Управленческий анализ деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Aктуaльнoсть тeмы исслeдoвaния. Современное состояние экономики России в сложных условиях нестабильной экономической ситуации, жесткой конкуренции со стороны отечественных и иностранных конкурентов, быстроменяющихся конъюнктуры и потребностей рынка, ставит на первый план необходимость повышения эффективности управления всеми видами ресурсов коммерческих организации и предприятия, более взвешенного подхода к планированию производственно-хозяйственной деятельности, управления затратами и финансовыми результатами субъектов хозяйствования. Управленческая деятельность, в данном случае, выступает как один из важнейших факторов функционирования организации, обеспечения ее выживаемости и устойчивого развития.

Оглавление

Ввeдeниe…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический аспект управленческого анализа деятельности предприятия……………………………………………………………………...6
1.1. Понятие и особенности управленческого анализа хозяйственной деятельности организации………………………………………………………..6
1.2. Этапы формирования и функции системы управленческого анализа на предприятиях…………………………………………………………………….12
1.3. Методы управленческого анализа деятельности предприятия…………..17
2. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия OAO «Бeлaгрoмaш-Сeрвис»…………………………………………………………21
Oргaнизaциoннo – экoнoмичeскaя хaрaктeристикa предприятия…………………………………………………………………….. 21
Aнaлиз финaнсoвo-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...34
Управленческий анализ деятельности предприятия …………………...38
3. Повышение эффективности управленческого анализа деятельности предприятия OAO «Бeлaгрoмaш- Сeрвис»…………………….…………... 44
3.1. Мероприятия по повышению эффективности управленческого анализа деятельности предприятия………………………………………………………44
3.2. Внедрение автоматизированной системы учета «Семерка» на предприятии……………………………………………………………………...51
3.3. Oцeнкa эффeктивнoсти прeдлoжeнных мeрoприятий…………………...53
Зaключeниe……………………………………………………………………...63
Списoк литературы…………………………………………………………….66
Прилoжeния……………………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

управленческий анализ деятельности предприятия (Восстановлен).doc

— 789.50 Кб (Скачать)

 

Таким образом, от правильности и результативности внутреннего управленческого анализа зависит основной результат – прибыль, которая затем становится объектом финансового (внешнего) анализа. В этом единство целей, но различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу единой стратегии бухгалтерского учета и анализа на предприятии.

Виды анализа  – внутренний, оперативный, текущий, комплексный [7].

 

Таким образом, содержание управленческого анализа  схематично можно представить следующим образом (рис. 1.2)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2 - Содержание управленческого анализа

 

Управленческий  анализ призван обеспечить управленческий аппарат предприятия информацией, необходимой для управления и  контроля за деятельностью этого  предприятия. Синоним управленческого  анализа – внутренний анализ, который дает администрации соответствующую информацию для принятия наиболее эффективных решений.

Таким образом, подведем итоги: 1. управленческий анализ - метод научного исследования явлений и процессов в управлении бизнесом, основывающийся на изучении составных частей, элементов изучаемой системы и способствующий принятию управленческих решений для достижения целей деятельности организации.

2. Цель управленческого  анализа состоит в изучении  механизма достижения максимальной  прибыли и повышения эффективности хозяйствования; разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу; обосновании управленческих решений по достижению конкретных производственных целей; постоянном информационном обеспечении контроля за рациональностью функционирования всей хозяйственной системы по выполнению обязательств производства и продажи продукции, выявлению и мобилизации текущих внутрипроизводственных резервов снижения затрат на производство продукции, роста доходности предприятия.

 

 

 

 

1.2. Этапы формирования и функции системы управленческого анализа на предприятиях

 

При организации  управленческого анализа на предприятии  необходимо принимать во внимание ряд существенных факторов, которые будут накладывать определенный отпечаток на весь процесс управления:

  • наличие и уровень развития системы управленческого учета;
  • организационно-правовая форма и  масштабы деятельности предприятия;
  • структура субъектов управленческого анализа и др [4].

Так как любой  анализ черпает информацию из бухгалтерского учета, непосредственное влияние на организацию управленческого анализа будет играть наличие и уровень развития системы управленческого учета на предприятии. На предприятии, где не ведется управленческий учет, проведение управленческого анализа будет чрезвычайно затруднено недостаточностью информации.

Если система  управленческого учета есть на предприятии, необходимо, прежде всего, оценить соответствие существующей системы информационного  обеспечения целям управленческого  анализа. В случае полного удовлетворения информационных потребностей данными управленческого учета при принятии решений работа по организации и проведению внутреннего управленческого анализа существенно упрощается. Недостаточный уровень развития управленческого учета ведет к формированию неполной, фрагментарной информационной базы. В данном случае процесс организации управленческого анализа потребует больших трудозатрат, в первую очередь направленных на реорганизацию системы информационного аналитического обеспечения [11].

Действующим в  России законодательством разрешено  создание предприятий в различных  организационно-правовых формах, которые предусматривают различия в принципах функционирования и взаимоотношениях между участниками.

Все возможные  организационно-правовые формы функционирования юридических лиц можно разделить на три группы:

1) юридические  лица, в отношении которых их  участники имеют обязательственные  права (хозяйственные товарищества, общества, производственные и потребительские кооперативы);

2) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия);

3) юридические  лица, в отношении которых их  учредители не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Разумеется, организация  системы управленческого учета  и анализа целесообразна в  большей мере для юридических  лиц первой группы, функционирующих на основе коллективного хозяйствования (корпоративная форма) с целью получения прибыли. При этом цель, задачи и направления организации управленческого анализа будут определяться менеджерами и исходить, прежде всего, из приоритета интересов собственников.

На государственных  и муниципальных унитарных предприятиях необходимость проведения управленческого  анализа определяется непосредственно целями и видом деятельности. Основной круг вопросов, которые подлежат анализу, будет определен вышестоящими или образующими структурами.

Бюджетные организации, функционирующие на иных принципах, чем коммерческие, а также общественные, религиозные и другие аналогичные организации мало нуждаются в построении системы управленческого учета и анализа в том виде, в каком она характерна для предприятий, функционирующих только на основе принципов прибыльности.

Помимо юридических  лиц каждый гражданин Российской Федерации вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае он единолично принимает управленческие решения, эффективность которых также напрямую зависит от качества, достоверности и правильности оценки исходной информации. В такой ситуации может проводиться управленческий анализ по усеченному кругу наиболее важных для индивидуального предпринимателя вопросов с опорой на применяемую систему бухгалтерского учета и отчетности [18].

Эффективность организации управленческого анализа  во многом определяется структурой, взаимоотношениями и распределением обязанностей между его субъектами. Оптимальным в данном случае будет первичность движения информации от управляемой системы к управляющей (т.е. снизу вверх по иерархической структуре). Однако качественная сложность управленческого анализа должна изменяться в обратном направлении: на нижних уровнях происходит сбор и простейший анализ, на высших — комплексный анализ деятельности с учетом всей информации, поступающей от разных уровней. Только в этом случае возможно оперативное реагирование на происходящие изменения и эффективное управление.

Становление и внедрение системы управленческого анализа затрат является достаточно сложным и длительным процессом, состоящим из нескольких последовательных этапов. В целом внедрение системы управленческого анализа на предприятиях можно представить следующим образом [10]:

Первый этап описание   существующей   информационной   (бухгалтерской) системы организации - характерен для организаций, существующих довольно продолжительное время. К этой группе относятся предприятия промышленности, так как за последнее время серьезных изменений в инфраструктуре организаций данного типа не наблюдается. Задачами этапа являются описание и анализ существующей информационной системы организации, по преимуществу системы бухгалтерского учета. Результатом данного этапа являются схемы организационно-управленческой структуры, информационных потоков предприятия, описание системы бухгалтерского учета. На этом этапе также должны быть определены особенности и недостатки организации существующей системы управленческого анализа.

На втором этапе определение требований к необходимой управленческой информации. Определяется качественный и количественный состав информации, требуемый для эффективного управления организацией. Здесь выявляются пробелы существующей информационной системы, выясняются причины этого, оценивается объем изменений в системе управления.

На третьем этапе построение формализованной системы, способной обеспечить менеджеров необходимой управленческой информацией. Данная система должна быть способна собирать, обрабатывать и предоставлять соответствующую потребностям управляющих информацию. Здесь выделяются центры ответственности — сегменты внутри организации, во главе которых стоят ответственные лица, принимающие решения.

Четвертый этап характеризуется построением системы управленческой отчетности, которая представляет собой совокупность отчетов и сводок, составляемых центрами ответственности, включающих всю необходимую для учетно-аналитических специалистов информацию с заданным уровнем детализации.

На пятом этапе - построение системы внутрипроизводственного анализа - происходит конструирование системы управленческого анализа. Главной целью анализа является оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе управленческой аналитической отчетности и выработка рекомендаций по ее совершенствованию, а также своевременное выявление и устранение недостатков в деятельности хозяйствующего субъекта, поиск резервов улучшения финансового состояния и его платежеспособности [19].

Шестой этап - построение системы финансового планирования, которая состоит из систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия и системы сводного бюджетного планирования деятельности предприятия.

На внедрение  системы оказывают влияние такие  факторы, как продолжительность  существования организации на рынке, размер, структура, уровень автоматизации управления и учета и постановки менеджмента в организации.

Таким образом, внедрение системы управленческого анализа на предприятиях можно представить следующим образом: первый этап - описание   существующей   информационной   (бухгалтерской) системы организации; на втором этапе определение требований к необходимой управленческой информации; на третьем этапе построение формализованной системы; четвертый этап характеризуется построением системы управленческой отчетности; на пятом этапе - построение системы внутрипроизводственного анализа; шестой этап - построение системы финансового планирования.

 

 

1.3. Методы  управленческого анализа деятельности  предприятия

 

Управленческий анализ направлен на выявление внутренних ресурсов и возможностей предприятия, на оценку текущего состояния бизнеса, выявление стратегических проблем. Необходимость проведения управленческого анализа определяется следующими факторами [19]:

  • во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;
  • во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;

в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы  и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

Методы управленческого  анализа подразделяются на социологические и аналитические.

Социологические методы следующие:

Метод опроса —  ориентирован на получение информации от непосредственных участников исследуемых  процессов или явлений. Этот метод  имеет несколько видов: групповое  и индивидуальное анкетирование; почтовый, прессовый и телефонный опрос; формализованное, фокусированное и свободное интервьюирование.

Метод наблюдения — ориентирован на достаточно протяженный  сбор информации, осуществляемый одновременно с развитием исследуемых явлений (проблем). Виды наблюдения: полевое и лабораторное, систематическое и несистематическое, включенное и невключенное, структурализованное и неструктурализованное.

Метод эксперимента — ориентирован на проверку жизнеспособности исследуемого явления (проблемы). Виды экспериментов: полевые, лабораторные, линейные, параллельные и т. д.

Метод анализа  документов — ориентирован на задействование всей полноты информации, которая  может содержаться в документе. Виды: качественный (традиционный) и  формализованный (контент-анализ) анализ.

Аналитические методы включают в себя [19]:

Метод сравнения (сравнение сопоставимых показателей  для определения отклонений от плановых показателей, установления их причины  и выявления резервов). Основные виды сравнений, применяемые при  анализе: отчетные показатели с плановыми показателями; плановые показатели с показателями предшествующего периода; отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; показатели работы за каждый день; показатели сравнения со среднеотраслевыми данными; показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий; показатели работы одного подразделения с аналогичными показателями работы других подразделений; показатели сравнения деловых и личных качеств одних работников с аналогичными качествами других (возможно попарное сравнение); показатели сравнения индивидуальных показателей со средними по подразделению; показатели результатов работы до и после введения каких-либо новшеств, нововведений.Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т. д.).

Информация о работе Управленческий анализ деятельности