования потребительского рынка, которая заключается в систематическом выявлении всех обстоятельств, связанных с реальными и потенциальными партнерами фирмы по рынку. Установлено, что на базе этих знаний на предприятиях разрабатывается маркетинговая стратегия, которая дает ответы на следующие вопросы:
Какие продукты должны производится в течение следующего планового периода? В каком количестве? Когда необходимо начать введение нового продукта или остановить производство? Следует ли производить продукт самому или закупить на стороне? По какой цене продавать продукт? Ответы на эти вопросы составляют производственную программу предприятия, в соответствии с которой осуществляется управление затратами.