Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 04:48, курсовая работа
Цель настоящей работы – понять роль и задачи аудита в современных условиях.
Объект исследования – отношения, возникающие в рыночной экономике в связи с необходимостью независимого аудита.
Предмет исследования – предпосылки и задачи аудита в рыночной экономике.
Исходя из целей, в работе решены следующие задачи:
дано определение понятия «аудит», обозначены его цели и задачи;
описана классификация аудита;
выявлено значение аудита в современных условиях;
рассмотрена взаимосвязь категорий аудит и понятие ответственности, аудит и демократия.
ВВЕДНИЕ
1. СУЩНОСТЬ АУДИТА
1.1. Понятие и цели аудита
1.2. Классификация и задачи аудита
2. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Аудит и проблемы становления
2.2. Аудит в условиях рыночной экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
проверка деятельности различных звеньев управления;
оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.[10]
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.
Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству.
Внутренний аудитор выполняет следующие функции:
проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;
оценка экономичности и эффективности операций компании;
проверка уровней достижений программных целей;
подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.
Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Внутренний аудит решает следующие задачи:
1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
4) оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.
Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы – разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.
Основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита представлены в приложении.
По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.
Обязательный аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическим лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ;
4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.[11]
Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.[12]
По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) аудитором необходимо иметь соответствующие аттестаты. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако в Счетной палате Российской Федерации существуют должности аудитора.
В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.
Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку очетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей – владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Налоговый аудит – это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.
Аудит на соответствие требованиям – это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.
Ценовой аудит – это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).
Управленческий (производственный) аудит – это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, – один из видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.
Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации, преследует следующие цели:
оценка эффективности управления;
выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий.
Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Специальный аудит (экологический, операционный и др.) – это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
Отрицательной стороной повторяющегося аудита является постепенная утрата независимости аудиторов от клиента. Международная федерация бухгалтеров (МФБ, или IFAC) рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита 3-5 годами.[13]
Оперативный аудит – это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.
По характеру проверки различают:
подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);
системно ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).
2. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Аудит и проблемы становления
Ранние характеристики процесса аудирования состояли в ответственной позиции исполнителя (аудитора), защищающей его действия в отношении правомерности выводов о проверяемой организации, и были связаны с определенными судебными концепциями. В настоящее время эти позиции замещены, поскольку современная контрольная практика аудита в значительной степени освобождена от ее фискального назначения, хотя существует известное исключение – при обязательном аудите аудиторское заключение сдается в налоговые органы совместно с отчетными документами. В работе известных зарубежных авторов аудит характеризуется как профессиональная наблюдательная практика и, согласно Д. Флинту, является результатом отношений обоюдной ответственности сторон аудитора и клиента.[14] При несомненном законодательном влиянии на сферу финансового аудита наблюдается изменение в сторону расширения сопутствующих аудиторских практик, не нашедших своих отражений в законодательной деятельности.
Традиционные подходы предварительных условий аудита обычно выражаются в требованиях на стадии заключения договоров в целях определения независимости ответственности между аудиторами и клиентами. Это особо отчетливо просматривается при инициативной практике проведения аудита, когда клиент обращается за аудиторскими услугами в добровольном порядке, а не в случаях, оговоренных как обязательные законодательными и уставными требованиями.
При инициативном аудите предусматривается использование разнообразных технологий контроля, определяемых различными рисками, возникшими в управлении бизнесом при возможной информационной асимметрии финансовой и организационной деятельности. В данном случае аудит выступает как технология сокращения риска, которая выявляет ненормативные действия персонала. Согласно мнению К. Перроу за аудитом признается возможность аналитической характеристики специфической модели социальных отношений.[15] Действительно, анализ производственных взаимосвязей категорий руководителя и персонала делает возможным выявление внутрифирменных проблем ответственности клиента, которые могут быть решены аудитом. Иными словами, аудит, далекий от того, чтобы быть естественным ответом на проблемы внутрифирменной компетенции, выявляет их в пределах специфических представлений социальных мер и представляет посредством доступных ему доказательств. Таким образом, финансовый аудит имеет возможность доступными ему способами влиять на решение задач в отношениях между управлением и финансовыми службами предприятия. Несмотря на то, что традиционные подходы финансового аудита формируют его в рамках контроля за собственностью, требованиями рынков капитала и различными формами регулирования финансами предприятия, его роль неоднозначна. Специфические экономические объяснения аудита представляют широкий спектр социальных взаимоотношений, требующих подтверждения достоверности.