Основная цель аудиторской проверки
расчетов с поставщиками и подрядчиками
– установить соответствие совершенных
операций по расчетам с поставщиками
и подрядчиками действующему законодательству
и достоверность отражения этих
операций в бухгалтерской отчетности.
Согласно основной цели аудитору в
первую очередь необходимо проверить
наличие договоров с поставщиками
и подрядчиками, правильность их оформления
и соответствие содержания договоров
экономическому смыслу совершенных
сделок. При этом все сделки с
поставщиками и подрядчиками можно
разделить на две группы в зависимости
от предмета и сущности заключаемых
договоров.
В первую группу входят
расчеты с поставщиками. Предмет
договоров данной группы —
приобретение любых товаров и
имущественных прав. Основные формы
заключаемых договоров в рамках
этой группы: договор купли-продажи,
договор поставки, договор энергоснабжения,
договор мены.
Во вторую группу входят расчеты
с подрядчиками. Предметом договоров
этой группы является выполнение определенной
работы и сдача ее результата заказчику.
Основные формы договоров: договор подряда,
договор возмездного оказания услуг, договор
на выполнение НИОКР. Подобное деление
на группы обусловлено тем, что специфика
договоров внутри каждой из групп требует
различных подходов при проведении аудита.
В первую очередь это разница в используемых
приемах сбора аудиторских доказательств
и порядке построения аудиторской выборки.
В ходе аудита данного
раздела учета подлежат проверке:
поступление товарно-материальных
ценностей (выполненных работ,
оказанных услуг), в том числе
неотфактурованные поставки и
поставки, обеспеченные векселями;
выставленные поставщикам и подрядчикам
претензии; списанные безнадежные
к взысканию долги; выданные
авансы и полученные коммерческие
кредиты. При этом особое внимание
должно быть уделено просроченной
задолженности и задолженности
с истекшим сроком исковой
давности. Аудитору следует выяснить
причины возникновения такой
задолженности и уточнить, какие
были приняты меры к ее взысканию.
При наличии дебиторской задолженности
необходимо установить дату и
причину ее возникновения.
В случае, если среди контрагентов
предприятия есть поставщики-нерезиденты,
осуществляющие поставки за иностранную
валюту, следует выяснить, как велся
учет курсовых ризниц, и уточнить, производился
ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками»
на отчетную дату. При наличии договоров
с поставщиками и подрядчиками, выраженных
в иностранной валюте, необходимо определить,
перечислялись ли по указанным договорам
авансы либо задаток, так как пересчет
указанных в связи изменением курса валюты
после принятия их к бухгалтерскому учету
не производится.
При применении на предприятии журнально-ордерной
формы бухгалтерского учета, все
операции по расчетам с поставщиками
и подрядчиками отражаются в журнале-ордере
№ 6. При ведении учета с использованием
средств автоматизированной обработки
данных — все операции группируются в
различных аналитических карточках и
ведомостях аналитического и синтетического
учета.
Данные синтетического и аналитического
учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками должны давать полное представление
о расчетах:
- с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срок расчетным документам;
- с поставщиками по неотфактурованным поставкам;
- по авансам выданным;
- с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
- с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.
Основные источники информации
для проверки данного раздела
учета:
- договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
- счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях -таможенные декларации);
- накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
- документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и пр.);
- журналы регистрации счетов-фактур;
- книга покупок;
- регистры аналитического и синтетического учета по счетам 19,60,68,76.
План и программа проведения
аудита расчетов с поставщиками и
подрядчиками строятся с учетом результатов
проверки системы внутреннего контроля
данного раздела, оценки ее надежности.
При этом план аудита должен охватывать
следующие основные направления проверки:
- правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками, покупателями с позиций действующего законодательства;
- организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Содержание аудиторских процедур
по учету расчетов с поставщиками
и подрядчиками может иметь следующий
вид.
- Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками. Выделяют следующие виды договоров.
- Договоры с поставщиками. Договорами этой группы оформляют операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. В ходе проведения аудита аудитору необходимо убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки.
- Договоры с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура – подтверждение факта выполненных работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг.
- Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
При проверке учета расчетов с поставщиками
и подрядчиками аудитору необходимо
оценить качество первичной информации,
поступающей в систему бухгалтерского
учета. Связано это с тем, что практически
все документы по расчетам поступают на
предприятие извне, увеличивая риски существенных
искажений, т.е. повышая требования к надежности
аудиторских процедур. Анализ организации
первичного учета позволит аудитору более
квалифицированно провести основные аудиторские
процедуры по данному разделу и более
обоснованно определить объемы выборки
и способы отбора элементов проверяемой
совокупности, а также позволит определить
качество первичной учетной документации,
которая будет использоваться аудитором
в качестве аудиторских доказательств.
При проведении аудита организации
первичного учета по разделу учета
расчетов с поставщиками и подрядчиками
применяются следующие методы сбора
аудиторских доказательств:
- Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг;
- Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг;
- Проверка законности первичной учетной документации;
- Проверка соблюдения графика документооборота;
- Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах;
- Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации.
Сведения, полученные в ходе аудита
организации первичного учета по
этому разделу, используются для
определения дальнейшей тактики
проведения проверки учета расчетов
с поставщиками и подрядчиками.
- Проверка состояния дебиторской и кредиторской задолженности.
Проверка реальности дебиторской
и кредиторской задолженности. Цель
процедуры – достижение уверенности
в том, что задолженности контрагентов
и задолженности перед контрагентами
числятся на счетах учета в реальных
значениях. Наиболее эффективным способом
проведения данной процедуры является
инвентаризация расчетов.
Проверка правильности списания дебиторской
и кредиторской задолженности, безнадежных
ко взысканию. Процедура проводится,
если на предприятии происходили
случаи списания дебиторской задолженности
со счета 60 в виде авансов выданных
и кредиторской задолженности по
полученным товарам.
- Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
- Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам;
- Проверка расчетов по векселям выданным;
- Проверка расчетов по коммерческим кредитам;
- Проверка расчетов по претензиям;
- Проверка учета курсовых разниц.
- Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета.
- Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
- Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками
- Проверка налогового учета процентов по векселям и коммерческим кредитам;
- Проверка учета налога на добавленную стоимость
Проводя аудит расчетов с поставщиками
и подрядчиками, аудитор должен знать
о возможных ошибках и нарушениях,
свойственных данному разделу учета.
Наиболее типичные из них можно сгруппировать
следующим образом:
В части организации первичного
учета:
- Арифметические ошибки при измерении количества, веса, размеров и т.п.;
- Регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;
- Отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
- Нарушения, допущенные при оформлении первичного документа;
- Ошибки при регистрации документа;
- Несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;
- Нарушение сроков хранения документации в архиве;
- Уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
- Нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией.
В части организации бухгалтерского
учета:
- Перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;
- Несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности;
- Возмещение входного НДС по неотфактурованным поставкам;
- Отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;
- Несвоевременное предъявление претензий поставщикам;
- Ошибки при исчислении курсовых разниц;
- Пересчет на отчетную дату или на дату принятия к учету товаров (работ, услуг), дебиторской задолженности (по авансам и задаткам), выраженной в иностранной валюте;
- Неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам, либо за счет прочих расходов;
- Отражение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками без учета процентов (дисконта), если в организации присутствуют операции с выданными процентными векселями и договора коммерческого кредита;
- Отсутствие аналитического учета по: поставщикам, не оплаченными в срок расчетными документами, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям, просроченным оплатой векселям и др.;
- Нарушение методологии учета в части неверно составленных корреспонденций счетов.