Показатели эфективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:59, доклад

Краткое описание

Показатели экономической эффективности – это группа показателей, характеризующая уровень экономического развития в наибольшей степени, так как прямо или косвенно показывает качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капиталов страны, трудовых ресурсов.
Выделим следующую группу показателей, важным условием рассмотрения которых при анализе является их рассмотрени

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.31 Кб (Скачать)

Показатели, характеризующие  уровень экономического развития стран  – показатели экономической эффективности

Показатели экономической  эффективности – это группа показателей, характеризующая уровень экономического развития в наибольшей степени, так как прямо или косвенно показывает качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капиталов страны, трудовых ресурсов.

Выделим следующую группу показателей, важным условием рассмотрения которых при анализе является их рассмотрение в связи друг с другом:

  1. производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств);
  2. капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции;
  3. фондоотдачу единицы основных фондов;
  4. материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.

Высокая производительность труда может быть достигнута ценой  чрезмерной интенсификации труда либо огромных капитальных затрат и материальных ресурсов и находится под влиянием изменений в технике и технологии, качестве рабочей силы, качестве используемых оборотных средств, спросе, государственном  регулировании, перераспределении  ресурсов капитала в стране и т. д.

Самая многочисленная группа показателей – частные показатели, с помощью которых детализируются и анализируются основные показатели функционирования экономики и которые отражают влияние различных факторов на основной и охватывают функционирование всех элементов производственного процесса и непроизводственной сферы. В последние годы в специальных исследованиях и статистической информации все шире применяются показатели сравнительной конкурентоспособности, разработанные МВФ. Таких показателей, в полной мере характеризующих конкурентоспособность в международной торговле, пять:

  1. удельные затраты на заработную плату (в расчете на единицу продукции);
  2. нормализованные удельные затраты на рабочую силу (в расчете на единицу продукции), т. е. выпуск продукции на отработанный человекочас;
  3. уровень полных удельных издержек по элементам добавленной стоимости, т. е. показатели удельных расходов всех первичных факторов производства;
  4. сравнительный уровень оптовых цен промышленности;
  5. сравнительный уровень экспортных цен промышленных товаров.

Все попытки сформулировать агрегатный показатель эффективности  функционирования национальной экономики, который бы отражал и уровень  экономического развития страны, безрезультатны в связи с многочисленными  трудностями сведения воедино стоимостных  и натуральных величин, затрат квалифицированного и неквалифицированного труда и др. Однако существует общий подход, который заключается в конструировании показателя, позволяющего соотносить совокупные результаты труда общества за отчетный год (ВВП / ВНП, НД) с совокупными затратами всех факторов производства, приведенными к тому же отчетному году.

Информационная  база управления финансами 
 
Управление финансами предприятий сопровождается постоянным принятием решений, основанных на сборе определенной информации, применении тех или иных методов обработки информации, анализа и расчета различного рода финансово-экономических показателей, предвидения и учета возможных потерь. 
 
Создание информационной базы управления финансами на предприятии представляет собой целенаправленный подбор соответствующих показателей с целью использования их в процессе анализа, планирования и принятия управленческих решений. В зависимости от источников образования информация, необходимая финансисту, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Показатели, формируемые из внешних источников информации, делятся на три группы.  
 
Первая группа - это сведения, характеризующие экономическое развитие государства. На их основе проводится анализ и прогнозирование условий внешней среды деятельности предприятия в процессе осуществления инвестиций, формирования финансовой стратегии развития активов и капитала предприятия. Информационная база создается на публикуемых данных государственной статистики и включает в себя такие показатели макроэкономического развития как объем доходов и расходов бюджета, размер бюджетного дефицита и эмиссии денег, индекс инфляции, учетная ставка Национального банка и др. Показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: объем произведенной (реализованной) продукции, общая стоимость активов, сумма используемого капитала, в том числе собственного, размер балансовой и чистой прибыли, индекс цен на продукцию. 
 
Вторая группа - это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Они помогают принимать решения, связанные с формированием портфеля финансовых инвестиций, долгосрочного и краткосрочного характера. Информационная база создается на основе публикаций коммерческих изданий и электронных источников информации, включает в себя показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка (виды акций, облигаций, обращающиеся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке, цены и объемы сделок и др.), а также сведения, характеризующие конъюнктуру денежного рынка (депозитная и кредитная ставка коммерческих банков, официальный курс отдельных валют, курс их покупки-продажи, установленный коммерческими банками).

 

Информационная  база управления финансами 
 
Управление финансами предприятий сопровождается постоянным принятием решений, основанных на сборе определенной информации, применении тех или иных методов обработки информации, анализа и расчета различного рода финансово-экономических показателей, предвидения и учета возможных потерь. 
 
Создание информационной базы управления финансами на предприятии представляет собой целенаправленный подбор соответствующих показателей с целью использования их в процессе анализа, планирования и принятия управленческих решений. В зависимости от источников образования информация, необходимая финансисту, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Показатели, формируемые из внешних источников информации, делятся на три группы.  
 
Первая группа - это сведения, характеризующие экономическое развитие государства. На их основе проводится анализ и прогнозирование условий внешней среды деятельности предприятия в процессе осуществления инвестиций, формирования финансовой стратегии развития активов и капитала предприятия. Информационная база создается на публикуемых данных государственной статистики и включает в себя такие показатели макроэкономического развития как объем доходов и расходов бюджета, размер бюджетного дефицита и эмиссии денег, индекс инфляции, учетная ставка Национального банка и др. Показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: объем произведенной (реализованной) продукции, общая стоимость активов, сумма используемого капитала, в том числе собственного, размер балансовой и чистой прибыли, индекс цен на продукцию. 
 
Вторая группа - это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Они помогают принимать решения, связанные с формированием портфеля финансовых инвестиций, долгосрочного и краткосрочного характера. Информационная база создается на основе публикаций коммерческих изданий и электронных источников информации, включает в себя показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка (виды акций, облигаций, обращающиеся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке, цены и объемы сделок и др.), а также сведения, характеризующие конъюнктуру денежного рынка (депозитная и кредитная ставка коммерческих банков, официальный курс отдельных валют, курс их покупки-продажи, установленный коммерческими банками).

 

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового  рынка, а именно:  
 
а) показатели, характеризующие конъюнктуру рынка ценных бумаг (рынка фондовых инструментов);  
 
б) показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов.  
 
1. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов, среди которых выделяют следующие группы:  
 
а) банки, б) страховые компании, в) поставщики продукции; г) покупатели продукции д) конкуренты.  
 
4. Нормативно-регулирующие показатели. Показатели этой группы формируются, как правило, в разрезе следующих блоков:  
 
а) нормативно-регулирующие показатели по различным направлениям финансовой деятельности предприятия;  
 
б) нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка.  
 
 
Б. Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников. Делится на три группы:  
 
1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности по предприятию в целом. Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия. Формирование системы показателей этой группы основано на данных финансового учета предприятия.  
 
Преимуществами показателей этой группы является их унифицированность, потому что они базируются на общепринятых стандартизированных принципах учета (что позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным аспектам формирования и распределения финансовых ресурсов, а также сравнивать эти показатели с другими аналогичными предприятиями.  
 
В то же время, информационная база, которая формируется на основе финансового учета, имеет и отдельные недостатки, основными из которых являются: отражение информативных показателей лишь по определению в целом (что не позволяет использовать ее при принятии управленческих решений по отдельным сферам финансовой деятельности); низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал или в год); использование только стоимостных показателей (это затрудняет анализ влияния изменения цен на формирование финансовых ресурсов).  
 
В состав этой группы показателей входят:  
 
а) показатели, которые обязательно отражаются в балансе предприятия;  
 
б) показатели, которые отражаются в отчете о финансовых результатах;  
 
в) показатели, которые отражаются в отчете о собственном капитале и в отчете о движении денежных средств.  
 
2.Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. Формирование системы показателей этой группы строится на данных управленческого учета, который должен быть организован на предприятии.  
 
Этот вид учета получил развитие в связи с переходом предприятий нашей страны с общепринятой в международной практике системы бухгалтерского учета, который позволяет существенно дополнить учет финансовый. Он представляет собой систему учета всех необходимых показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений и планирования деятельности предприятия в предстоящем периоде. 

 

Информационная система (или система  информационного обеспечения) финансового менеджмента представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как Внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему финансового менеджмента, предварительно классифицируется. Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы.  

 

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое  развитие страны. Система информативных  показателей этой группы служит  ос новой проведения анализа  и прогнозирования условий внешней  финансовой среды функционирования  предприятия при принятии стратегических  решений в области финансовой  деятельности (стратегии развития  его активов и капитала, осуществления  инвестиционной деятельности, формирования  системы перспективных целевых  показателей финансового менеджмента). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики. Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока. В первом блоке — „Показатели макроэкономического развития" — содержатся следующие основные информативные показатели, используемые в процессе управления финансами предприятия:

а) темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

б) объем эмиссии денег в рассматриваемом  периоде;

в) денежные доходы населения;

г) вклады населения в банках;

д) индекс инфляции;

е) учетная ставка центрального банка.  

 

Во втором блоке — „Показатели  отраслевого развития" — содержатся следующие основные информативные  показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:

а) объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика;

б) общая стоимость активов предприятий, в том числе оборотных;

в) сумма собственного капитала предприятий;

г) сумма валовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности;

д) ставка налогообложения прибыли  по основной деятельности;

е) ставки налога на добавленную стоимость  и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую предприятиями отрасли;

ж) индекс цен на продукцию отрасли  в рассматриваемом периоде. 

 

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру  финансового рынка. Система информативных  показателей этой группы служит  для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых инвестиций, привлечения кредитов, валютных операций и некоторых других аспектов финансового менеджмента Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации. Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на три блока. В первом блоке — „Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов фондового рынка" — содержатся следующие основные информативные данные:

а) виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

б) котируемые цены предложения и  спроса основных видов фондовых инструментов;

в) объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

г) сводный индекс динамики цен  на фондовом рынке. 

 

Во втором блоке — „Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов кредитного рынка" — содержатся следующие основные информативные данные:

а) кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита; б) лизинговая ставка по видам лизингуемых активов;

в) депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам. В третьем блоке — „Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов валютного рынка" — содержатся следующие информативные показатели:

а) официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности;

б) курс покупки — продажи аналогичных  видов валют, установленный коммерческими банками.

3. Показатели, характеризующие деятельность  контрагентов и конкурентов. Система  информативных показателей этой  группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: „Банки"; „Лизинговые компании"; „Страховые компании"; „Инвестиционные компании и фонды"; „Поставщики продукции"; „Покупатели продукции"; „Конкуренты". Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями (получение такой информации должно осуществляться только легальными способами) Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления финансами, объемом операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, длительностью партнерских отношений и другими условиями.

Информация о работе Показатели эфективности