Отраслевой принцип в организации управления экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:03, доклад

Краткое описание

Ужесточены командно-административные методы государственного управления, партийное руководство всеми его структурами сверху донизу. ВКП(б) берет на себя все больше административных и хозяйственных функций, превращается в монопольный субъект государственной власти и управления. Происходит деформирование ее идейной роли, обюрокрачивание [4]. Партийное руководство сливается с государственным управлением, формируется партийно-советское управление.

Файлы: 1 файл

Отраслевой принцип в организации управления экономикой.docx

— 24.05 Кб (Скачать)

Отраслевой принцип в организации управления экономикой 

Ужесточены командно-административные методы государственного управления, партийное руководство всеми  его структурами сверху донизу. ВКП(б) берет на себя все больше административных и хозяйственных функций, превращается в монопольный субъект государственной власти и управления. Происходит деформирование ее идейной роли, обюрокрачивание [4]. Партийное руководство сливается с государственным управлением, формируется партийно-советское управление. На управленческие партийные и государственные кадры отрицательно действовали культ личности, репрессии.

Усиливалось общесоюзное  централизованное начало во всей системе  государственного управления. В связи  с продолжавшимся разукрупнением и  специализацией наркоматов приняты  меры по улучшению руководства хозяйственными ведомствами. К августу 1940 г. в правительстве  СССР имелось 25 общесоюзных наркоматов [6] и 16 союзно-республиканских. Для координации их деятельности при СНК СССР созданы шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими. В состав каждого совета входили 3—5 человек во главе с заместителем Председателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызывало необходимость совершенствовать политический контроль над ним. Осуществляющий эту функцию Наркомат внутренних дел был ранее отягощен несвойственными  ему функциями. В его ведение  передано управление шоссейными и грунтовыми дорогами, управление государственной  съемки и картографии, переселенческое  дело. В связи с усилением репрессивных функций и расширением объема работы НКВД в феврале 1941 г. разделен на два наркомата: Народный комиссариат  внутренних дел и Народный комиссариат  государственной безопасности, который  руководил в связи с обострением  международной обстановки и внешней  разведкой.

В целях установления строжайшего контроля над расходованием  денежных средств, материальных ценностей  и проверки исполнения постановлений  правительства 6 сентября 1940 г. создан Наркомат госконтроля СССР. Ему переданы функции Комиссии советского контроля и Главного военного контроля, предоставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на их руководителей за неисполнение решений правительства, производить денежные начеты и привлекать к судебной ответственности лиц, виновных в бесхозяйственности. Во всех наркоматах создавались контрольно-инспекторские группы. Положение о Наркомате госконтроля не предусматривало привлечения трудящихся к контрольной деятельности. Ее осуществляли профессиональные контролеры-ревизоры, четко обозначилась дальнейшая бюрократизация контрольных органов, всей системы социального контроля.

Заботы государственного управления сосредоточивались на укреплении трудовой, производственной дисциплины. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов по упорядочению работы наркоматов, всех государственных учреждений, промышленных предприятий, усилению ответственности  служащих, рабочих, руководителей учреждений и предприятий за качество работы, соблюдение дисциплины.

Изменено военное  управление постоянно растущей и  перестраивающейся армией, созданы  новые и реорганизованы прежние  структуры, упорядочены их функции, укреплены единоначалие и дисциплина в армии. Дисциплинарный устав 1940 г. восстановил штрафные части. Извлекая уроки из Финской кампании (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.), советское руководство  обратилось к опыту дореволюционной  русской армии. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 12 августа 1940 г. «Об  укреплении единоначалия в Красной  Армии и Военно-Морском Флоте» отменил институт военных комиссаров. 7 мая 1940 г. было объявлено о восстановлении генеральских и адмиральских званий. За один месяц свыше тысячи военачальников стали генералами и адмиралами [7]. Несколько ослабла апологетика опыта гражданской войны, и на руководящие должности в Вооружен ных Силах выдвинуто немало относительно молодых людей: начальник Генерального штаба РККА с августа 1940 г. по февраль 1941 г. генерал армии К.А. Мерецков (43 года), нарком Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов (34 года), командующий Военно-Воздушными Силами генерал П.В. Рычагов (29 лет) и др. Средний возраст командиров полков составил 29—33 года, командиров дивизий — 35—37 лет, командиров корпусов и командующих армиями — 40—43 года, что отразило курс на омоложение комсостава, выдвижение профессионально подготовленных военачальников и должно было как-то компенсировать ослабление комсостава вследствие репрессий.

Генеральный штаб (сокр. ГенштабГШ ВС) — центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления вооружёнными силами во многих государствах.

По определению Клаузевица, назначение Генштаба состоит в разработке и изложении идеи высших строевых начальников в форме приказаний, со всеми необходимыми для исполнения подробностями; кроме того, Генштаб обязан заботиться о боевой готовности и материальных нуждах войск, для чего, не вмешиваясь в деятельность специальных органов, должен сообщать им необходимые указания, вытекающие из общего хода военных действий; с другой стороны, Генштаб получает от этих органов сведения о степени обеспечения войск предметами довольствия.  

С 1943 г. функции  управления в области охраны государственной  безопасности и общественного порядка  осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Меркулов, затем - В.С. Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы  соответственно в министерство внутренних дел СССР и министерство государственной  безопасности СССР. В сферу компетенции  НКВД (МВД) и НКГБ (МГБ) входило обеспечение  государственной безопасности, охрана общественного порядка и социалистической собственности. В их функции также  входило управление автомобильным  транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами, руководство многими научными исследованиями, дело геосъемки и картографии, лесной охраны, переселенческое дело, пожарная охрана, органы ЗАГСа и др.

в первые послевоенные годы главной задачей было восстановление разрушенного народного хозяйства (См. дополнительный иллюстративный материал). США, согласно плану Маршалла, оказывали европейским странам колоссальную финансовую помощь в восстановлении экономики: за 1948-1951 гг. страны Европы получили от США $12,4 млрд. США предложили финансовую помощь и Советскому Союзу, но при условии контроля с их стороны за расходованием предоставляемых средств. Советское правительство на таких условиях эту помощь отвергло. Советский Союз восстанавливал свою экономику за счёт собственных ресурсов.  
     
Уже в конце мая 1945 г. ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров народного потребления. Был принят закон о демобилизации 13-ти возрастов личного состава армии. Демобилизуемые обеспечивались комплектом одежды и обуви, единовременным денежным пособием, местные власти должны были в течение месяца трудоустроить их. Произошли изменения в структуре государственных органов. В 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны (ГКО). Его функции были вновь распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП (б) и Верховным Советом СССР. В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Председателем Совета Министров в 1946 - 1953 гг. по-прежнему являлся И.В. Сталин. Во главе министерств стояли члены правительства, они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства и культуры. Основными являлись министерства: иностранных дел, вооруженных сил (в 1950 - 1953 гг. - военное и военно-морское), финансов, внутренних дел, госбезопасности, госконтроля, тяжелого, транспортного, строительного машиностроения, приборостроения, станкостроения, министерства в сфере топливной промышленности и энергетики, а также медицинской, лесной, химической, легкой, рыбной, пищевой, промышленности стройматериалов, 5 центральных ведомств транспорта и связи, внутренней и внешней торговли, 5 министерств, руководивших сельским хозяйством страны. Во время Великой Отечественной войны судебная система судопроизводства, закрепленная в Конституции 1936 г., а также судебная практика конца 30-х гг. были. По существу, отменены. Органами правосудия в годы войны стали общие народные суды и военные трибуналы, в военных трибуналах принцип выборности судей был заменен их назначением. После завершения войны многие чрезвычайные судебные и административные меры были отменены. Так, указом Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. была отменена смертная казнь. Вновь вводились выборность судей и судебных заседателей, сокращалось количество трибуналов, которые сохранились после войны в армии, на флоте, в МВД, МГБ, частично на транспорте. Верховный суд избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Остальные суды избирались, в соответствии с Конституцией 1936 г., всеми трудящимися гражданами СССР сроком на 3 года и были ответственны и подотчетны вышестоящим органам. 

9 апреля 1941 г. реорганизован созданный еще в 1937 г. Комитет Обороны, которому придан статус чрезвычайного органа управления с конкретно определенными функциями. Состав Комитета сокращен до 5 человек. В него вошли К.Е. Ворошилов (председатель), И.В. Сталин, А. А. Жданов (заместитель Председателя), С.К. Тимошенко, Н.Г. Кузнецов .

Наряду с частичной  милитаризацией, дальнейшей централизацией, бюрократизацией усилены командно-административные методы, репрессивно-карательные функции управления, сужена гласность, увеличена секретность всех звеньев управленческой системы. Эти и другие парадоксальные особенности отразили степень изменения государственного управления применительно к нарастающей опасности войны для СССР. Сделано немало, но далеко не все, что и определило как плюсы, так и минусы подготовки страны к участию в войне. Они сказались решающим образом на катастрофических неудачах первого периода Великой Отечественной войны, когда обнаружились серьезные ошибки [11], преступные просчеты руководства как в вопросах о возможных сроках фашистского нападения, так и в степени готовности к нему страны, системы государственной власти, управления, адекватности советской военно-стратегической доктрины геополитическим интересам и конкретно-исторической международной и внутренней ситуации.

Государственное управление приобрело такие специфические  черты, как милитаризм, экстремальность, чрезвычайность, директивность и  др. В зависимости от периодов Великой  Отечественной войны менялись его  основные задачи, направления, организационная  структура, средства и формы функционирования, которые подчинены единой цели —  разгромить фашизм, освободить страну от оккупантов-агрессоров, отстоять ее свободу и независимость, обеспечить ее послевоенную безопасность. Динамизм, адекватность государственного управления менявшимся условиям, потребностям проявились в его конкретности, четкости, оперативности, мобилизационной действенности, что  во многом стало возможно благодаря  его советской природе.

Удалось преодолеть временную заминку в  функционировании различных уровней  и звеньев управленческой системы, связанную с внезапностью, масштабностью  фашистского нападения, стремительностью и широкой фронтальностью наступления, с необходимостью необычной перестройки  власти и управления, всей жизни  народа в тяжелых условиях начального периода войны .

Сказались и такие факторы, как перестановка кадров в государственных органах, общественных организациях в связи  с мобилизацией на фронт, обновление личного состава государственного аппарата за счет выдвижения людей, не подлежащих призыву и мобилизации  в армию, не имевших необходимого опыта руководящей и административной работы.

23 июня 1941 г. образована  Ставка Главного командования (СГК). Это первый внеконституционный  чрезвычайный орган управления, созданный в военное время.  Председателем назначен нарком  обо роны маршал С.К. Тимошенко [23]. Назначение его председателем соответствовало компетенции Ставки: в ее функции входило стратегическое руководство вооруженными силами. При Ставке существовал институт постоянных советников из 13 человек.

Совместным  постановлением Президиума Верховного Совета и СНК СССР, ЦК ВКП(б) создан ГКО СССР, определены его государственный статус, характер, функции, состав. Особенности его в том, что он наделен неограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественные начала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления, возглавил вертикали советского, партийного, всего гражданского управления сражавшегося государства. Возглавил ГКО Председатель СНК СССР, секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, что означало высшую степень централизации управления, сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица. Члены ГКО представляли, высшее партийное и государственное руководство, составляли узкий состав ПБ ЦК ВКП(б) [26], которое рассматривало предварительно, предлагало проекты решений по всем важнейшим вопросам государственной жизни, власти и управления. Образование ГКО придало фактически легитимность решениям Политбюро, куда входили приближенные к И.В. Сталину лица [27].

Члены ГКО в дополнение к своим прежним  большим полномочиям получили неограниченные полномочия с целью повышения  эффективности конкретных отраслей управления.

Совместное  Постановление Президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) обязало всех граждан, все государственные, военные, хозяйственные, партийные, профсоюзные, комсомольские органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО СССР, которым придана сила законов военного времени.

Информация о работе Отраслевой принцип в организации управления экономикой