1.1. Цель и информационная база аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета организации. Основная цель проверки — установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и покупателями согласно действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности. Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и покупелями, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы — приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки. В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения. В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты. При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных — все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета. Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах: • с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срок расчетным документам; • с поставщиками по неотфактурованным поставкам; • по авансам выданным; • с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; • с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям; • с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др. Основные источники информации для проверки данного раздела учета: • договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг); • счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях -таможенные декларации); • накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ; • документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.); журналы регистрации счетов-фактур; • книга покупок; • регистры аналитического и синтетического учета. 1.2. Нормативное регулирование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и многое другое). Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями. Первый уровень 1. Гражданский кодекс РФ, части 1-2 – в части регулирования договоров: поставки, аренды, подряда (ст.410, 414,415,419). 2. Налоговый кодекс РФ , ч.1-2 3. Закон РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996г. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Второй уровень 5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29 июля 1998г.) 6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) Третий уровень 8. Методические указания «о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Минфина РФ №67н от 22 июля 2003г.) 9. Методические указания «по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (Приказ Минфина РФ №49 от 13 июня 1995г.). 10. «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ №142 от 31 октября 1994г.) 11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Приказ Минфина РФ №94н от 31 октября 2000г.) Четвертый уровень 12. Устав организации. 13. Учетная политика организации. 1.3. Этапы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками В процессе проведения аудиторской проверки можно выделить три этапа: ознакомительный, основной и заключительный. Ознакомительный этап Расчёты с поставщиками и подрядчиками - раздел учёта, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учёта немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учёта. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне. Рассматриваемому участку учёта свойственны определённые факторы риска, обусловленные следующими причинами: • отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии), • сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов, • большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов. Факторы риска, а также возможность разного рода злоупотреблений обуславливают необходимость предварительного исследования системы первичного учёта на участке расчётов с поставщиками и подрядчиками. Такой анализ позволит проверяющему более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учёта, а также обоснованно определить объём выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность. Кроме того, предварительный анализ системы первичного учёта даст возможность оценить качество первичной учётной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве доказательств, позволит конкретизировать объём первичной документации, представляемой к проверке по данному вопросу. Знакомство с организацией первичного учёта целесообразно начать с проверки оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг. Следует установить причины расхождений (если таковые имеются) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учёте, а также выяснить, разовый или систематический характер носят такие факты. Из беседы с главным бухгалтером проверяющий должен узнать, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы. Полезно также ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить особое внимание. На ознакомительном этапе важное значение приобретает проверка полноты и точности регистрации документов в учётных регистрах. Данная процедура даёт аудитору возможность убедиться в том, что все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции, произведён точный количественный и качественный перенос данных в систему учёта, каждый документ принят к учёту единожды. Проверяющему необходимо выявить области, значимые для аудита, для этого, прежде всего, следует оценить эффективность системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля - совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая, в том числе, включает надзор и проверку: •соблюдения требований законодательства; •точности и полноты документации бухгалтерского учета; •своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; •предотвращения ошибок и искажений; •исполнения приказов и распоряжений; •обеспечения сохранности активов. Для оценки системы внутреннего контроля и принятия решения, аудитору необходимо использовать соответствующие методики и приёмы. Например, возможна разработка теста, включающего следующие вопросы: 1. Отражаются ли обязательства поставщикам в учете только при наличии подтверждения получения материальных ценностей или пользования услугами 2. Проводятся ли обязательства поставщикам в бухгалтерском учете надлежащим образом 3. Регулярно ли сверяются с данными учета сведения о задолженности, полученные от поставщиков, и по результатам полученной информации принимаются надлежащие меры 4. Регулярно ли выверяются данные аналитического учета по кредиторской задолженности (расчеты с поставщиками) Основной этап Аудит расчётов следует начать с изучения договоров на поставку материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг. При этом должно быть обращено внимание на законность совершения сделки, соответствие условий выполнения заключённых договоров требованиям РФ и других нормативных актов. При изучении договоров, прежде всего надо установить форму расчётов за поставленные товарно-материальные ценности. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (ст. 516 ГК РФ). Практика проведения аудита показывает, что особое внимание нужно уделять сделкам, предусматривающим неденежные формы расчётов.Так, при проверке расчётов с использованием товарных векселей следует помнить, что вексель используется как способ оформления заёмных отношений между векселедателем и векселедержателем. Заключение договора купли-продажи векселя, в данном случае, с точки действующего законодательства является некорректным. В том случае, если стороны всё же использовали данную конструкцию, то заключённый между ними договор следует квалифицировать как соглашение о предоставлении займа путём выдачи векселя. При этом нормы о договоре купли-продажи к таким отношениям применяться не будут. Необходимо учитывать, что заёмные отношения сторон регламентируются только теми условиями, которые прямо указаны в тексте векселя. Условия, содержащиеся в договоре, на основании которого был выдан вексель, во внимание не принимаются. При изучении договоров мены, аудитору следует обратить внимание на то, что договор мены применим лишь при обмене товарами (продукцией), то есть материальными ценностями, и не регулирует сделки в части обмена одной или обеими сторонами результатами работ или стоимостью оказанных услуг. Поэтому обязательства по такого рода сделкам могут быть закрыты неденежными формами расчётов только в виде зачёта встречного требования. Однако аудитору необходимо помнить, что заключение соглашения о взаимозачёте прекращает уже существующее денежное обязательство и не может быть изначально предусмотрено договором. Так же на данном этапе аудитор должен выделить операции, по которым выдавались авансы поставщикам в счёт будущих поставок товарно-материальных ценностей. Аудитор знакомится с результатами проведённой инвентаризации кредиторской задолженности, проверяет её качество. В случае, если инвентаризация не проводилась, следует послать письменный запрос от имени аудируемого лица в адрес независимой (третьей) стороны с просьбой подтвердить размеры долга. При необходимости проверяющий может послать такой запрос и от своего имени. В случае если аудиторская организация получила от независимой (третьей) стороны информацию, которая расходится с учётными данными экономического субъекта, она должна применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения. При этом необходимо помнить, что в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства» «аудиторские доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надёжны, чем доказательства, полученные из внутренних источников». На данном этапе проверяющий может получить следующую информацию: •Производились ли на предприятии расчёты по неотфактурованным поставкам. •Производились ли на предприятии расчёты по претензиям. •Есть ли у предприятия кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности. При проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками формируется круг вопросов, которые следует проверить должным образом независимо от того, какая форма расчётов применялась. Рассмотрим подробнее некоторые из них: 1. В ходе аудита проверяется полнота и своевременность оприходования полученных материальных ценностей. Для этого аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по журналу регистрации счетов-фактур. После этого следует сверить полученные данные с данными складского учёта или с информацией из бухгалтерии о принятых к учёту работах и услугах. 2. При проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведённых операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. Целью проведения данной процедуры является получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичной учётной документации имеет юридическую силу. Аудитор полистно просматривает те документы, которые ранее были отобраны им для проверки. Виды, проверяемых документов будут зависеть исключительно от применяемой формы расчётов. По результатам данной процедуры проверяющий должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов на данном участке учёта, обнаруженные нарушения отразить в рабочих документах. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно, обязательно должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения операций на счетах. 3. Кроме того обязательно следует проверить правильность отражения операций на счетах, правильность расчёта НДС, соответствие данных синтетического и аналитического учёта и соответствие сумм на счетах данным первичных документов. Проверяя вопросы расчётов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен акцентировать своё внимание на расчётах по авансам, выданным в счёт предстоящих поставок продукции, выполненных работ или оказанных услуг. В отличие от денежных форм расчётов, контроль за правильность осуществления которых производится обслуживающим банком, вероятность возникновения ошибок при неденежных формах расчётов значительно выше. Если такие формы расчётов имели место, то им следует уделить особое внимание. В ходе аудита отдельное место должна занимать проверка расчётов с использованием векселей. Если в организации практикуется проведение расчётов собственными векселями, аудитору необходимо обратить внимание на то, что аналитический учёт по счёту 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным векселям. Важное значение при данной форме расчётов приобретает выбранный организацией метод определения даты произведённых расходов. Кроме того, по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности следует проверить своевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходы организации. Если товарно-материальные ценности поступили на условиях коммерческого кредита либо кредиторская задолженность обеспеченна векселем и предусматривает уплату поставщику определённого процента, то большое значение имеет учёт процентов по этим обязательствам. Проверяющий должен помнить, что порядок отнесения процентов по выданным векселям для целей бухгалтерского учёта и налогообложения различен. В первом случае данный вид затрат является операционными расходами организации и подлежит включению в финансовый результат, за исключением случаев предварительной оплаты товаров. Во втором - проценты по долговым обязательствам относятся к внереализационным расходам в пределах сумм установленных ПК РФ. Аудит расчётов по товарообменным операциям следует начать с проверки стоимостной оценки бартерной сделки. В случае если обмен неравноценный, то сторона, передающая более дешёвый товар, должна оплатить разницу в ценах. Порядок такой доплаты устанавливается по соглашению сторон и выделяется в договоре в отдельное существенное условие. Также проверяющему следует иметь в виду, что при совершении товарообменных операций налоговые органы могут проверять правильность цен, и если они отклоняются от рыночных более чем на 20 процентов, то доначислить налоги. Аудитору необходимо помнить, что товарно-материальные ценности, поступившие по договору мены, приходуются по дебету соответствующих счетов учёта такого имущества и кредиту счёта 60. Реализация продукции по товарообменной сделке отражается по дебету счёта 62 и кредиту счетов учёта реализации. После окончания сделки (выполнения сторонами своих обязательств) согласно условиям договора происходит полное погашение взаимных денежных обязательств.Как уже говорилось выше, в ходе проверки результатов инвентаризации, или при проведении инвентаризации силами аудиторской организации, могут возникнуть ситуации, которые, как правило, не носят массовый характер, но их выявление и последующая проверка обязательно должны быть отражены в рабочих документах аудитора. В случае поступления товарно-материальных ценностей, на которые расчётные документы не получены, необходимо проверить, не числятся ли эти ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, не числится ли их стоимость как дебиторская задолженность. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе ознакомительного этапа. При проведении проверки необходимо принимать во внимание, что аналитический учёт по счёту 60 должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам и что материальные ценности в данном случае должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором. Аудитору надлежит убедиться в том, что истребование документов по таким поставкам производится организацией в разумные сроки. В случае если подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время, проверяющему следует убедиться в том, что входящий НДС по соответствующим поставкам не был принят к возмещению. Если же подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, то аудитор должен проверить правильность корректировки сумм на счетах. Проверяя вопросы состояния расчётов по претензиям, возникшим между партнёрами в ходе выполнения условий хозяйственных договоров аудитор должен знать, что претензия предъявляется поставщикам, если счёт оплачен и акцептован до поступления товарно-материальных ценностей (оказания работ, выполнения услуг), а при приёмке на склад обнаружились недостача или несоответствия по ценам, качеству, номенклатуре условиям заключённого договора. При проверке аудитор должен определить обоснованность, правильность и своевременность оформления претензионных документов. Проверяющий должен обратить внимание на то обстоятельство, что вексельное законодательство содержит специальные нормы, регулирующие ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по оплате векселя. Особенно тщательной проверке подвергаются спорные долги и отражение их возможных последствий в отчётности экономического субъекта. Кроме того, проверяется законность и документальное оформление списания задолженности, по которой истёк срок исковой давности. В ходе применения описанных выше процедур, аудитором могут быть выявлены факты изменения первоначальных условий заключённых ранее договоров: прекращение задолженности путём зачёта взаимных требований, перевод долга, уступка прав требования. Для проверки данных вопросов аудитор должен знать следующее: 1. В бухгалтерском учёте практически тождественны способы отражения бартерных операций и взаимозачета, так как в их результате сторонами достигаются одни и те же цели: происходит продажа собственной продукции и приобретаются товары контрагента. Именно поэтому аудитор в ходе проверки взаимозачётов должен в первую очередь проверить законность их проведения. Из-за того, что унифицированных форм для подобных операций не предусмотрено, аудитор должен уделить особое внимание проверке документального оформления взаимозачётов. 2. Перевод долга возможен только с согласия кредитора, поэтому, в первую очередь, необходимо проверить законность проведения подобных операций, а также их надлежащее документальное оформление. 3. Уступка права требования в большинстве случаев осуществляется на основании договора цессии. Для передачи требования новому кредитору согласия должника не требуется, но его необходимо уведомить об этом. Особо необходимо отметить тот факт, что, в соответствии с законодательством, требование должно передаваться новому кредитору в том виде, в каком оно существует на момент заключения договора цессии. Следует иметь в виду, что уступка права требования приведёт к изменениям только в аналитическом учёте. Заключительный этап. На данной стадии аудиторской проверки обобщаются и анализируются результаты, полученные в ходе описанных выше аудиторских процедур. Аудитор должен оценить полноту, эффективность и качество исполнения программы аудита. Следующий шаг при обобщении информации - оценка обнаруженных ошибок и искажений с точки зрения их существенного влияния на финансовые показатели. Информация из рабочих документов переносится в отчётные, формулируются выводы и рекомендации по устранению выявленных нарушений (с обязательной ссылкой на нормативно-правовые акты). На данном этапе составляются служебные записки, в которых указывается необходимая информация для проверки другими аудиторами. Между датой баланса и отчёта аудитора у клиента могут происходить события или сделки, серьёзно влияющие на финансовую отчётность и требующие корректировки или раскрытия, например, судебное разбирательство, в котором клиент является ответчиком. Аудитор должен обратить внимание на этот период и применить специальные процедуры для обнаружения таких событий. Следует произвести тщательный анализ возможных рисков клиента и отразить его результаты в заключении. В итоге формируется отчёт аудитора по результатам проведённой проверки. 2. Планирование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками 2.1. Понимание деятельности аудируемого лица Международный стандарт аудита МСА 310, а также российские правила (стандарты) аудиторской деятельности требуют, чтобы аудиторская организация получила знания о деятельности аудируемого лица (знание бизнеса) в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, финансово-хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, либо на подходы к аудиту, либо на аудиторское заключение. Подобная информация используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, а также при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения аудиторского задания, включает информацию об экономике в целом и той области деятельности, в которой работает аудируемое лицо, а также более конкретные сведения о том, каким образом функционирует аудируемое лицо. Получение информации. До заключения договора аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и работе аудируемого лица и определить, может ли он получить необходимый объем информации о деятельности аудируемого лица для проведения аудита. После заключения договора аудитору следует расширить объем и степень детализации информации, поэтому в ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется. Знания о деятельности аудируемого лица приобретаются за счет непрерывного сбора и оценки информации и соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита. При повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверках данного аудируемого лица аудитор обновляет и заново оценивает информацию, собранную ранее, включая сведения из рабочих документов за предыдущие годы. Аудитор должен также выявить значительные изменения, имевшие место после проведения предыдущей аудиторской проверки . Аудитор может получать сведения о деятельности аудируемого лица из разных источников: предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и его областью деятельности; беседы с сотрудниками аудируемого лица; беседы с внутренними аудиторами и изучение отчетных документов внутренних аудиторов; беседы с другими аудиторами, юристами и консультантами, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной области деятельности; беседы со специалистами, не относящимися к данному аудируемому лицу (например, экономистами данной отрасли, представителями отраслевых регулирующих органов, заказчиками, поставщиками, конкурентами); публикации, относящиеся к данной области деятельности (например, государственные статистические данные, обобщающие материалы, статьи, профессиональные журналы, отчеты, подготовленные банками и участниками рынка ценных бумаг, финансовые газеты); нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность аудируемого лица; посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица; документы, непосредственно подготовленные аудируемым лицом (например, протоколы заседаний; материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные регулирующим органам; рекламные материалы; финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы; сметы; внутренние отчеты руководства; промежуточные отчеты; руководство по управленческой политике; указания по ведению бухгалтерского учета и системам внутреннего контроля; рабочий план счетов; должностные инструкции; планы маркетинга и продаж). Применение полученных знаний. Знание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального мнения аудитора. Понимание деятельности и правильное использование такой информации помогает аудитору: оценивать риски и выявлять проблемные области; эффективно планировать и проводить аудит; оценивать аудиторские доказательства; обеспечивать высокое качество аудита и надежность выводов аудитора. Знание деятельности аудируемого лица необходимо, например, при:  оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля;  рассмотрении коммерческих рисков и действий руководства аудируемого лица в отношении данных рисков;  разработке общего плана аудита и программы аудита;  определении уровня существенности и оценке того, является ли он надлежащим;  сборе аудиторских доказательств для определения надлежащего их характера и выполнения соответствующих предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;  оценке официальных разъяснений и заявлений руководства и определенных ими оценочных значений;  определении областей, где могут потребоваться какие-либо специфические познания и навыки аудитора;  выявлении аффилированных лиц и операций с ними;  выявлении противоречивой информации (например, заявлений, противоречащих друг другу);  обнаружении необычных обстоятельств (например, фактов недобросовестных действий или несоблюдения нормативно-правовых актов);  подготовке квалифицированных запросов и оценке характера ответов на них с точки зрения их разумности;  анализе надлежащего характера учетной политики и раскрытий информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор должен добиться, чтобы сотрудники, выполняющие аудиторскую проверку, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий им выполнять порученную работу. Кроме того, эти сотрудники должны при необходимости запрашивать дополнительную информацию и делиться этой информацией с аудитором и другими членами группы аудиторов. Для эффективного использования информации о деятельности аудируемого лица аудитору следует проанализировать, каким образом характер данной деятельности влияет на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом и соответствуют ли предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности знаниям аудитора об этой деятельности. Факторы, подлежащие рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица (объекты познания бизнеса): 1. Отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности  Состояние отрасли  Правовые факторы 2. Характер деятельности аудируемого лица  Текущая производственная деятельность  Инвестиционная деятельность  Финансовая деятельность  Особенности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности 3. Общая стратегия аудируемого лица и связанные с ней риски хозяйственной деятельности  Существование целей (каким образом аудируемое лицо реагирует на отраслевые, правовые и иные внешние факторы), относящихся, например, к следующим областям  Влияние реализации стратегии и, как следствие, новые требования к бухгалтерскому учету (риском хозяйственной деятельности, потенциально связанным с этим, может быть риск того, что аудируемое лицо, в частности не в полном объеме или неправильно выполняет новые учетные требования). 4. Оценка и анализ финансовых результатов деятельности аудируемого лица  Примерный круг вопросов, которые может рассматривать аудитор в области оценки и анализа финансовых результатов деятельности аудируемого лица, включает
2.2. Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска
Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками сначала оценивают систему внутреннего контроля по учету операций с поставщиками и подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устный работников организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия. Аудитор составляет таблицу с перечнем процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие которых аудитор выявляет в ходе опроса. Примерный перечень таких процедур и методов организации внутреннего контроля представим в таблице № 1. Заполнив такую таблицу, аудитор уже с достаточной степенью определенности может оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Таблица № 2.1 РД 1 – «Оценка системы внутреннего контроля»
Вопрос Вариант, принятый в организации Оценка в баллах 1. Как часто производится сверка расчетов с поставщиком а) ежемесечно (1) б) ежеквартально (2)  2 в) ежегодно (3) 2. Сверка охватывает всех поставщиков: а) на 50% (1)  1 б) на 100% (2) 3. Своевременно ли поступают документы в бухгалтерию: а) своевременно (2)  2 б) не своевременно (1) 4. Сверяются ли цены указанные в документах, счетах-фактурах, накладных: а) да (2)  2 б) нет (1) 5. Составляются ли договора на все оказанные услуги: а) да (2)  2 б) нет (1)
Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть определена как "низкая", "средняя" или "высокая".
Оценка надежности системы внутреннего контроля Сумма баллов по итогам тестирования Низкая 0 - 4 Средняя 5 - 7 Высокая 8 - 11
Если по итогам оценки надежность системы внутреннего контроля оценена как "высокая" или "средняя", то аудитор должен учитывать это при разработке программы аудита, однако не должен доверять системе абсолютно. Если надежность оценена как "низкая", то аудитор не должен в дальнейшем полагаться на систему внутреннего контроля клиента. При анализе результатов тестирования следует обратить особое внимание на вопросы теста, по которым получены отрицательные ответы. Мы получили 9 баллов из 11 возможных, следовательно, у нас высока оценка надежности системы внутреннего контроля. Оценка надежности системы внутреннего контроля может считаться завершенной, если аудитор выявил вероятность того, что существующие политика и процедуры внутрифирменного контроля помогут или не помогут обнаружить существенные искажения информации по расчетам с поставщиками и покупателями. В связи с тем, что риск неэффективности системы внутреннего контроля затруднительно выразить количественно, аудитор должен отразить в рабочих документах описание вероятности такого риска и использовать ее в дальнейшем как оценочный показатель. Существенность — вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.д., процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями. Следует помнить, что эта вероятность отражает возможность (или невозможность) определить наличие ошибки, влияющей на достоверность отчетности экономических субъектов, оценить эту ошибку для принятия соответствующего аудиторского решения. Это качественная составляющая существенности. Количественная ее составляющая выражается через определение уровня существенности. Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Данное определение приведено в российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите». При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности. Требования к нахождению уровня существенности. Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ утверждается решением исполнительного органа аудиторской фирмы. Документ, описывающий систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, должен иметь открытый характер. Аудиторская организация может знакомить заинтересованных лиц по их требованию с принятым аудиторской организацией порядком нахождения уровня существенности. Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности, беря определенную долю от каких-либо базовых показателей: итоговых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. При этом могут использоваться как базовые показатели текущего года, так и усредненные показатели текущего и предшествующих лет, а также любые расчетные процедуры, которые могут быть формализованы. Допускается как единый показатель уровня существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности. Значение уровня существенности для конкретной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности в обязательном порядке фиксируется в общем плане аудита. Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право изменить (скорректировать) значение уровня существенности. При этом факт изменения уровня существенности, новое его значение, соответствующие расчеты и развернутая аргументация аудитора в обязательном порядке фиксируются в рабочих документах аудиторской проверки. Применение уровня существенности в аудите. Необходимо принимать во внимание уровень существенности: • на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур; • в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур; • на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности. Отдельные отмеченные аудитором искажения могут не иметь существенного характера сами по себе, а искажения, взятые в совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми (в результате распространения отмеченных в результате выборочной проверки ошибок на всю совокупность данных) могут иметь существенный характер. Здесь возможны несколько случаев. 1- Аудитор вправе сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта является достоверной во всех существенных отношениях, если одновременно: • отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая значительно меньше уровня существенности; • качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными. 2. Аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта в существенных отношениях не может быть признана достоверной, если выполняется хотя бы одно из двух следующих условий: • отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая значительно больше уровня существенности; • качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер. 3. Используя свое профессиональное суждение, аудитор обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности, либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение, если выполняется одно из следующих условий: • отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности; • имеются расхождения порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения однозначно не могут быть признаны существенными. При этом для уточнения ситуации может потребоваться прове¬дение дополнительных аудиторских процедур. Аудитору следует предложить руководству проверяемой организации внести в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. Если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безоговорочного положительного. Рассчитаем единый уровень существенности. Таблица № 2.2 РД 2 – «Оценка единого уровня существенности»
Наименование базового показателя Значение базового показателя, т.р. Доля от базового показателя, % Уровень существенности, т.р. 1. Чистая прибыль 279 5 1395 2. Выручка 1555 2 3110 3. Валюта баланса 1460 2 2920 4. Собственный капитал 245 10 2450 5. Общие затраты 174 2 348
1) Среднее арифметическое значение: (1395 + 3110 + 2920 + 2450 + 348) / 5 = 2045 т.р. 2) Максимальное значение – 3110 т.р. Минимальное значение – 348 т.р. 3) Сравним со средним арифметическим, чтобы определить какой сильнее отклоняется от среднего (3110 – 2045) / 2045 * 100% = 52% (2045 – 348) / 2045 * 100% = 83% 4) Общие затраты и выручка более чем на 30% отклоняются от среднего, поэтому исключаем их при дальнейших расчетах. 5) Считаем новое среднеарифметическое значение: (1395 + 2920 + 2450) / 3 = 2255 т.р. 6) Полученное значение округляем в большую сторону: 2255 * 1,2 = 2706 т.р. 7) Из полученного интервала выбираем наиболее круглое: 2500 – единый уровень существенности. Полученный единый уровень существенности необходимо распределить. Существует два метода распределения единого уровня существенности: 1. между статьями отчетности 2. между дебетовыми и кредитовыми оборотам по активным и пассивным счетам. Мы распределим вторым методом.
Таблица № 2.3 РД 3 - «Распределение единого уровня существенности по дебетовым и кредитовым оборотам активных счетов» Номер счета Дебетовый оборот, тыс. руб. Доля оборота по счету, % Уровень существенности, тыс. руб. Кредитовый оборот, тыс. руб. Доля оборота по счету, % Уровень существенности, тыс. руб. 10 13,2 0,05 1,32 13,2 0,05 1,34 19 23,28 0,09 2,32 23,28 0,09 2,37 26 872,3 3,48 86,92 872,3 3,55 88,71 50 293,61 1,17 29,26 293,61 1,19 29,86 51 11 641,72 46,4 1160,07 11 641,72 47,36 1183,96 52 30,54 0,12 3,04 30,54 0,12 3,11 57 30,55 0,12 3,04 30,55 0,12 3,11 58 2,5 0,01 0,25 0 0,00 0,00 62 12 177,37 48,54 1213,44 11 670,33 47,47 1186,87 71 0,00 0 0 1,82 0,01 0,18 97 3,39 0,01 0,34 4,85 0,02 0,49 Итого 25 088,46 100,00 2500,00 24 582,20 100,00 2500,00
Таблица № 2.4 РД 4 - «Распределение единого уровня существенности по дебетовым и кредитовым оборотам пассивных счетов» Номер счета Дебетовый оборот, тыс. руб. Доля оборота по счету, % Уровень существенности, тыс. руб. Кредитовый оборот, тыс. руб. Доля оборота по счету, % Уровень существенности, тыс. руб. 02 0,00 0,00 0,00 3,96 0,03 0,67 60 412,58 2,91 72,72 415,29 2,80 69,91 66 134,70 0,95 23,74 19,41 0,13 3,27 68 417,10 2,94 73,52 544,63 3,67 91,68 69 89,52 0,63 15,78 93,45 0,63 15,73 70 338,45 2,39 59,66 351,31 2,37 59,14 75 181,21 1,28 31,94 264,93 1,78 44,60 76 9 985,00 70,40 1759,98 10 497,97 70,68 1767,12 80 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 84 244,00 1,72 43,01 0,00 0,00 0,00 90 1 803,22 12,71 317,84 1 803,22 12,14 303,54 91 173,61 1,22 30,60 173,61 1,17 29,22 99 404,05 2,85 71,22 684,00 4,61 115,14 Итого 14 183,44 100,00 2500,00 14 851,78 100,00 2500,00
Виды и порядок определения аудиторского риска отражены в Международном стандарте аудита МСА 400 и в российском Федеральном правиле (стандарте) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности». Аудиторский риск – это риск выражения ненадлежащего аудиторского мнения в случаях, когда в бухгалтерской отчетности содержатся существенные искажения. Чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня, аудитору следует использовать свое профессиональное суждение. Аудиторский риск включает три составные части:  неотъемлемый риск (НР);  риск средств контроля (КР);  риск необнаружения (РН). Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. Формулу определения общей величины аудиторского риска можно представить как произведение всех видов рисков: АР= НР * КР * РН, где АР — общая величина аудиторского риска. Неотъемлемый риск – вероятность появления существенных искажений в конкретном бухгалтерском счете, статье баланса, группе однотипных хозяйственных операций, отчетности в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля аудируемого лица или при условии допущения отсутствия таких средств. Риск средств контроля – вероятность того, что существующие у аудируемого лица и регулярно применяемые им средства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля не позволят своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и препятствовать возникновению таких нарушений. Риск необнаружения – вероятность того, что применяемые в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально имеющиеся существенные по отдельности либо в совокупности нарушения. При разработке подхода к проведению аудита аудитор принимает во внимание предварительную оценку риска средств контроля, а также оценку неотъемлемого риска. Это необходимо для того, чтобы определить надлежащий риск необнаружения, который может быть принят во внимание в отношении предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для определения характера, временных рамок и объема аудиторских процедур по существу. По каждому компоненту риска аудитор дает субъективную оценку вероятности искажений, и лишь величина риска необнаружения целиком зависит от самого аудитора. Аудитор обязан на основе оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск необнаружения и с учетом его минимизации спланировать соответствующие аудиторские процедуры. На величину аудиторского риска влияют:  уровень знания персоналом системы бухгалтерского учета;  уровень изменений в нормативно-правовой системе;  степень компьютеризации;  порядок сменяемости руководства;  оценка полученных результатов и их полнота;  количество необычных операций;  надежность системы внутреннего контроля аудируемого лица. Риск никогда не может быть сведен к нулю, поэтому задача аудитора состоит в минимизации вероятности возникновения ошибок. Оптимальным методом снижения аудиторского риска является использование системного подхода. Такой подход подразумевает стандартизацию всех существенных моментов контроля, тестирования, учета и представления информации. Между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля существует обратная связь. Если аудиторская организация оценила внутрихозяйственный риск и риск средств контроля как высокие, она обязана снизить, насколько возможно, риск необнаружения, т.е. проводить работу более детально и тщательно, увеличив количество или содержание применяемых аудиторских процедур, а также затраты труда и времени, необходимые для проверки, что позволит снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Если установлено, что внутрихозяйственный риск и риск средств контроля имеют оценку ниже высокой, аудиторская организация может позволить себе снизить реальные трудозатраты и применить менее трудоемкие методы получения аудиторских доказательств. В таблице № 2.5 показано, каким образом приемлемый уровень риска необнаружения может изменяться в зависимости от оценок внутрихозяйственного риска и риска средств контроля. Таблица № 2.5 Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска Аудиторская организация оценивает риск средств контроля как: высокий средний Низкий при этом уровень риска необнаружения, который можно допустить, будет: Аудиторская организация оценивает внутрихозяйственный риск как: высокий самый низкий ниже среднего Средний средний ниже среднего средний выше среднего низкий средний выше среднего самый высокий
После того как аудитор оценил систему внутреннего контроля, уровень существенности и аудиторский риск, ему необходимо сформировать план и программу аудита.
2.3. Формирование плана и программы аудита расчета с поставщиками и подрядчиками
Планирование аудита является начальным этапом проведения аудиторской проверки, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного общего плана и программы аудита. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; аудиторский риск. В общем плане определяется способ проведения аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией при проведении аудиторской проверки на предприятии. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора, необходимых для детальных проверок. При этом определяются, какие разделы бухгалтерского учета подлежат проверке, и программа аудита составляется по каждому разделу учета. Приведем пример нескольких планов аудиторской проверки:
1. Таблица № 2.6 РД 5 – «План аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками» Проверяемая организация _____________________________________ Период аудита ______________________________________________ Количество человеко-часов____________________________________ Руководитель аудиторской группы_____________________________ Состав аудиторской группы___________________________________ Планируемый аудиторский рис_________________________________ Планируемый уровень существенности________________________
№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечание 1 Наличие и правильность оформления документов, поступивших от поставщиков 2 Правильность ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками 3 Проверка своевременности проведения инвентаризации расчетов 4 Проверка наличия задолженности с истекшим сроком исковой давности.
2. Таблица № 2.7 РД 5 – «План аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками» Проверяемая организация Период проверки Число человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы
№ п/п Планируемые виды работ Период проведения аудита Исполнитель Примечания 1 2 3 4 5 1 Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками При возникновении необходимости привлечения эксперта 2 Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 3 Проверка состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками 4 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками 5 Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 6 Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками
Мы выберем второй пример плана аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. На основании этого плана разработаем программу аудита.
Таблица 2.8 РД 6 «Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками»
Проверяемая организация Период проверки Число человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности № п/п Перечень аудиторских процедур по разделам аудита Период проведения аудита Исполнитель Рабочие документы аудитора Примечания 1 2 3 4 5 6 1
1.1
1.2 Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками
Экспертиза догово-ров с поставщиками
Экспертиза догово-ров с подрядчиками Договор, со-глашения, контракты; копии пере-писки или заключение эксперта (в случае его привлечения При провер-ке приме-нять непред-ставительную выборку
2 Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Первичные до-кументы (нак-ладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки) При осущес-твлении про-верки по пос-туплению ТМЦ-приме-нять 2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6 Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ принятия к учету работ, услуг Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг Проверка законности ПУД Проверка соблюдения графика документооборота Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах Проверка организации хранения документов и организации доступа ПУД договоры, складского уче-та, книги поку-пок, графики документообо-рота, организа-ционно-распо-рядительная документация по вопросам хранения и доступа к пер-вичной учетной докупентации репрезента-тивную вы-борку (метод систематичес-кого отбора), операции по принятию к учету услуг (работ)- вы-борка не-представи-тельная 3
3.1
3.2 Проверка состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию Регистры бух-галтерского учета,акты све-рок, ответы на запросы постав щикам, решения судов в части призна-ния задолжен-ности безна-дежной ко взысканию и другие подоб-ные документы Провести вы-борочную ин-вентаризацию задолженнос-ти, списанные безнадежно долги прове-рить сплош-ным методом
4 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и под-рядчиками Регистры бух-галтерского учета, первич-ные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи), договоры и др. Проверку проводить сплошным методом 4.1
4.2
4.3
4.4
4.5 Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам Проверка расчетов по векселям выданным Проверка расчетов по коммерческим кредитам Проверка расчетов по претензия Проверка учета курсовых и суммовых разниц 5
5.1
5.2 Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками Регистры анна-литического учета, регистры синтетического (сводного) уче-та, отчетность
6
6.1
6.2
6.3 Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам Налоговый учет сомнительной задолженности Налоговый учет сумовых разниц Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, догово-ры, первичные документы 6.4 Учет налога на добавленную стоимость
Руководитель аудиторской организации Руководитель аудиторской группы
3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки 3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование
При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этого являются: - отсутствие много кратного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии); - сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; - большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; - значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности. В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств. Аудиторская проверка организации первичного учета строится по схеме: 1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы. Внутренние факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность. 2. Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур. 3. Определяется примерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке. Один из вариантов опросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, представим в таблице № 3.9. При проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг. Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностей проводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощью случайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услуг проводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, представляемых проверяемой организации за определенный период, которую можно получить в устном опросе используя учетные регистры за предыдущие периоды. При проведении данной процедуры аудитор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем аудитор проверяет наличие счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке, при этом используя журнал регистрации счетов-фактур. После чего аудитор сверяет данные этих документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работам, услугам. Проверка законности оформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками. Проведение этой процедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры аудитор выявляет общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и , выявив нарушения, отражает их в акте проверки. Информацию по операциям, где документов не было обнаружено, либо они оформлены неверно (отсутствуют отдельные реквизиты, либо в документах имеются неоговоренные исправления) обязательно учитывают в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета. Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу №9, что бы проследить основные этапы документооборота |