1.
Организационно-методические
основы построения
автоматизированной
налоговой информационной
системы (АНИС)
Налоговую
систему образуют совокупность налогов,
сбора, пошлин и других платежей, взимаемых
в установленном порядке. Налог,
сбор, пошлина и другие платежи –
взнос в бюджет соответствующего уровня
или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиком в порядке и на условиях,
установленных законодательными актами.
Налоги
характеризуются следующими свойствами:
- обязательностью
платы
- аккумуляция
в бюджете или в другом внебюджетном фонде
(дорожный, пенсионный и другие)
- установленность
законодательными актами
- полная безыквивалентность
- стабильность
платежа
- систематичность
платежа
Плательщиками
налогов являются:
- юридические
лица
- физические
лица
- другие категории
плательщиков
Они имеют
следующие обязанности:
- обязательность
уплаты налогов
- обязательность
регистрации в налоговой инспекции
Объект
налогообложения:
- доходы, в
том числе и прибыль
- стоимость
товаров
- отдельные
виды деятельности
- операции
с ценными бумагами
- пользование
природными ресурсами
- имущество
юридических и физических лиц
- передача
имущества
- добавленная
стоимость продукции, работ и услуг
Льготы
для налогоплательщика:
- Необлагаемый
минимум объекта налогообложения (мини-мум
заработной платы по основной работе)
- Изъятие
из обращения определенных элементов
в объекте налогообложения (часть прибыли,
отправленная на благо-творительные цели)
- Освобождение
от уплаты налога отдельных лиц или категории
плательщиков (инвалиды, участники ВОВ,
иностранцы (от НДС))
- Понижение
налоговых ставок (НДС на детские товары
– 10%)
- Вычет из
налогового оклада из платежа за расчетный
период (за фармацевтические препараты)
- Целевые
налоговые льготы, включая налоговые кредиты
(кредит для неплатежеспособных не по
своей вине предприятий)
В
качестве ответственности применяются
штрафы и возбуждение уголовных дел. В
частности предусмотрено взыскивать всю
сумму скрытого дохода или другого объекта
налогообложения. При этом накалывается
штраф в том же размере.
10% штраф
от общей суммы налоговых выплат
за отчетный период налагается в следующих
случаях:
- за отсутствие
учета по объекту налогообложения
- за грубые
ошибки в учете налогообложения (более
5% недоплаты)
- за непредоставление
или несвоевременное предоставление отчетности
- взыскание
пени за каждый день задержки платежа
Все налоги
могут быть классифицированы следующим
образом:
Рис. 13.1
К федеральным
налогам относятся:
НДС,
акцизы, налоги на банковскую, страховую,
биржевую деятельность, на операции с
ценными бумагами, подоходный налог
(с юридических и физических лиц), государственные
пошлины.
К республиканским
налогам относятся:
налог
на имущество предприятий, лесной, плата
за воду предприятий.
К местным
налогам относятся:
налог
на имущество физических лиц, налог
на землю, налог на рекламу, налог на право
торговли и другие.
Прямые
налоги:
на
прибыль, банковскую деятельность, страховую
деятельность, подоходный с физических
лиц, на землю, на имущество (в том
числе на передачу имущества).
Косвенные
налоги:
НДС,
акцизы, налог на операции с ценными бумагами.
Общие
налоги представляют основную массу.
Целевые
налоги - это налоги, связанные с
дорожными фондами, отчислениями в
фонд воспроизводства минерально-сырьевых
рес-урсов, на благоустройство города,
на развитие социально-куль-турной сферы,
поддержку образования учреждений, за
съемки фильмов...
Налоговая
служба РФ имеет следующую обобщенную
структуру:
Рис. 13.2
Все
налоговые инспекции (всех уровней)
могут осуществлять функции низовой
налоговой инспекции. Налоговая инспекция
высших уровней осуществляет свои специфические
функции, главными из которых являются:
- Руководство
инспекциями нижних уровней
- Контроль
работы инспекции нижних уровней
- Совершенствование
налоговой службы конкретного региона
- Взаимосвязь
с правоохранительными органами региона
- Автоматизаций
функций налоговой инспекции
- Материально-техническое
обеспечение налоговой службы
Основными
функциями инспекций нижних уровней
являются:
- учет всех
налогоплательщиков
- контроль
за поступление платежей в бюджет и фонды
2. Особенности
проектирования автоматизированной
обработки налоговой
информации
Автоматизированная
система налоговой службы (АСНС)
имеет свои особенности, которые
определяются:
- структурным
соответствием налоговой службы и системой
обработки
- разработкой
с учетом ее единства для всей налоговой
службы страны
- созданием
этой системы, предусмотренной на базе,
соответ-ствующей вычислительной сети
Основу
системы АСНС составляют автоматизированные
системы государственной налоговой
инспекции нижнего уровня. Весь комплекс
задач, реализуемых и автоматизированных
в тер-риториальных государственных налоговых
инспекциях, разделя-ются на две части:
- АИС по налогам
на физических лиц
- АИС по налогам
на юридических лиц
Аналогично
разграничена и вся информационная
база, причем нормативно-справочная информация
в этих базах имеет четкое разграничение
на общесистемную часть и справочники
местного уровня, при этом общесистемная
часть ведется и корректируется централизованно
либо на уровне федеральной ГГНИ, либо
на уровне налоговой инспекции органа
более высокого уровня.
Основу
НСИ составляют в основном классификаторы
различ-ных объектов, а также справочники.
В частности
к числу общесистемных справочников
для физи-ческих лиц относятся:
- необлагаемый
минимум заработной платы
- классификаторы
льгот
- классификатор
категорий плательщиков и др.
К местным
справочникам относятся:
- классификаторы
налоговых инспекций
- классификатор
налоговых и бюджетных счетов
- классификатор
административных районов
- классификатор
предприяти и юридических лиц
К общесистемным
справочникам по налогам на юридических
лиц относятся:
- категории
отраслей
- формы собственности
- виды бюджетов
и др.
К числу
местных справочников по налогам
на юридических лиц относятся:
- классификатор
банков
- классификатор
территорий
- классификатор
инспекторов (налоговых)
- классификатор
бюджетных счетов и др.
В
качестве оперативной информации в
территориальных налоговых службах
используется отчетность от налогоплатель-щика.
В
качестве выходной информации используются:
- две основные
отчетные формы:
- множество
других менее формализированных отчетов
и справок
В
основу автоматизации налогов на
юридических лиц заложено следующая
функциональная схема работы налоговых
инспекций:
Рис. 13.3
Исходя
из этой функциональной схемы и с
учетом наличия комплекса по налогам
на физических лиц в налоговых
инспек-циях предполагается создание
автоматизированных рабочих мест 5
типов:
- АРМ “Налоги
на физических лиц”
- АРМ “Учет
и регистрация предприятий”
- АРМ “Камеральных
проверок”
- АРМ “Лицевые
карточки предприятий”
- АРМ “Экономист
- аналитик”
Структура АИС (функциональная структура)
налоговой службы низовой инспекции
имеет следующий вид:
Рис. 13.4
Организация
решения задач
в налоговой системы
Представление о
комплексе задач по налогам на
физических лиц (НФЛ) дает следующая
обобщенная схема диалога:
Рис. 13.5
- Подготовка
к работе предназначена для первоначальной
привязки всего комплекса к параметрам
конкретной инспекции и состоит из двух
этапов:
- подготовка
самой ПЭВМ к работе
- установка
параметров конкретной инспекции, которая
включает:
- установку
системы санкционированного доступа (определение
паролей и их ввод)
- ввод параметров
конкретной инспекции к числу кото-рых
относятся:
- адресные
признаки инспекции, которые в после-дующем
используются для получения выходных
форм
- коды инспекции,
которые в последующем ис-пользуются для
получения выходных форм
- Ввод и
корректировка НСИ реализуется
формирование (первоначальное) и последующая
корректировка файлов НСИ, которые
разделяются на две группы:
- “Ставки
налога на добавленную стоимость”
- “Необлагаемый
минимум заработной платы”
- “Ставки
подоходного налога”
- “Классификатор
льгот по налогам”
- “Классификатор
категорий плательщиков”
- “Классификатор
сфер и видов деятельности”
- “Классификатор
объектов имущества”
- “Классификатор
категорий земель”
- “Классификатор
государств”
- местные
файлы (заполняются самой налоговой инспекцией):
- “Справочник
территориальных экономических зон земли”
- “Классификатор
налоговых инспекций”
- “Справочник
участников налоговой инспекции”
- “Справочник
административных районов по государственной
налоговой инспекции”
- “Классификатор
налогов и бюджетных счетов”
- “Классификатор
предприятий и юридических лиц”