Автоматизированные системы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:46, реферат

Краткое описание

1. Организационно-методические основы построения автоматизированной налоговой информационной системы (АНИС)
2. Особенности проектирования автоматизированной обработки налоговой информации

Файлы: 1 файл

автомат систем эк анал.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

1. Организационно-методические  основы  построения  автоматизированной  налоговой информационной  системы (АНИС) 

     Налоговую систему образуют совокупность налогов, сбора, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке. Налог, сбор, пошлина и другие платежи – взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.

Налоги  характеризуются следующими свойствами:

  • обязательностью платы
  • аккумуляция в бюджете или в другом внебюджетном фонде (дорожный, пенсионный и другие)
  • установленность законодательными актами
  • полная безыквивалентность
  • стабильность платежа
  • систематичность платежа

Плательщиками налогов являются:

  • юридические лица
  • физические лица
  • другие категории плательщиков

Они имеют  следующие обязанности:

  • обязательность уплаты налогов
  • обязательность регистрации в налоговой инспекции

Объект  налогообложения:

  • доходы, в том числе и прибыль
  • стоимость товаров
  • отдельные виды деятельности
  • операции с ценными бумагами
  • пользование природными ресурсами
  • имущество юридических и физических лиц
  • передача имущества
  • добавленная стоимость продукции, работ и услуг

 

Льготы  для налогоплательщика:

  • Необлагаемый минимум объекта налогообложения (мини-мум заработной платы по основной работе)
  • Изъятие из обращения определенных элементов в объекте налогообложения (часть прибыли, отправленная на благо-творительные цели)
  • Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков (инвалиды, участники ВОВ, иностранцы (от НДС))
  • Понижение налоговых ставок (НДС на детские товары – 10%)
  • Вычет из налогового оклада из платежа за расчетный период (за фармацевтические препараты)
  • Целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (кредит для неплатежеспособных не по своей вине предприятий)
 

     В качестве ответственности применяются штрафы и возбуждение уголовных дел. В частности предусмотрено взыскивать всю сумму скрытого дохода или другого объекта налогообложения. При этом накалывается штраф в том же размере.

10% штраф  от общей суммы налоговых выплат за отчетный период налагается в следующих случаях:

  • за отсутствие учета по объекту налогообложения
  • за грубые ошибки в учете налогообложения (более 5% недоплаты)
  • за непредоставление или несвоевременное предоставление отчетности
  • взыскание пени за каждый день задержки платежа

 

Все налоги могут быть классифицированы следующим  образом:

Рис. 13.1

К федеральным  налогам относятся:

    НДС, акцизы, налоги на банковскую, страховую, биржевую деятельность, на операции с  ценными бумагами, подоходный налог (с юридических и физических лиц), государственные пошлины.

К республиканским  налогам относятся:

    налог на имущество предприятий, лесной, плата  за воду предприятий.

К местным  налогам относятся:

    налог на имущество физических лиц, налог  на землю, налог на рекламу, налог на право торговли и другие.

Прямые  налоги:

    на  прибыль, банковскую деятельность, страховую  деятельность, подоходный с физических лиц, на землю, на имущество (в том  числе на передачу имущества).

Косвенные налоги:

    НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами.

Общие налоги представляют основную массу.

    Целевые налоги - это налоги, связанные с  дорожными фондами, отчислениями в  фонд воспроизводства минерально-сырьевых рес-урсов, на благоустройство города, на развитие социально-куль-турной сферы, поддержку образования учреждений, за съемки фильмов... 
 

    Налоговая служба РФ имеет следующую обобщенную структуру: 

 

Рис. 13.2 
 

  Все налоговые инспекции (всех уровней) могут осуществлять функции низовой  налоговой инспекции. Налоговая инспекция высших уровней осуществляет свои специфические функции, главными из которых являются: 

  • Руководство инспекциями нижних уровней
  • Контроль работы инспекции нижних уровней
  • Совершенствование налоговой службы конкретного региона
  • Взаимосвязь с правоохранительными органами региона
  • Автоматизаций функций налоговой инспекции
  • Материально-техническое обеспечение налоговой службы
 

Основными функциями инспекций нижних уровней  являются:

  • учет всех налогоплательщиков
  • контроль за поступление платежей в бюджет и фонды

 

2. Особенности  проектирования автоматизированной  обработки налоговой  информации

Автоматизированная  система налоговой службы (АСНС) имеет свои особенности, которые  определяются:

  • структурным соответствием налоговой службы и системой обработки
  • разработкой с учетом ее единства для всей налоговой службы страны
  • созданием этой системы, предусмотренной на базе, соответ-ствующей вычислительной сети

  Основу  системы АСНС составляют автоматизированные системы государственной налоговой  инспекции нижнего уровня. Весь комплекс задач, реализуемых и автоматизированных в тер-риториальных государственных налоговых инспекциях, разделя-ются на две части:

    1. АИС по налогам на физических лиц
    2. АИС по налогам на юридических лиц

  Аналогично  разграничена и вся информационная база, причем нормативно-справочная информация в этих базах имеет четкое разграничение на общесистемную часть и справочники местного уровня, при этом общесистемная часть ведется и корректируется централизованно либо на уровне федеральной ГГНИ, либо на уровне налоговой инспекции органа более высокого уровня.

  Основу  НСИ составляют в основном классификаторы  различ-ных объектов, а также справочники.

В частности  к числу общесистемных справочников для физи-ческих лиц относятся:

  • необлагаемый минимум заработной платы
  • классификаторы льгот
  • классификатор категорий плательщиков и др.

К местным  справочникам относятся:

  • классификаторы налоговых инспекций
  • классификатор налоговых и бюджетных счетов
  • классификатор административных районов
  • классификатор предприяти и юридических лиц

К общесистемным  справочникам по налогам на юридических  лиц относятся:

  • категории отраслей
  • формы собственности
  • виды бюджетов и др.

К числу  местных справочников по налогам  на юридических лиц относятся:

  • классификатор банков
  • классификатор территорий
  • классификатор инспекторов (налоговых)
  • классификатор бюджетных счетов и др.

    В качестве оперативной информации в  территориальных налоговых службах  используется отчетность от налогоплатель-щика.

    В качестве выходной информации используются:

  • две основные отчетные формы:

      1Н-  отчетность по налогам на физических  лиц

      2Н-  отчетность по налогам на юридических  лиц

  • множество других менее формализированных отчетов и справок

    В основу автоматизации налогов на юридических лиц заложено следующая  функциональная схема работы налоговых инспекций:

Рис. 13.3

    Исходя  из этой функциональной схемы и с  учетом наличия комплекса по налогам  на физических лиц в налоговых  инспек-циях предполагается создание автоматизированных рабочих мест 5 типов:

  1. АРМ “Налоги на физических лиц”
  2. АРМ “Учет и регистрация предприятий”
  3. АРМ “Камеральных проверок”
  4. АРМ “Лицевые карточки предприятий”
  5. АРМ  “Экономист - аналитик”

 

     Структура АИС  (функциональная структура) налоговой службы низовой инспекции  имеет следующий вид:

 

Рис. 13.4

Организация решения задач  в налоговой системы 

 

    Представление о  комплексе задач по налогам на физических лиц (НФЛ) дает следующая  обобщенная схема диалога:

Рис. 13.5

  • Подготовка к работе предназначена для первоначальной привязки всего комплекса к параметрам конкретной инспекции и состоит из двух этапов:
  1. подготовка самой ПЭВМ к работе
  1. установка параметров конкретной инспекции, которая включает:
    • установку системы санкционированного доступа (определение паролей и их ввод)
    • ввод параметров конкретной инспекции к числу кото-рых относятся:
      • адресные признаки инспекции, которые в после-дующем используются для получения выходных форм
      • коды инспекции, которые в последующем ис-пользуются для получения выходных форм

 

  • Ввод и  корректировка НСИ  реализуется  формирование (первоначальное) и последующая  корректировка файлов НСИ, которые  разделяются на две группы:
    • общесистемные файлы:
      • “Ставки налога на добавленную стоимость”
      • “Необлагаемый минимум заработной платы”
      • “Ставки подоходного налога”
      • “Классификатор льгот по налогам”
      • “Классификатор категорий плательщиков”
      • “Классификатор сфер и видов деятельности”
      • “Классификатор объектов имущества”
      • “Классификатор категорий земель”
      • “Классификатор государств”
    • местные файлы (заполняются самой налоговой инспекцией):
      • “Справочник территориальных экономических зон земли”
      • “Классификатор налоговых инспекций”
      • “Справочник участников налоговой инспекции”
      • “Справочник административных районов по государственной налоговой инспекции”
      • “Классификатор налогов и бюджетных счетов”
      • “Классификатор предприятий и юридических лиц”

Информация о работе Автоматизированные системы экономического анализа